Polityka | Польша
В мире происходит масштабное переформатирование системы международных отношений, но Польша в этой игре не участвует, пишет Polityka. И винить в этом должна только себя. Америке Варшава безразлична, в ЕС вес не велик, даже Украина ее ни во что не ставит. Так что приходится отойти на обочину.
Матеуш Маззини (Mateusz Mazzini)
В то время, когда в мире происходит самое масштабное с конца Второй мировой войны переформатирование системы международных отношений, когда под боком у Польши растет и укрепляет свои позиции серьезный геополитический игрок, польские политики заняты спорами о том, кто когда ушел в отпуск.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
На эту ситуацию, чтобы оценить ее объективно, нужно посмотреть с перспективы Варшавы, Киева и Вашингтона. Еще год назад интересы этих трех столиц казались схожими, а в случае Польши и Украины даже неразрывно связанными. Варшава была верным союзником Киева несмотря на непростую общую историю, спорадические разногласия и маячащую на горизонте перспективу соперничества, в частности, на рынках сбыта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. При этом, вопреки ожиданиям Путина и его советчиков, США активно оказывали поддержку Владимиру Зеленскому. Правда, как оказалось, из-за страха перед применением Кремлем ядерного оружия поддержка эта была ограниченной и рассчитанной на деэскалацию. Тем не менее, она позволила украинцам сохранить свою государственность.
Те времена уже в прошлом
Прежней понятной и прямолинейной системы отношений больше нет. Кажется, что все это было очень давно, в какие-то древние времена. Менее чем за год международный порядок, установленный после 1945 года — хотя уже давно не такой прочный, как в начале, но все еще действующий на нормативном уровне — стал пережитком прошлого. Этот тезис нужно четко сформулировать и принять, так как без этого мы не сможем разобраться в том, что на самом деле происходит в мире сегодня. Либеральной системы правил, альянсов и партнерств, установленной на знаменитых конференциях в Бреттон-Вудсе, Сан-Франциско, а также в Ялте и Тегеране, больше не существует. Парадигма, оправдывающая американское военное присутствие в Европе, полностью исчерпалась, поскольку теперь Вашингтон видит своего экзистенциального врага не в Москве, а в Пекине. Демократия перестала быть синонимом свободы и процветания, по крайней мере, для новых элит США, которые перестают ее продвигать и поддерживать, а вместо этого открыто благоволят авторитарным формам правления, с которыми легче договариваться на языке бизнесменов или военных.
В международных отношениях больше не существует правил, непрерывно действующих с 1945 года.
Польские политики ведут себя так, словно бы они этих изменений не замечают или не хотят замечать. Причем неизвестно, что хуже. Внешняя политика США является продолжением их внутренней политики. Как сказал мне дипломат и сотрудник администрации Барака Обамы, а сегодня глава вашингтонского отделения Европейского совета по международным отношениям (ECFR) Джереми Шапиро (Jeremy Shapiro), дипломатия США вовсе не является утилитарной или коммерчески детерминированной. Наоборот, она максимально основана на определенных ценностях, вот только эти ценности противоречат тем, на которых был построен Европейский союз. Объединенная Европа для движения MAGA олицетворяет все то, с чем "магисты" борются: прогресс, регулирование, равенство, права человека, эмансипация меньшинств.
ЕС с точки зрения Трампа является трансатлантическим филиалом Демократической партии, к тому же более опасным, чем эта группировка, поскольку он более масштабен и лучше институционализирован. Верить в то, что американцы будут защищать кого-либо от России, потому что так написано в какой-то бумажке — значит выдавать желаемое за действительное.
«Чертов предатель!»: немцы гневно обрушились на Мерца после угроз в адрес России
Польша выходит из игры
Это тем более обидно и неразумно, что в момент рождения нового порядка, когда Европа эмансипируется и расставляет свои фигуры на шахматной доске, Польша добровольно отказывается от разговора о будущем. Будущем Европы, мира, но прежде всего о своем собственном. По мере того, как на континенте формируется новая оборонительная ось, где ЕС приобретает ранее недоступные ему компетенции, а Германия становится все более сильной в военном отношении страной, в Польше президентские и правительственные круги обвиняют друг друга в том, что участию в международных событиях они предпочитают отпуск. В итоге снова все решается за спиной поляков, с той разницей, что сегодня мы даже не стараемся добиваться того, чтобы у нас спрашивали мнения по ключевым вопросам.
В последние недели в СМИ прокатилась волна спекуляций о причинах отсутствия Польши на саммите в Вашингтоне. Нам рассказывают, будто польское правительство было уверено, что в США полетит Кароль Навроцкий. В итоге он не полетел. Ходят слухи, что администрация президента РП опасалась отмены визита, поскольку на 3 сентября уже была запланирована двусторонняя встреча Навроцкого с Трампом. Другая теория гласит, что в президентском дворце прикинули и решили, что существуют две реальные опасности: во-первых, в Белом доме могли поддержать идею европейских гарантий безопасности для Украины, что не понравилось бы внутреннему электорату президента, особенно сторонникам партии "Конфедерация", а во-вторых, Навроцкий мог бы выйти из альянса поддерживающих Киев стран – что имело бы для него негативные дипломатические последствия. В итоге команда президента якобы решила, что разумнее будет переждать. Впрочем, как бы там ни было, совершенно очевидно, что президентский лагерь руководствовался своими политическими, а не соображениями пользы для государства.
