Найти в Дзене
Аргументы и факты – aif.ru

Пункт назначения. Кровавое крушение поезда в Купавне строго засекретили

Оглавление
   Внутренний вид вагона.
Внутренний вид вагона.

Полвека назад начало сентября в Подмосковье выдалось теплым и солнечным. Погода возвращала людей в мыслях к отпускам и каникулам. Те, кто садился в электричку на станции Купавна, не думали о плохом. Но некоторым оставалось жить считанные минуты.

Профилактические работы

В 1970-х годах постулат «Плохих новостей в СССР не бывает» работал как часы. Если была хоть какая-то возможность не предавать ЧП огласке, именно так и поступали.

О том, что случилось 5 сентября 1975 года на подмосковной станции Купавна Горьковского Московской железной дороги, знали только те, кого это затронуло непосредственно. А основные детали случившегося сохранились, по сути, только в официальных документах.

Тем утром на станции были запланированы плановые профилактические работы — промывка проводов на стрелочных переводах двух главных путей.

Дежурный по станции товарищ Кукоба в 10:30 дал разрешение, и стрелочные переводы были отключены. Электромеханик Самойлов приступил к делу, как и полагалось, надев красный колпачок на стрелочную рукоятку выключенных стрелок.

Ошибка за ошибкой

Но при этом Самойлов не выполнил второе действие — не вынул из пульта контрольные лампы положения стрелочных переводов, подающие дежурному сигнал о том, в каком положении стрелка находится.

В последующие четыре часа никаких проблем не возникало — поезда шли в режиме, не требующем перевода находящегося на обслуживании съезда № 2/4.

А вот затем потребовалось перегнать электровоз, и для этого стрелки необходимо было перевести вручную. Дежурный Кукоба отправил для этого стрелочницу Абрамову.

Та выполнила необходимые действия, электровоз перегнали, а вот дальше случилась роковая ошибка. Стрелочница вернула в изначальное положение стрелку 2, но не сделала этого со стрелкой 4.

На пульте дежурного лампы горели зеленым светом — напомним, электромеханик не вынул их, как полагалось.

В этот самый момент на станцию Купавна прибыла электричка, следующая в Москву. Пассажиры торопливо заполняли вагоны, думая о насущных делах. Но добраться до пункта назначения суждено было не всем.

   Электровоз. Фото: ru.wikipedia.org
Электровоз. Фото: ru.wikipedia.org

Осторожно, двери закрываются...

Бригаду электропоезда № 835 составляли машинист Ерохин и помощник машиниста Чечнев. Увидев выходной сигнал светофора, железнодорожники закрыли двери поезда и тронулись. Состав быстро набирал ход.

По второму главному пути на станцию въезжал грузовой состав с щебнем. При прохождении той самой стрелки 4 электропоезд устремился в сторону товарняка.

«Машинист электропоезда Ерохин, помощник машиниста Чечнев невнимательно следили за положением остряков стрелочного перевода № 4, который был приготовлен не на 1-й, а на 2-й путь, чем нарушили ПТЭ», — говорилось в официальных документах, сообщавших о крушении. Но вряд ли у бригады электрички оставалось время на то, чтобы отреагировать.

«Первый вагон грузового поезда оказался на верху электрички»

Первый вагон электропоезда и тех, кто в нем находился, спасли конструкторы. Головные вагоны электропоездов типа ЭР1 имеют округлую форму, и из-за этого первый вагон электрички, ударившись в грузовой состав по касательной, был отброшен в сторону. Но дальше пассажирские и товарные вагоны стали налетать друг на друга, превращаясь в груду обломков.

   Электропоезд ЭР1. Фото: ru.wikipedia.org
Электропоезд ЭР1. Фото: ru.wikipedia.org

Тот самый электромеханик Самойлов, ставший свидетелем последствий, дал следующие показания: «Мы взяли инструмент и пошли к мастерской. По I главному пути шла электричка, когда была середина состава, я услышал скрежет и обернулся. Первое, что я увидел: по II главному пути шел электровоз. Первый вагон грузового поезда оказался на верху электрички. Товарный состав был разорван ею. При электровозе осталось 8 вагонов, причем 6, 7, 8 вагоны с головы поезда получили повреждение».

Другие свидетели определяли картину происшествия коротко: «Месиво». Полностью разрушенными оказались десять вагонов товарного состава и три вагона электрички.

Подписка о неразглашении

Спасать пострадавших бросились все, кто оказался рядом — сотрудники станции, пассажиры, которым посчастливилось не попасть в роковую электричку, жители ближайших домов. Вскоре к месту событий прибыли грузовики с военнослужащими расположенной неподалеку воинской части — МЧС в ту пору не было, и ликвидация последствий крушения легла главным образом на работников железной дороги, а также солдат и офицеров.

Военные вместе с милицией обеспечили оцепление района катастрофы. ГАИ занималась организацией подъезда машин скорой помощи.

Движение поездов из-за крушения было прервано на 17 часов. Никакой информации о случившемся решили в публичное поле не давать. К свидетелям постучались товарищи в штатском, попросив подписать бумаги о неразглашении.

Для внутреннего пользования

Побочным эффектом этого стали слухи, согласно которым в Купавне погибли около 600 человек. Число абсолютно нереальное, и никоим образом не подтверждающееся фактами. Но и то, что было на самом деле, страшно — 18 погибших, 33 тяжелораненых. Количество тех, кто отделался легкими ранениями, сегодня установить невозможно.

Министерство путей сообщения устроило подчиненным встряску — было дано указание ужесточить дисциплину, пресекать факты небрежного отношения к служебным обязанностям.

Начальника станции, дежурного по станции и стрелочницу Абрамову объявили главными виновными — материалы на них передали в следственные органы. Правда, даже историки железнодорожного транспорта не знают, дошло ли дело до суда и выносился ли приговор. Все по причине того, что предавать огласке случившуюся беду не посчитали нужным. А, стало быть, и выводы остались только для служебного пользования.

АиФ в MAX https://max.ru/aif

АиФ в Телеграм

Официальный канал АиФ https://t.me/aifonline

АиФ. Здоровье https://t.me/aif_health

АиФ. На даче https://t.me/aif_dacha

АиФ. Кухня https://t.me/aif_food

Вопрос-Ответ — вопросы, ответы, викторины и интересные факты обо всем на свете. https://t.me/aif_vo