Найти в Дзене
Адвокат Швырёва Надежда

Верховный суд разоблачил махинации должников с единственным жильем

Многие считают, что на единственное жилье банкрота нельзя посягнуть ни при каких обстоятельствах — мол, действует исполнительский иммунитет. Но Верховный суд РФ в Обзоре судебной практики по делам о банкротстве граждан от 18.06.2025 четко разъяснил: если жилье стало «единственным» в результате хитрой многоходовочки — прощай, иммунитет. Разберу позиции ВС РФ на примере дел, где должники пытались использовать закон, как лазейку против кредиторов, но суд развеял их чаяния. Меня зовут Надежда Швырева. Я — руководитель Московской коллегии адвокатов «ШВЫРЕВА И ПАРТНЕРЫ» и уже более 20 лет специализируюсь на семейных спорах. В моем ТГ-канале вы найдете разборы реальных кейсов, рекомендации по решению сложных ситуаций и полезные советы из практики. Подписывайтесь, чтобы разбираться в тонкостях семейного законодательства. Если должник перед банкротством взял кредиты, а потом потратил их на покупку жилья, которое формально защищено исполнительским иммунитетом, суд может признать такое пов
Оглавление

Изображение создано при помощи ИИ
Изображение создано при помощи ИИ

Многие считают, что на единственное жилье банкрота нельзя посягнуть ни при каких обстоятельствах — мол, действует исполнительский иммунитет. Но Верховный суд РФ в Обзоре судебной практики по делам о банкротстве граждан от 18.06.2025 четко разъяснил: если жилье стало «единственным» в результате хитрой многоходовочки — прощай, иммунитет.

Разберу позиции ВС РФ на примере дел, где должники пытались использовать закон, как лазейку против кредиторов, но суд развеял их чаяния.

Меня зовут Надежда Швырева. Я — руководитель Московской коллегии адвокатов «ШВЫРЕВА И ПАРТНЕРЫ» и уже более 20 лет специализируюсь на семейных спорах.

В моем ТГ-канале вы найдете разборы реальных кейсов, рекомендации по решению сложных ситуаций и полезные советы из практики. Подписывайтесь, чтобы разбираться в тонкостях семейного законодательства.

1. Купил «единственное» жилье на деньги кредиторов — потеряешь его (пункт 29)

Если должник перед банкротством взял кредиты, а потом потратил их на покупку жилья, которое формально защищено исполнительским иммунитетом, суд может признать такое поведение злоупотреблением. Ибо формально это «единственное жилье», а по сути — попытка завуалированного обогащения за счет кредиторов. Посему жилье пойдет с молотка, а вместо него должнику предоставят более скромное, соответствующее прежним условиям.

Например, мужчина взял в долг везде, где давали: и в банках, и у добрых людей. Потом продал свою однушку (25 кв. м), где жил с матерью, и купил трешку (63 кв. м). Тут же уволился и лег на диван (о новой работе и не помышлял), финансовую активность свел к нулю, а кредиторов игнорировал.

В деле о личном банкротстве предприимчивый должник просил об исключении единственной жилплощади из конкурсной массы. Но суд схему раскусил: заключил, что должник действовал намеренно, чтобы «спрятать» деньги кредиторов в жилье, на которое нельзя обратить взыскание по закону. Такого вывода достаточно для констатации факта злоупотребления правом, в результате чего решено спорную квартиру продать, а должнику с матерью предоставить аналогичную той, что была ранее. Вот такая современная вариация «разбитого корыта».  

Но потеря работы для закредитованного лица — это не гарантированное уличение в злоупотреблении.

В другом деле суд сохранил крышу над головой должнику, который взял кредит на улучшение жилищные условий, но был уволен. Суд учел, что трудовые отношения расторгнуты не по его воле, более того, он упорно искал работу, но в течение года не получал дохода, из-за чего угодил в долговую яму. 

Пришлось банку, не потребовавшему залога своевременно, принять на себя риски неплатежеспособности заемщика.

 

2. Спрятал жилье за формальным дарением — остался без замещающего (пункт 30)

Иногда суд может разрешить продать единственное жилье должника вообще без предоставления замещающего (но только если очевидно, что без крыши над головой никто не останется). Особенно, если должник сам себе яму выкопал, подарив недвижимость родственникам аккурат перед банкротством.

Так, были у мужчины дом и однушка. Жили там посезонно всей семьей, не тужили. Но вот перед банкротством — раз! — и дом отошел по договору дарения взрослой дочке, которая и так не была обделена кровом.

Сделку кредиторы не оспаривали, но просили у суда разрешения продать «единственную» квартиру.

Суд заключил, что мужчина действовал недобросовестно, когда безвозмездно отдал имущество, чем существенно уменьшил конкурсную массу и причинил вред кредиторам. А то, что новый владелец — близкий родственник, не лишает должника возможности жить в подаренном доме и дальше.

Суд постановил: сам создал ситуацию с «единственным» жильем — сам и расхлебывай. Квартиру продадут без предоставления замены.

Хитрость не удалась. Правда, и кредиторы, обратив взыскание на однушку, «сожгли мосты» к обжалованию договора дарения дома.

Поэтому, прежде чем решаться на такие рискованные действия в обход интересов кредиторов, обсудите их целесообразность с надежным адвокатом. Он вас не только отговорит, но и предложит, как действовать по закону и по совести, и при этом сохранить имущество по максимуму.  

Если у вас остались вопросы или вам нужна профессиональная помощь в оформлении или проверке документов, а также консультация адвоката, пишите! Я и моя команда всегда готовы подставить вам плечо!

Оставьте заявку прямо сейчас, и мы оперативно разберем вашу ситуацию и проконсультируем по всем юридическим вопросам. Не бойтесь действовать!

Подписывайтесь на канал и жмите на колокольчик, чтобы знать, где заканчиваются границы допустимого и начинаются игры с огнем. Юридическая осмотрительность — лучшая защита от непредвиденных последствий.

Записаться на консультацию можно по тел. 8 (915) 105-61-28.