Найти в Дзене
Eleнка

Я полиглот. Будни водителя автобуса.

Я родилась в средней полосе России. Мой родной язык русский. Мало того, у меня врождённая грамотность. С самого начала я писала без ошибок. С появлением телефона, компьютера и т9 в моей писанине появились опечатки. Я стараюсь перечитывать и корректировать, но бывает не замечаю. Меня это не сильно смущает, на фоне того что мне приходится порой читать мои опечатки не критичны. У меня проблемы с пунктуацией. Я так и не смогла запомнить ни одного правила. Знаки препинания ставлю по наитию. Тоже думаю не смертельно. Еще я знаю английский. Со словарем))). Ненависть к английскому языку у меня появилась в четвертом классе. Ровно тогда, когда я начала его изучать. Первые несколько лет мне еще удавалось вытягивать на более менее приличную оценку. Последние два года в школе я превратилась в ярого оппозиционера для своих учителей. Мало того поведение моё тоже было крайне вызывающим.В конце концов учительница английского не выдержала и сказала: -Я поставлю тебе тройку за год. Только пожалуйста,

Я может и не хотела бы знать какие-то слова, но жизнь за рулём учит.
Я может и не хотела бы знать какие-то слова, но жизнь за рулём учит.

Я родилась в средней полосе России. Мой родной язык русский. Мало того, у меня врождённая грамотность. С самого начала я писала без ошибок. С появлением телефона, компьютера и т9 в моей писанине появились опечатки. Я стараюсь перечитывать и корректировать, но бывает не замечаю. Меня это не сильно смущает, на фоне того что мне приходится порой читать мои опечатки не критичны.

У меня проблемы с пунктуацией. Я так и не смогла запомнить ни одного правила. Знаки препинания ставлю по наитию. Тоже думаю не смертельно.

Еще я знаю английский. Со словарем))). Ненависть к английскому языку у меня появилась в четвертом классе. Ровно тогда, когда я начала его изучать. Первые несколько лет мне еще удавалось вытягивать на более менее приличную оценку.

Последние два года в школе я превратилась в ярого оппозиционера для своих учителей. Мало того поведение моё тоже было крайне вызывающим.В конце концов учительница английского не выдержала и сказала:

-Я поставлю тебе тройку за год. Только пожалуйста, не приходи больше на мои уроки.

Я с удовольствием воспользовалась её предложением.

Как результат я знаю буквально несколько слов и могу приблизительно понять что от меня хочет иностранец на улице. А вот ответить уже не могу. Объясняю исключительно на пальцах.

Третий язык пришел в мою жизнь с замужеством .

Русский матерный. Этот я знаю в совершенстве.

Мама моя, женщина воспитанная в семье где уже несколько поколений исключительно педагоги, музыканты, художники. Словарный запас ее богат и купить еще одну книгу для нее важнее чем потратить деньги на хлеб.

Под таким влиянием, даже в старших классах, несмотря на чумной характер я не материлась.

Иногда, очень редко, у меня могло вырываться слово ,, б**"ть". Слово кстати вполне себе литературное, но произнося его я заливалась краской.

А вот за первый же год семейной жизни мой словарный запас заметно обогатился. Жизнь научила и заставила.

Мат мне не нужен для связки слов. У меня нет с этим проблем. Употреблять его я начинаю когда доведена до крайней степени нервного возбуждения. В чей адрес я высказываюсь для меня значения не имеет. Тормозов нет. Единственное, я стараюсь не матерится при маленьких детях.

Нынешняя моя работа дает мне тысячу поводов этот язык совершенствовать. Радует то, что я в кабине одна и выражаться можно с чистой совестью. Я подозреваю что в салоне может быть что-то слышно. Но ни кто не жалуется.

Вот он , обычный день обычного водителя общественного транспорта:

Не буду описывать процедуры медосмотра и принятия автобуса. Это рутина и обычно проходит как по маслу. Но вот я выезжаю за ворота парка и начинается...

Сегодня мой маршрут Жулебино-Садовод. Я еду на конечную станцию по Волгоградке. Идет ремонт дороги но правая полоса свободна. Я смотрю далеко вперед чтоб заранее увидеть стоящий посреди полосы отбойник, забытый бордюрный камень, да мало ли что ещё.

