Найти в Дзене
RT на русском

«Не только группа в полосатых купальниках»: какими советскими фильмами лучше всего провожать лето?

  Gettyimages.ru
Gettyimages.ru

«Фильмы про советских красавиц-спортсменок-комсомолок, с лёгкостью укрощающих тигров, — для тех времён норма совершеннейшая. И смешно, и глаз радуется. А вы говорите: личные границы. А вы говорите: тонкий внутренний мир».

Не только группа в полосатых купальниках. Провожая лето, не навсегда, но всё же, со всеми его безумствами любви и закатными охами-вздохами на садово-парковых скамейках, давайте-ка вспомним парочку замечательных советских и вполне себе летних фильмов — про тигров и про женщин (куда ж мы без них), которые тех тигров с лёгкостью усмиряют, за хвосты таскают, пинками (и, конечно же, безусловной любовью) в клетки загоняют, с ними же фотографируются (срывая бурю аплодисментов и оваций) и их же заставляют прыгать с тумбы на тумбу. Совсем как нас, мужчин. Или нет? Или когда только мы сами этого захотим?

Походя и как бы между делом те непостижимые во всех отношениях женщины спасают от убытков советский торговый флот и советский самый лучший в мире цирк, способствуют поддержанию порядка на вверенных им кораблях, территориях (даже если и числятся там всего лишь уборщицами-кухарками), мужественно сносят обиды и козни всяческих завистников, обретая в финале и славу, и обожание народа, а кроме прочего — благосклонность маститых кинокритиков, щедро подсвеченную софитами легендарного «Ленфильма».

Речь о лентах «Укротительница тигров» (1955 год, режиссёры — Надежда Кошеверова и Александр Ивановский, фильм уступил лидерство проката с незначительным отрывом лишь фильму «Солдат Иван Бровкин») и «Полосатый рейс» (лидер проката 1961-го, режиссёр — Владимир Фетин). Тигров и в той и в другой картине предостаточно, а вот главных героинь — по одной на каждую. И если Людмила Касаткина с цирком свою жизнь никак не связала (хоть и убедила нас в обратном с экрана абсолютно), то Маргарита Назарова шагнула в кино именно что с цирковой арены (профессиональная дрессировщица тигров).

И возникает законное подозрение: вряд ли это всё случайно, скорее всего, на заказ, указующий перст партии большевиков просматривается, первому в мире государству рабочих и крестьян очень уж нужны молотобойщицы, совмещающие на досуге укрощение диких хищников с кройкой и шитьём, а ещё — с уборкой-глажкой-готовкой. И всё бы тут хорошо и логично уложилось-заиграло, если не вспоминать про равные права женщин и мужчин (в стране, которой нет), а ещё и про то, какое поколение представляют во всей красе и величии главные героини.

Касаткина и Назарова — практически ровесницы: 1925 и 1926 года рождения. Война, потери близких, юность в годину тяжелейших испытаний, выпавших на долю Отечества, — всё это в них зашито, как ни смейся с искорками в глазах, как залихватски ни разговаривай с миром на равных. Касаткина в эвакуации в полной мере ощутила, какова бывает жизнь, — что уж после такого образ уборщицы (пусть и киношный) при клетках с тиграми!.. У Назаровой того страшнее — угон в Германию на работы. В Союз вернулась в 1945-м. Такая принцесса что на кухне с кастрюлями, что с хищниками в море — как у себя дома, под одеялком уютным. Да и какие там одеялки...

И чуть о главных героях.

О мужчинах.

Безответная (ответная-ответная в финале) любовь Назаровой, грозный старпом Олег Петрович — фронтовик и артист фронтовой бригады Иван Дмитриев. А чуть было не зачахнувший от творческо-любовных метаний Касаткиной герой-мотоциклист Фёдор Ермолаев — любимый всенародно Павел Кадочников, рвавшийся на фронт не единожды, но Сталиным не отпущенный: «Он у нас снимается в фильме стратегического значения «Оборона Царицына» — вот пусть и снимается».

«А что же тигры?! — спросит дотошный читатель. — Совсем нас автор запутал!»

А тигры — они как модель бытия. Олицетворяют собой и в одной и в другой картине непредсказуемость жизни, вечный выбор «войти или не входить в клетку», превалирование душевного порыва над сухим практическим расчётом и ещё — любовь. Да, да, золотки мои, именно что любовь. Кто нас больнее всего ранит? Да тот, кто крепче всего любит: все границы стёрты — и нет защиты от любви... В то же время кто сбережёт нас от горестей и невзгод, железной лапой откинув их куда подальше. Опять и снова она — любовь та, не было б без неё печали...

Попалась тут недавно в сети (как током шибануло: в детстве знал, потом забыл) статья про Валентину Яковлевну Орликову — капитана дальнего плавания, первую в мире женщину — капитана большого морозильного рыболовного траулера, Героя Социалистического Труда. Родилась в 1915-м; во время Великой Отечественной — штурман Северного морского пароходства, участник переходов Нью-Йорк — Панамский канал — Сан-Франциско — Владивосток, штурман Балтийского пароходства. Остальное сами прочитаете. 70 лет жизни. Как эпос древних. А было такое не то чтобы совсем уж обыденностью, скорее... Много такого было.

Вот поэтому фильмы про советских красавиц-спортсменок-комсомолок, с лёгкостью укрощающих тигров, — для тех времён норма совершеннейшая. И смешно, и глаз радуется.

А вы говорите, личные границы.

А вы говорите, тонкий внутренний мир.

Всем осени — в ней и встретимся вновь.

Поговорим ещё о прекрасном — какие наши годы.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.