Искусствоведы веками рассказывали легенды о тайных смыслах картин.
Рентгенография разрушает эти легенды, обнажая скрытые детали.
Анжелюс Жан-Франсуа Милле
Сальвадор Дали подозревал, что картина скрывает трагедию.
Рентгенография подтвердила его подозрения: между крестьянами обнаружен детский гробик.
Милле переписал трагический сюжет, чтобы продать картину.
Черный квадрат Казимира Малевича
Рентгенография показала, что под квадратом скрывается геометрическая композиция и надпись.
Малевич закрасил свою шутку, спрятав её за псевдосерьезностью.
Черный квадрат был не только философским жестом, но и иронией.
Дама с единорогом Рафаэля
Рентгенография показала, что единорог был добавлен позже.
Рафаэль писал просто портрет девушки, а единорога добавили реставраторы.
Искусствоведы подхватили подделку и создали мифы о женской красоте.
Вид песков Схевенингена Хендрика ван Антониса
Рентгенография обнаружила выброшенного на берег кита.
Антонис сначала честно запечатлел сцену, но позже закрасил её.
Картина стала символом красоты, а не смерти.
Герцогиня Альба в черном Франсиско Гойи
Под слоем краски обнаружена надпись "только Гойя".
Гойя утверждал своё право на модель, но позже закрасил надпись.
Картина была личной и острой, а не траурной.
Монахиня Ильи Репина
Рентгенография показала, что это переработанный портрет светской дамы.
Репин закрасил оригинальный наряд и перерисовал лицо.
Картина стала свидетельством страсти и обиды.
Одевание невесты Гюстава Курбе
Под верхним слоем краски скрыт другой сюжет: подготовка к похоронам.
Курбе написал смерть, но кто-то изменил картину, чтобы продать её.
Трагедия уступила место радости, а живопись стала ширмой.
Старый гитарист Пабло Пикассо
Под образом старика скрыта сцена женщины с ребенком.
Пикассо уничтожил свои старые работы из-за бедности.
Творчество начиналось для него с акта насильственного уничтожения.
Дама с горностаем Леонардо да Винчи
Портрет выглядит как эталон гармонии, но при ближайшем рассмотрении оказывается вынужденной уступкой политике.
Леонардо первоначально описал девушку без горностая, который был добавлен под давлением заказчика.
Модель - Чечилия Галерани, любовница Лодовика Сфорца, герцога Миланского.
Горностай символизирует политическую принадлежность, так как Лодовик носил прозвище Эрмин или Горностай.
Политическая символика портрета
Портрет должен был не только запечатлеть черты лица, но и зашифровать положение и смысл существования модели.
Личное превратилось в публичное, и реальный человек уступил место политической эмблеме.
Тайны искусства и современные технологии
Заказчик всегда прав, и картина всегда содержит тайну.
Современные технологии позволяют погрузиться в процесс создания шедевров и открыть их тайны.
Искусство часто является компромиссом между художником, заказчиком, замыслом и цензурой.
Под слоями краски может скрываться история о страхе, сделках, нарушенных клятвах и свободе в искусстве.