По этому открытый люк я замечаю в последний момент, издалека его не видно. Не по середине. Ровно под колесо. Тормозного пути мне не хватит, успев увидеть что соседняя полоса свободна я резко беру влево.

Получилось. Меня потряхивает, я еду и повторяю знакомые слова. Пока еще про себя.

Первые три круга по маршруту проходят как по маслу. Люди едут на работу. Они делают это каждый день, поэтому нет опоздавших и догоняющих. Быстро заполняют автобус, рассаживаются, едут молча. Мне нравится возить этот контингент.

Единственное что вносит перчинку в утренние часы это водители легковых.

Таксисты с их броуновским движением заставляют быть в постоянном напряжении. На дорогу они не смотрят и ты никогда не знаешь, в каком месте они остановятся или решат перестроиться.

Частники не лучше. Они обгоняют тебя по левой полосе, чтоб в метре перед твоим носом свернуть вправо и шмыгнуть во двор. Что дадут им выигранные пять секунд времени непонятно. И смогут ли они завершить манёвр тоже не ясно.

Мне кажется ни один из них не слышал о связи между массой машины и длинной тормозного пути.

Даже если я буду изо всех сил давить на тормоз я могу не удержать восемнадцать тонн . Столько весит автобус с полной загрузкой. А в часы пик все двадцать. Я конечно постараюсь, но...

Уже больше трех лет я вожу людей и знаю что при резком торможении пассажиры автобуса падают как кегли. Даже если скорость была пять километров в час. Последствия падения бывают плачевными.

Водители общественного транспорта стараются тормозить максимально нежно и если вы решили вынырнуть перед носом автобуса будьте готовы к тому что ваша машина может серьезно пострадать. Нам не важно избежать столкновения (если вы его спровоцировали) , в автобусе удар о легковую практически не заметен. Нам важно сберечь пассажиров.

Ну все, без происшествий. По расписанию обед. Через пару часов снова за руль.

Двенадцать дня. я подъезжаю к первой остановке. На ней маячит одинокое ,,синее"тело. Двери открываются, тело заползает и заплетающимся языком спрашивает:

-Садовод?

Я понимаю что тут может быть два варианта развития событий. Либо он уделает мне весь салон, либо уснет и мне нужно будет его разбудить и вывести из автобуса. Я не хочу. И я отвечаю:

-Нет, это конечная, автобус дальше не идёт.

Тело удивляется и выползает обратно на остановку. Я закрываю двери и уезжаю.

Прости мужик. На улице плюс двадцать два, ты не замёрзнешь. А на Садовод тебе нельзя. Там экземпляры в таком состоянии тут же вылавливает охрана, пакует в первый же отходящий автобус и отправляет назад в город.

Вторая остановка, метро Котельники.

Пять остановок в ряд на всем протяжении забиты маршрутками и таксистами. Сигналить бесполезно и я пристраиваюсь не доезжая.

-2

Толпа которая ждала мой автобус бежит к двери. Я активирую кнопки адресного открытия и на дверях загораются зеленые кружочки. Так требует инструкция.

Но пассажиры не стремятся открыть двери самостоятельно. Они стоят и смотрят на меня, я на них и во мне потихоньку начинает закипать волна раздражения и ехидства.Посидев минуту я открываю им двери сама.

Привыкшие (в этом районе) к маршруткам пассажиры не спешат войти во все двери. Они выстраиваются в очередь, хвост которой далеко на улице, у первой двери и медленно вползают оплачивая проезд через валидатор у моей кабины. Валидатор подвисает, женщина раз за разом тычет в него картой, стоящие у нее за спиной наблюдают за процессом. Посадка затягивается.

У меня лопается терпение, я захлопываю переднюю дверь чуть не прищемив нос стоящим на улице. Толпа оставшаяся снаружи пугается, начинает метаться, стучит в стекло.

Тут кто то замечает открытые среднюю и заднюю двери и все бросаются туда. Еще несколько секунд и посадка закончена. Едем.

Дальше по маршруту один пешеходный переход за другим. Люди спешат к метро. Еду максимально медленно. Далеко впереди вижу как у одного из пешеходных переходов топчется полный мужчина лет за пятьдесят. Топчется и смотрит в сторону приближающегося автобуса. Я знаю что сейчас будет и еще снижаю скорость. Еду уже максимально медленно.

