SHAPE \* MERGEFORMAT
Критерии оценивания словарного диктанта зависят от целей диктанта, класса обучения и требований конкретной школы, но основные принципы остаются неизменными.
Общие критерии:
Орфографическая грамотность: Правильное написание слов. Это основной критерий. Аккуратность: Отсутствие исправлений, грязи и помарок. Разборчивость: Слова должны быть написаны разборчиво, чтобы их можно было легко прочитать. Соблюдение каллиграфических норм: Правильное написание букв, соблюдение наклона и высоты. (Этот критерий менее значим, чем орфография, но может учитываться, особенно в младших классах).
Шкала оценивания (обычно пятибалльная):
Оценка “5” (“отлично”):
Нет ошибок. Работа выполнена аккуратно и разборчиво. (В некоторых случаях) Соблюдены каллиграфические нормы.
Оценка “4” (“хорошо”):
1-2 орфографические ошибки. Работа выполнена в основном аккуратно, возможны незначительные исправления. (В некоторых случаях) Незначительные отклонения от каллиграфических норм.
Оценка “3” (“удовлетворительно”):
3-4 орфографические ошибки. Работа выполнена неаккуратно, есть исправления и помарки. (В некоторых случаях) Заметные отклонения от каллиграфических норм.
Оценка “2” (“неудовлетворительно”):
5 и более орфографических ошибок. Работа выполнена небрежно, много исправлений и помарок, трудночитаемый почерк.
Вариации и дополнительные моменты:
Количество слов в диктанте: Оценки могут зависеть от количества слов в диктанте. Чем больше слов, тем больше допустимое количество ошибок для получения хорошей оценки. Например, в диктанте из 10 слов может быть допустима только 1 ошибка, а в диктанте из 20 слов – 2-3 ошибки. Сложность слов: Если в диктанте используются сложные слова, требующие знания правил орфографии, то критерии оценивания могут быть более строгими. Класс обучения: В младших классах критерии могут быть более мягкими, чем в старших. В начальной школе больше внимания уделяется аккуратности и каллиграфии, а в старших классах – орфографической грамотности. Индивидуальные особенности учащихся: Учитель может учитывать индивидуальные особенности учащихся (например, дислексию) при выставлении оценки. Учет исправлений: Некоторые учителя снижают оценку за исправления, даже если в конечном итоге слово написано правильно. Другие учителя не снижают оценку за аккуратные исправления. Важно уточнить этот момент у учителя. Словарные диктанты с грамматическим заданием: Если в диктанте есть дополнительное грамматическое задание (например, указать род существительного, выделить корень слова), то оценка за работу складывается из оценки за орфографию и оценки за грамматическое задание.
Пример:
Для словарного диктанта из 15 слов в 5 классе можно использовать следующие критерии:
“5” — нет ошибок. “4” — 1-2 ошибки. “3” — 3-4 ошибки. “2” — 5 и более ошибок.
Работа должна быть выполнена аккуратно и разборчиво.
Рекомендации:
Уточните у учителя критерии оценивания словарного диктанта, используемые в вашем классе. При подготовке к диктанту обращайте внимание не только на правильное написание слов, но и на аккуратность и разборчивость. Если сомневаетесь в написании какого-либо слова, лучше переспросить учителя.
Важно понимать, что словарный диктант – это не только способ проверки знаний, но и способ обучения. Анализ ошибок, допущенных в диктанте, помогает учащимся выявить пробелы в знаниях и улучшить свою орфографическую грамотность.