Найти в Дзене

Цель — Луна. Подробности по Starship HLS и Artemis-3.

Всем прекрасно известно, что программа «Артемида» призвана вернуть человечество на Луну. Однако на настоящий момент главным «бутылочным горлышком» является посадочный модуль, который планируется сделать на базе Starship. С течением времени внешний вид и сам корабль претерпевали немалые изменения, по этому давайте рассмотрим самую свежую информацию от SpaceX по этому вопросу. Сверху корабля, как всегда и предполагалось, расположены жилой отсек, системы жизнеобеспечения, системы управления и шлюз, доступ из которого на поверхность будет осуществляться посредством лифта, спускающего людей и грузы с 40 метровой высоты. Чуть ниже, под грузовым отсеком отсеком располагаются баки с топливом и посадочные двигатели — четыре кластера по три двигателя для мягкой посадки на Луну. Высокое место установки обусловлено тем, что про посадке на двигатели снизу (6 двигателей по схеме 3-3, стандартные для шипов) будет подниматься Лунная пыль, а под кораблём образуется кратер, который помешает стабильности
Оглавление

Всем прекрасно известно, что программа «Артемида» призвана вернуть человечество на Луну. Однако на настоящий момент главным «бутылочным горлышком» является посадочный модуль, который планируется сделать на базе Starship.

С течением времени внешний вид и сам корабль претерпевали немалые изменения, по этому давайте рассмотрим самую свежую информацию от SpaceX по этому вопросу.

Один из последних концептов.
Один из последних концептов.

Строение HLS. Жилые палубы.

Сверху корабля, как всегда и предполагалось, расположены жилой отсек, системы жизнеобеспечения, системы управления и шлюз, доступ из которого на поверхность будет осуществляться посредством лифта, спускающего людей и грузы с 40 метровой высоты.

Взлёт и посадка.

Чуть ниже, под грузовым отсеком отсеком располагаются баки с топливом и посадочные двигатели — четыре кластера по три двигателя для мягкой посадки на Луну. Высокое место установки обусловлено тем, что про посадке на двигатели снизу (6 двигателей по схеме 3-3, стандартные для шипов) будет подниматься Лунная пыль, а под кораблём образуется кратер, который помешает стабильности корабля после посадки.

Зачем HLS 3 атмосферных и 3 вакуумных двигателя? Планируется, что лунная версия будет запускаться также как обычная — с Земли на бустере. Двигателей посадки не хватит чтобы развить достаточную тягу для выхода на НОО. Также атмосферные двигатели будут основным средством маневрирования на лунной орбите (так как имеют встроенную систему зажигания и отклонение вектора тяги).

Опоры и посадка на неподготовленную местность.

Конечно этот вопрос давно волнует умы многих. Мол, как 50-метровая ступень буде садится на неровную поверхность Луны. Ответ довольно прост, хоть и не подтверждён официально:

  1. Выбор места посадки заранее. В нашем распоряжении есть LRO, который делает снимки с разрешением ~1 метр на пиксель (с орбиты 100 км). Также скорее всего будут запущены дополнительные спутники для сканирования рельефа Луны и выбора наиболее подходящего района высадки.
  2. Амортизирующие опоры. В случае посадки в небольшой кратер и/или непредвиденные «булыжники», могут помочь опоры с, например, корректируемой длиной. Например система чувствует углубление (с помощью радиолокации на стадии посадки) с одной стороны и выпускает одну из опор больше, чем другие.
  3. Вспомогательная система стабилизации. Например на основе однокомпонентных двигателей управления ориентацией (азот/гелий).
Все вариации лунного корабля HLS.
Все вариации лунного корабля HLS.

Орион и Артемида-2 и 3:

На данный момент планируется, что миссия Artemis-3, в ходе которой будет использоваться HLS, произойдёт а 2027 году.

В августе этого года была начата сборка ракеты-носителя SLS. Нижняя часть с установкой для двигателей была доставлена в KSC:

-3

Сборка корабля Orion также началась летом этого года. Корабль же для миссии A2 уже прошёл стадии сборки обтекателя и готов к установке для SLS. Ориентировочная дата запуска Артемиды-2 — начало февраля 2026 года.

Однако задержки с HLS показывают, что торопится им некуда. Моё личное мнение — Артемида-3 не ранее самого конца 2027-начала 2028 года.

Ещё очень многое предстоит отработать по программе Starship — новую версию v3, двигатели R3 в реальном запуске, орбитальный полёт (долговременный), дозаправка и ловля шипа башней OLM-B (T-Rex).

Тестовый бак В18.3 перед отправкой на испытания новой конструкции верхней секции ускорителей SuperHeavy.
Тестовый бак В18.3 перед отправкой на испытания новой конструкции верхней секции ускорителей SuperHeavy.

Ну а на этом у меня всё, спасибо за внимание.

Делитесь своими мнениями на счёт Артемиды-3 в комментариях 👇