Найти в Дзене
музыка | filumjazz

Jean-Pierre Armengaud · Dominique Merlet - "Satie: Intégrale des oeuvres pour piano (Complete Piano Works)" 2009

Музыка Эрика Сати простовата на первый взгляд: в ней меньше технической сложности, всяких шопеновских мелизмов, которыми кишат пьесы Равеля и в особенности Дебюсси. Это бросилось и мне в глаза, когда я приступил к знакомству с творчеством пионера импрессионистов — это уже после погружения в музыку Равеля и Дебюсси. Но в музыке Сати есть большая изобретательность что ли — он умудряется малыми средствами достигать сильных музыкальных эффектов. В отличии от Равеля и Дебюсси, которые закончили консерваторию и даже участвовали в музыкальных конкурсах, Сати не отличался успешностью в преодолении академических ступеней. Он скорее творил не благодаря, а вопреки полученным музыкальным знаниям, противопоставляя свой музыкальный опыт академической традиции. Отсюда его едкий неуживчивый характер и слишком позднее признание — всю свою творческую жизнь композитору приходилось творить буквально перебиваясь с хлеба на воду, порой работая топёром. Сочинения Сати и сейчас звучат современно — он вообще м

Музыка Эрика Сати простовата на первый взгляд: в ней меньше технической сложности, всяких шопеновских мелизмов, которыми кишат пьесы Равеля и в особенности Дебюсси. Это бросилось и мне в глаза, когда я приступил к знакомству с творчеством пионера импрессионистов — это уже после погружения в музыку Равеля и Дебюсси. Но в музыке Сати есть большая изобретательность что ли — он умудряется малыми средствами достигать сильных музыкальных эффектов. В отличии от Равеля и Дебюсси, которые закончили консерваторию и даже участвовали в музыкальных конкурсах, Сати не отличался успешностью в преодолении академических ступеней. Он скорее творил не благодаря, а вопреки полученным музыкальным знаниям, противопоставляя свой музыкальный опыт академической традиции. Отсюда его едкий неуживчивый характер и слишком позднее признание — всю свою творческую жизнь композитору приходилось творить буквально перебиваясь с хлеба на воду, порой работая топёром.

Обложка альбома Jean-Pierre Armengaud · Dominique Merlet - "Satie: Intégrale des oeuvres pour piano (Complete Piano Works)"
Обложка альбома Jean-Pierre Armengaud · Dominique Merlet - "Satie: Intégrale des oeuvres pour piano (Complete Piano Works)"

Сочинения Сати и сейчас звучат современно — он вообще много чего сделал в музыке впервые и повлиял не только на композиторов, которых мы сегодня знаем как классиков импрессионизма, его последователями считали себя Стравинский, Шостакович и даже Джон Кейдж. Именно Сати первым начал использовать кварт-аккорды — аккорды, построенные не по терциям а по квартам — то, чем знаком нам прогрессивный джаз 1960-х. Послушайте его «Сын звёзд» (Le fils des étoiles), написанный ещё в 1891-м году — сейчас такие гармонии у нас больше ассоциируются с игрой джазового пианиста Маккоя Тайнера и более поздних джазменов.

Мой любимый цикл у Сати на сегодня — это "Холодные комнаты" (Pièces froides), или как он их шутя называл "Холодные закуски". Он написал их в марте 1897 года, ютясь в неотапливаемой коморке на первом этаже, куда ему пришлось съехать из своей комнаты из-за нехватки средств на аренду. Помещение было настолько маленьким, что раскладушка Сати практически блокировала дверь, и в холодные ночи он согревался спав одетым. Этот цикл пьес был впервые опубликован только в 1912-м году. Особенно в меня вошла вторая часть "Холодных комнат" — эти три пьесы звучат и на сегодняшний слух очень современно.

В стримингах для ознакомления я выбрал полный комплект фортепианных сочинений Эрика Сати в исполнении Жана-Пьера Арменго: мне показалась эта версия самой сбалансированной по качеству записи и исполнению. Компиляция очень длинная, разбитая аж на четыре диска. Я успел детально послушать и полюбить только первый. Но я не тороплюсь — пью маленькими глоточками.

Краткая справка об исполнителе из Википедии: "Жан-Пьер Арменго (родился 17 июня 1943) является французский музыкальный педагог, музыковед, исследователь и пианист. Арменго родился в Клермон-Ферране. С 1967 по 1974 год он был вторым по значимости исполнителем в исполнении Жермен Арбо-Бонфуа в представлении Musigrains [fr], педагогических циклов концертов-лекций, данных в Театре на Елисейских Полях. Арменго является автором нескольких публикаций об Эрике Сати, Жане Дюбюффе, Анри Дютийё, Эдисоне Денисове, а также многочисленных статей о французской музыке, русской музыке, музыкальном творчестве, пианистической интерпретации и около тридцати дискографических публикаций (интегралы Сати, Дебюсси, Пуленка, Русселя). Арменго — директор фестиваля «Les Friches musices» Университета Эври."

Jean-Pierre Armengaud - piano
Dominique Merlet - piano

P/S

По большей части, мой скромный блог — это рекомендательный сервис.
Решил попробовать собирать раз в месяц плейлист моих рекомендаций по мотивам публикаций и музыкальных впечатлений за месяц. Слушайте уже
одиннадцатый плейлист:

filumjazz - filumjazz - #11 (August 2025) | BandLink

Если понравилось, не забудьте подписаться!

#filumjazz