Сколько у Раскольникова двойников?
Кто такие вообще двойники❔
Двойник – это герой, похожий на протагониста, повторяющий в чем-то его судьбу, имеющий похожие качества.
Зачем нужны двойники❔
Двойники помогают читателям лучше понять образ главного героя, а автору – более точно донести свою позицию как в отношении протагониста, так и происходящего в произведении в целом.
Сколько двойников у Раскольникова❔
Роман Достоевского так славно сложен, так художественно строен (хотя считается самым простым из "великого пятикнижия"), что манипулировать на тему двойников Раскольникова можно довольно долго.
1-й двойник, самый явный – Свидригайлов. Человек с нечистой совестью, страшный и загадочный персонаж. Являет собой проекцию того, чем мог бы быть Раскольников, если бы молодой студент пошёл дальше по пути совершения преступлений.
Главное, что их объединяет – фиксация на вседозволенности как главном принципе жизни. Но если Раскольников – теоретик, которому "практика" не удалась, то Свидригайлов, кажется, уже давно "практикует".
Я пишу: "кажется", потому что Достоевский не оставляет в тексте прямых доказательств того, что Свидригайлов совершал какое бы то ни было преступление.
Пересечений с Раскольниковым масса. Примечательно, например, то, что оба они способны и на добрые поступки: Свидригайлов помогает Мармеладовым, как и Раскольников.
Есть у них ещё одно сходство... Но я просто оставлю это здесь:
"Раскольников разглядел худенькое, но милое личико девочки, улыбавшееся ему и весело, по-детски, на него смотревшее. Она прибежала с поручением, которое, видимо, ей самой очень нравилось.
— Послушайте, как вас зовут?.. а еще: где вы живете? — спросила она торопясь, задыхающимся голоском.
Он положил ей обе руки на плечи и с каким-то счастьем глядел на нее. Ему так приятно было на нее смотреть, — он сам не знал почему".
Ну и сон Свидригайлова вспоминаем.
Просто один – белый, а другой – черный. С белой бородой.
2-й двойник – Разумихин.
Не случайно его фамилия начинается также на "ра-" и противопоставлена по значению фамилии Раскольникова (разум vs раскол, безумие).
Разумихин – в противоположность Свидригайлову – разумная проекция Раскольникова. Он такой, каким мог бы быть Раскольников в норме: студент, который всеми силами пытается честно заработать.
Разумеется, двойник Раскольникова не может не влюбиться в сестру главного героя ("влюбляются" в Дунечку и другие двойники – Лужин, Свидригайлов).
Но за этим чисто внешним сходством скрывается более интересная проекция: так как Дуня – тот же Раскольников, только в женском обличье (об их двойничестве я напишу позже), то, получается, союз Разумихина и Дунечки – это стремление преодолеть "раскол" в головах людей, который обозначен Достоевским как главная проблема.
Почти все герои отчасти Раскольниковы: Достоевский изображает героя своего времени. Просто одним героем обойтись сложно, ведь на сцене русской жизни теперь ведущую роль начинают играть разночинцы.
3-й двойник Раскольникова – Лужин.
Лужин, у которого Kandinsky упорно не хотел убирать усы, практичен и рационален, как и Раскольников. Размышляя о неуспехах, которые постигли его после рандеву с Раскольниковыми, он пытается найти им логическое объяснение:
"Ошибка была еще, кроме того, и в том, что я им денег совсем не давал".
Деньги, как замечает в другом месте Достоевский, для Лужина превыше всего. Между тем герой не понимает, что насильно мил не будешь. Точно так же и Раскольников пытается рациональным путем понять причину своего "раскола", произошедшего после преступления.
Лужин так же, как и Раскольников, склонен теоретизировать. Женитьба на Дуне для него – идеальный план по взятию девушки в законные наложницы, который на практике оказывается не так прост, потому что Лужин ошибочно полагает, что деньги решают всё.
Так и Раскольников: старушонку убил, деньги взял, а деньги-то... И не помогли.
Преступления Лужина – в покушении на свободу Дуни, попытке "убить" Дунечку духовно, а потом ещё – в попытке подставить Раскольникова и Сонечку. Заканчивается всё это каторгой бегством без раскаяния.
Бежит от себя и Раскольников – на каторгу. Не раскаиваясь.
4-й двойник Раскольникова – Сонечка.
Она, так же как и главный герой, совершает преступление. "Убивает" она, правда, не кого-то, а себя – духовно (причем за 30 сребряников целковых), совершает тяжкий грех, тяжесть которого осознает сама. Но и Раскольников тоже осознает, что своим преступлением он не старуху, а "себя убил".
Даже мотивы их грехов одинаковы. И Сонечка, и Раскольников движимы желанием помочь близким. И в обоих случаях их попытки оказываются тщетными: положение Мармеладовых принципиально не меняется (а отец и вовсе продолжает пить), а Раскольниковы обходятся без денег Родиона.
Тем не менее Сонечка, в отличие от Раскольникова, нравится каторжанам, и потенциальный их союз – это путь к искуплению обоих, ещё одна попытка – как и в случае Дуни и Разумихина – исправить дисгармонию "разума" и "раскола", ведь "Софья" в переводе с греческого значит "мудрость".
5-й двойник Раскольникова – его сестра.