То же самое можно сказать и о правительственном лагере. Говорят, что Дональд Туск мог бы бороться за приглашение в Вашингтон, но не воспользовался такой возможностью – якобы потому, что он тоже не хотел давать Украине никаких гарантий от имени Польши. Возможно, это единственная область синергии между ним и Навроцким. С самого начала пребывания Трампа в должности, как только тема миротворческих сил на Украине появилась на повестке дня, Польша не устает повторять, что к такой миссии не присоединится. Это общая позиция премьер-министра, президента, а также глав МИД и Министерства обороны. Проблема в том, что, если такие силы будут созданы, страны, которые отправят на Украину военную технику или войска, автоматически займут более сильные позиции в игре за будущее Европы. Нам было бы намного выгоднее не говорить категорическое "нет", а просто сохранять гибкость. Ведь не обязательно сразу посылать войска, можно предложить материально-техническую поддержку, воздушную защиту – а не просто твердить, что мы свое уже сделали и на этом все.
Горячий разговор: Европа в шоке от позиции Трампа по санкциям против России
А думает ли вообще Трамп о Польше?
Кстати говоря, отсутствие Польши в Вашингтоне развеивает миф о якобы каком-то особом значении Польши для Трампа и MAGA. Особенно после победы Навроцкого. Некоторое время назад я спросил об этом бывшего члена руководства Министерства внутренней безопасности (Homeland Security; сегодня в администрации он уже занимает другую должность). На условиях анонимности он сказал: "При всем уважении, но Трамп не имеет ни малейшего представления о том, кто такие польские политики. Вы должны понимать, что для него в сфере внешней политике важны три игрока: Китай, Россия в контексте украинского кризиса и Ближний Восток в контексте конфликта в секторе Газа. Польша будет возникать в его сознании только в рамках одной из этих тем".
Да, конечно, лагерь Навроцкого (…) находится в контакте с окружением Трампа. Но это ни на что особо не влияет. Тот факт, что "Право и справедливость" (ПиС) передает некоторую информацию в Белый дом, не повышает автоматически статус Польши. Навроцкий не так важен для Трампа, как эти ключевые игроки, и уж точно не настолько, чтобы из-за него он поменял свою стратегию в отношении России. Это первое, что я хотел сказать о состоянии отношений между Варшавой и Вашингтоном.
Второе, это роль польского посольства и самого посла Богдана Клиха (Bogdana Klich). Не секрет, что его работой никто не доволен, даже МИД. (…) Клих — слабый руководитель диппредставительства. (…) Но дело не в персоналиях. Наш источник в руководстве МИД говорит прямо: "Неважно, кого мы там посадим, потому что все общение между людьми Навроцкого и Трампа происходит в обход посольства. МИД узнает все постфактум. У ПиС есть свои механизмы коммуникации с MAGA и посол им не нужен, они все решают сами. А если у них что-то не получается, они все сваливают на нас".
Трудно претендовать на сильную переговорную позицию в отношениях с США, если у вас номинальный посол, а премьер-министр и правительство живут и действуют в параллельных дипломатических реалиях.
Киев не оглядывается на Варшаву
А в то же самое время, когда Польша ослабляет свои позиции, их заметно укрепляет Украина. Страна, к которой наши элиты подходят по-прежнему по остаточному принципу, очень скоро при реализации своих стратегических интересов перестанет считаться с Варшавой. Недавно я спросил бывшего вице-премьера и министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебу, не разумнее ли Киеву, учитывая внутреннюю польскую турбулентность, поискать другого адвоката в Европе. Он спокойно ответил, что это уже давно происходит. В Киеве видят растущие антиукраинские настроения в Польше, поэтому люди Зеленского больше не вкладывают в отношения с Варшавой столько энергии, как это было раньше. Для них гораздо более важны скандинавские страны, главным образом, Финляндия, а также Франция и Германия. Что характерно, представители именно этих стран отправились в Вашингтон. Это не совпадение. Для Киева те игроки, которые могут что-то предложить, являются более важными партнерами, чем страна, с хаосом на внутриполитическом поле и с парализованными механизмами принятия решений.
России придется несладко: «шайка желающих» отправляется в Крестовый поход
Эффективность и активность Украины на фоне дипломатической слабости Польши не ограничивается военной сферой. Киев наращивает свою мягкую силу в Африке, пытаясь создать там противовес России. Украина предоставляет ноу-хау, оказывает техническую и тактическую поддержку тем, кто борется с деструктивными силами в своих странах. Она развивает партнерские отношения с теми, кто отстаивает демократию, например, с руководством Тайваня. Зеленскому удалось наладить отношения с такими важными странами Латинской Америки, как Чили и Аргентина. Особенно важно партнерство с Аргентиной, потому что ею управляет Хавьер Милей, —союзник Трампа, на которого американский президент во многом равняется. Мы видим, что каждый, кто хочет понять русский империализм и узнать, как от него защититься, обращается к Киеву.
А мог бы иногда обратиться и к Варшаве. У Польши для этого был отличный стартовый капитал. Более трех лет она играла роль эффективного защитника Украины, доказывая, что была права, увеличивая расходы на оборону и предупреждая об угрозе московского империализма. Сейчас этот капитал транжирится ускоренными темпами. Конфликт Навроцкого с Туском приводит к тому, что никакие достижения проукраинского Анджея Дуды или популярного на Украине Радослава Сикорского сегодня уже не имеют значения. Украина начинает все лучше и лучше справляться без польской поддержки, а Варшава тем временем пытается продолжать играть в игру, которая больше никому не интересна. Второго шанса не будет.