Когда до автобуса остается метров двадцать мужчина стартует. Изо всех сил, пыхтя и переваливаясь с ноги на ногу он бежит через дорогу. Оказавшись ровно посередине моей полосы он резко снижает темп. Дальше он еле идет.

Я смотрю как он ползёт, сзади сигналят машины. Они не видят его.Тут узко, всего две полосы и сплошная.

Второй Покровский проезд. На остановке женщина с малышом в коляске и мужчина в наушниках. Оба носом в телефонах. Женщина подвозит коляску к краю остановки. Я стараюсь подъехать как можно ближе. Коляску завезти получилось без проблем. Мужчина стоит не поднимая головы от телефона. Я закрываю двери. И в этот момент мужчина поднимает голову и летит в сторону двери. Он сует в проём ногу и руку с пакетом. Надеюсь там не было ничего хрупкого. Я не переживаю за него самого. В автобусе стоит система ,,антизажим". Створки тут же размыкаются, мужчина вваливается в автобус и орет:

- ******* ты что, не видишь?

-Нет не вижу, сунь голову в следующий раз. Ты ей все равно не пользуешься.

Положа руку на сердце, я его действительно не видела. У автобуса много слепых зон. То что находится дальше полутора метров в сторону водитель не видит.

Едем. Следующая остановка ,,Поликлиника,,.

Выходит девушка с коляской. Коляску она почему-то толкает впереди себя. Автобус низкопольный и еще чуть наклоняется при открытии дверей, но остановка все равно немного ниже. Плюс автобус останавливается на расстоянии 20-40 сантиметров от бордюра. Это норма.

Коляска проваливается передними колесами и наклоняется. Малыш вываливается и повисает на ремне. Мамаша пытается одной рукой исправить положение, в другой руке у нее по прежнему прижатый к уху телефон. Нет слов.

Наконец я могу закрыть двери и двигаться дальше.

В последний момент я вижу бегущую вдоль дороги бабушку. Она машет руками , просит подождать. Она далеко, но старушку жалко. Я не обязана, но ладно, ждем.

Бабушка старенькая ждём долго.

Бабушка ковыляет вдоль автобуса , забегает в первую дверь и стучит мне в перегородку. Я открываю окошко чтоб услышать:

-А это какой автобус?

-739, Садовод.

- Выпустите меня, мне другой нужен.

Объяснять что у автобуса по периметру светящиеся табло считаю лишним. Просто открываю двери. Благо отъехать от остановки мы еще не успели.

Хочу тронуться но прямо передо мной уже припарковался таксист. Как обычно почти в плотную. Мигает аварийка и в салоне его нет. Видимо убежал в соседний магазин.

Выкрутив руль максимально в левое положение я смотрю как синий бампер моего автобуса ползет в нескольких сантиметрах от жёлтого. Маневрировать на узкой улочке на машине двенадцать метров длинной так себе удовольствие.

Следующая остановка ,, Белая дача".

Пять человек вышли, двое зашли. Подождав ещё чуть и убедившись что посадка-высадка закончена я закрываю двери. В этот момент мужчина которого прищемило десять минут назад вспоминает что это его остановка. Он подрывается с сиденья и проскакивает в закрывающуюся уже дверь. Ему опять зажимает ногу.

В этот раз он не орет. Проходя мимо кабины он смотрит на меня, я на него. Молча. Не знаю как он а я повторяю про себя знакомые слова.

Следующая конечная. Все слава Богу вышли без приключений и у меня есть десять минут передышки.

Перед автобусом мечется женщина с двумя пакетами и что-то кричит. Я пытаюсь прислушаться.

-Где вы ездите, уже час сижу, нет автобуса?!Куда звонить чтобы пожаловаться?!!!

Я знаю что автобус был. Десять минут назад он проехал мне навстречу. Значит она либо прошляпила момент сидя в телефоне, либо просто ее бесит само ожидание. Есть такие люди которым пять минут ожидания кажутся вечностью.