То, что Дуня – сестра Раскольникова, есть лишь отправная точка для рассуждений об их двойничестве. Главное – "раскол", который происходит и у неё в голове: она так же, как и Сонечка, решается на преступление против своей совести и хочет принести себя в жертву, чтобы помочь брату. Брак с Лужином – расчет, чувств там нет.
Это тот же "жёлтый билет", только узаконенный, что замечает и Раскольников:
"И будь даже господин Лужин весь из одного чистейшего золота или из цельного бриллианта, и тогда не согласится стать законною наложницей господина Лужина! Почему же теперь соглашается? В чем же штука-то? В чем же разгадка-то? Дело ясное: для себя, для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти, себя не продаст, а для другого вот и продает! Для милого, для обожаемого человека продаст!"
Планирует помочь семье и Раскольников деньгами старухи.
Второе сходство, для меня более убедительное, находится на сюжетно-символическом уровне: Дуня так же, как и брат, способна на убийство! Она, напомню, стреляет в Свидригайлова.
Да, это была самооборона, но, как я и сказал, сходство не только сюжетное, но и символическое: Дуня стреляет 2 раза (промах и осечка), а в третий раз не решается. Раскольников совершает 2 убийства, а совершить третье (выскочить к тем, кто пришел к квартире старухи) не решается:
"Он готовился даже драться с ними, когда они войдут. Когда стучались и сговаривались, ему несколько раз вдруг приходила мысль кончить всё разом и крикнуть им из-за дверей".
Везёт Раскольникову, везёт Свидригайлову. Везёт и Дунечке, когда Свидригайлов вдруг решается проявить великодушие и отпустить её. Напомню, великодушные поступки совершает и Раскольников. Все они – двойники, все они – с "расколом" в голове, с "трихинами", которые мешают им поступать по совести.
6-й двойник Раскольникова – Мармеладов.
Сначала кажется, что между ними нет ничего общего: Раскольников – герой-идеолог, Мармеладов – "маленький человек". Но отсюда же и первое сходство – социальное положение. И Раскольников, и Мармеладов очень бедны.
И если Разумихин – разумная проекция Раскольникова, а Свидригайлов – безумная, то Мармеладов – проекция Раскольникова, который ни на что не решился и стал в понимании Раскольникова "вошью".
Есть и ещё одно, самое веское, на мой взгляд, доказательство того, что они с Мармеладовым одной природы: Достоевский задумывает свой роман именно с отца Сонечки, с "маленьких людей": первоначальное название "Преступления и наказания" – "пьяненькие", именно это слово звучит неоднократно из уст Мармеладова в диалоге с Раскольниковым. Я уже писал об этом тут.
Преступление Мармеладова в этом и состоит – в его бездействии, которая, кстати, вообще отличает всех "маленьких людей". А когда они начинают действовать, то обречены на провал (Евгений, Самсон Вырин, Башмачкин). Обречен на провал и Раскольников, только причины провала иные.
Наконец, одним из двойников Раскольникова принято считать Лебезятникова: мол, тоже теоретик. За ним есть "преступление" (якобы избил Катерину Ивановну), у него есть "теория" (нигилизм в кавычках), но именно потому, что всё – в кавычках, я лично не стал бы этого пародийного героя включать в список двойников Раскольникова.
Он, если угодно, пародийный двойник, кривое зеркало, и пародия-то не на Раскольникова, а, скорее, на Базарова и других тургеневских "новых людей". Поцитатное доказательство комичности Лебезятникова я выдавал тут.
Согласитесь, все остальные двойники – на "серьезных щах". Это важно. Их "трихины" в голове – реальная проблема, ключевой мотив романа. А "трихины" Лебезятникова никому вреда не причиняют, он всего лишь "лебезит", хотя Достоевский с тревогой смотрит на "новых людей", и тревога эта в полной мере выражена в "Бесах". Там такие-то лебезятниковы из-за своей глупости сделались все причастными к убийству.
В интернете также можно встретить заметки о двойничестве Раскольникова и Порфирия Петровича, следователя. Но тут в дело вступает символика: имя Порфирий – уже указание на иной уровень существования героя. Он как бы возвышается над всеми остальными героями.
Да, у него тоже как будто есть своя "теория", но, во-первых, Порфирий преступлений не совершает (ну можно ли считать преступлением попытку поймать Раскольникова в психологическую ловушку?), во-вторых – и это для меня сверхубедительно – Порфирий Петрович единственный, чьи сокровенные мысли или воззрения не раскрыты в романе. Все так или иначе раскрываются перед читателем, ко всем в голову Достоевский "залазит", все так или иначе – в письмах, монологах, внутренних монологах, снах, авторских отступлениях – раскрываются, но только не Порфирий. Это нужно в том числе и для сюжетной интриги, ведь перед нами в определенной степени детективный роман, только "детектив наоборот". В классическом детективе преступник вне поля нашего зрения, а у Достоевского – следователь. Ну какое тут двойничество? "Раскола", "трихин" у Порфирия нет, он совершенно последователен и почти даже не человек, уж очень своеобразный у него портрет:
"Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жuдкuм водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами.
Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бaбье, и придавал ей нечто гораздо более серьезное, чем с первого взгляда можно было от нее ожuдать..."
Ну совсем не Раскольников.