На парковке заметный ажиотаж. Водители сбились в кучку и оживленно разговаривают. Оказывается в одном из автобусов забыли клетчатую, клеенчатую сумку. Огромную, примерно мне по пояс высотой. Сумка забита под завязку. Как положено вызвали полицию и все дружно недоумевают как можно забыть такое. Это не книжка, не зонтик, не перчатки.

Ну что ж едем на посадку. На остановке толпа. Подъезжаю и люди бросаются под автобус. До метро ехать двадцать пять минут но никто не хочет ехать стоя. Они прижимаются к автобусу не боясь испачкаться и совершенно не думая о том что могут попасть под колесо. Одна мамаша толкает перед собой мальчика лет пяти. Я не стараюсь припарковаться правильно, боюсь проехать по ногам. Встаю так, как они меня поймали, и открываю двери. Люди стоящие перед кабиной видят выражение моего лица и возможно слышат в открытое окно что я о них думаю.

На улице яркое солнце, очень сильно бликует и мне плохо видно что происходит у средней двери. Там толпится народ. Ко мне бежит женщина:

-Там бабушка, помогите.

Я выхожу из кабины и вижу как в автобус заталкивают пустую инвалидную коляску.

-3

Вообще для инвалидов предназначена аппарель. При необходимости мы выдвигаем ее для посадки, но в мечущейся толпе я коляску просто не заметила.

Коляску толкнули вглубь автобуса и следом пытаются запихнуть бабушку которая без посторонней помощи не может стоять. Это плохо удается. Бабушка держится руками за двери и охает.

Автобус слегка наклонен поэтому коляска катится обратно на бабушку и в этот же момент двери начинают самопроизвольно закрываться выкручивая ей руки. Она кричит но двери все равно не отпускает, боится упасть.

Я упираюсь спиной в одну из створок и отталкиваю коляску обратно, ставлю ее поперёк. Антизажим срабатывает, двери открываются ,общими усилиями мы затаскиваем бабушку и усаживаем в коляску.

-Какого хрена вы ее из коляски достали?

Это было самое нейтральное что я могла сказать в тот момент.

-Она сама попросила, она без сопровождающих.

Никто не обидился, видимо тоже были на эмоциях.

Узнав у бабушки когда ей выходить я сажусь за руль.

До Котельников мы едем без происшествий. Раздражает только шум в салоне. Пищат малыши, орут и громко смеются подростки, две тетки громко разговаривают по телефону. Одна делится народными рецептами, другая рассказывает о внуках.

На передней площадке, у моей кабины стоят двое.

Молодой человек лицом к двери на которой наклейка:

-4

То же самое через каждые пять минут звучит из динамиков в салоне но ему видимо все равно. То ли он от всего абстрагировался и не слышит. То ли считает что его царскую особу это не касается.

И еще женщина. Лет сорока. Она каждые две минуты заглядывает через стекло в кабину. Наличие таблички:

-5

ее тоже не смущает. Каждый раз она задает новый вопрос:

-А через сколько остановок Котельники?

-А сколько еще времени ехать?

-А остановку объявят?

-А вы мне скажете когда выходить? Вдруг я пропущу...

После четвертого вопроса я не выдерживаю:

-Женщина, оставьте водителя в покое. В салоне больше пятидесяти пассажиров, поговорите с ними.

-Я же переживаю.-обиделась и отстала.

У метро Котельники как правило выходят все пассажиры, редко когда один-два едут до конечной. Я открыла двери и пошла вывозить бабушку.

-Я боюсь.

Она вцепилась руками в поручень.

-Боитесь а без сопровождения путешествуете. Давайте я вас вывезу.

По аппарели коляска выкатилась мягко, без толчков. Бабушка радостно заулыбалась.

-Спасибо!

Когда я закрывала двери, в салон прошмыгнула парочка.

Через пару минут на конечной они спросили как сесть в автобус который идёт в обратную сторону. Перепутали направление. Ну хоть не просили выпустить посередине дороги.

Все, десять минут стоим и на следующий круг. Еще пять раз повторим. (Ну как повторим. Это каждый раз по новому, где то смешно, а где то бесит до зубовного скрежета.) И домой.

Точнее в парк, помыть автобус, заправить, закрыть путевку.

А потом уже домой. С облегчением что все закончилось, чувством выполненного долга и осознанием того что весь запас матерных слов ты повторил какминимум трижды про себя. А местами и вслух.