арх. Б.В.Фрейденберг, К.К.Гиппиус, инж. К.И.Шестаков, А.Н.Кардо-Сысоев: Доходный дом с квартирами и магазинами, 1876 г., арх. Б.В.Фрейденберг, инж. К.И.Шестаков. Здесь в 1878-1883 гг. жили ученые С.В. Ковалевская и В.О.Ковалевский, в 1899-1903 г. размещалась редакция газеты «Курьер», в которой работали писатели: Л.Н.Андреев, В.Вересаев, Н.Телешов и др. До 1917 г. располагался книжный магазин и издательство И.Н.Кнебеля»
📍г. Москва, улица Петровка, 20/1 (1/20/21)
Объект расположен в центральной части города Москвы, в границах Центрального административного округа, в южной части района Тверской (муниципальный округ Тверской).
Исторический квартал, в пределах которого находится Объект, ограничен с севера Рахмановским переулком, с востока - Неглинной улицей, с юга - улицей Петровские линии, а с запада - улицей Петровкой.
Территория, в пределах которой был построен Объект, имела название «Занеглименье», в честь своего соседства с р. Неглинной, и осваивалась крайне интенсивно. Такое соседство стало наиболее важным фактором, повлиявшим на градостроительное развитие территории. Поскольку р. Неглинная является второй по значимости рекой города, она также определила формирование городского центра с Кремлем на Боровицком холме у устья Неглинной при ее впадении в Москву-реку.
Известно, что в древности территории вокруг Боровицкого холма были покрыты густыми хвойными лесами, но берега р. Неглинной были заселены уже в глубокой древности[1]. По мере становления Москвы как столицы княжества в XIII-XIV вв. развивалась сеть основных сухопутных путей, соединяющих город с западными, восточными, северными и южными землями Руси. Постепенно складывалась будущая структура ключевых радиальных магистралей города. Поселение вокруг Кремля и Великого посада развивалось преимущественно вдоль действующих трасс этих старинных дорог.
По мнению исследователей, к концу XIV в. вся территория внутри современного Бульварного кольца с запада до р. Неглинной была заселена. К этому времени в Занеглименье оформились основные проезды – будущие радиальные улицы – и внутренние переулки, отмечавшие территории кварталов[2].
Население Москвы, окруженной посадами, обширными усадьбами бояр и монастырским землями, в конце XIV в. составляло 30-40 тысяч человек. В этот период окончательно сформировались главные дороги, ведущие к центру города, а название «Занеглименье» утвердилось как обозначение пригородной территории.
К концу XIV - началу XV в. в пригородной зоне Занеглименья располагались села и княжеские земельные угодья, также земли, принадлежащие московским митрополитам и знатным боярам. Среди них особенно выделялись северные великокняжеские села Сущево и Надпрудное.
Вследствие факта уязвимости пригородных границ, в 1535-1538 гг. были сооружены оборонительные укрепления вокруг Великого посада. Данные укрепления обозначили границу новой части города, называемую Белым городом, частью которого стало Занеглименье. Ко времени сооружения стен Белого города освоенные и заселенные территории простирались до линии современного Садового кольца, что и привело к одновременному строительству третьей линии обороны вокруг Москвы[3].
В ХVI в. вокруг ул. Петровки сложились типичные для Занеглименья узкие параллельные кварталы слободских поселений. Район, примыкавший к р. Неглинной, был в основном жилым[4].
На восточном берегу реки Неглинной, вдоль улицы Рождественки, располагались слободы звонарей и кремлевских сторожей. Рядом находился Рождественский монастырь, вокруг которого жили монастырские крестьяне. Южнее располагались слободы кузнецов и пушкарей, обслуживавших Пушечный двор, находившийся на левом берегу у стен Китай-города. У Пушечного двора река была ограничена плотиной, в результате чего образовался так называемый Поганый пруд, служивший для сброса производственных отходов. Несмотря на это, рядом находились торговые бани. На правом берегу Неглинной мелкие слободские участки сменялись боярскими и дворянскими усадьбами. При этом часть берега оставалась неосвоенной.
В начале XVII в., в период польской интервенции и Смуты, город подвергся значительным разрушениям, в результате чего особенно сильно пострадали посады. Стены Белого города в основном были уничтожены артиллерией, а деревянные постройки практически полностью сгорели. Тем не менее, планировка Москвы сохранила свою основную структуру.
В XVII в. территория Занеглименья была застроена, а само название постепенно исчезло. После Смутного времени старые, сложившиеся районы Москвы интенсивно уплотняются, а разросшиеся слободы выводятся на новые земли за Земляной вал. В этих условиях в Белом городе все более концентрируется дворянское усадебное расселение[5].
Кроме того, активно развивалось строительство церквей: возводимые храмы и колокольни придавали Белому городу живописность. К этому моменту большинство церквей либо были построены заново из камня, либо перестроены в архитектурных стилях XVII в. Число каменных зданий в Белом городе увеличивалось, и к началу XVIII в. они преобладали среди крупных и средних владений.
На плане 1739 г. земли вдоль правого берега р. Неглинной изображены застроенными разрозненными дворами, которые не имеют выходов на улицы и лишены какой-либо организации. Здесь также впервые обозначено место будущего постоянного моста через р. Неглинную. Территории на левом берегу реки, прилегающие к улице Рождественка, все еще не имели четкого плана застройки.
С середины XVIII в. начинается активное развитие района вдоль берегов р. Неглинной. К середине XVIII в. Пушечный двор постепенно прекратил свою деятельность, пруд осушили, а территория была передана под застройку. В 1750-х гг. на месте старого деревянного моста через р. Неглинную по проекту архитектора Д. Ухтомского (1719-1774) возвели новый каменный мост. При этом территория вдоль берегов реки Неглинной оставалась нераспланированной и состояла главным образом из огородных участков.
В 1775 г. был создан Прожектированный план реконструкции Москвы, согласно которому Москва делилась на город - в черте Белого города, и на предместья – вне его, в черте Камер-Коллежского вала[6]. Также по этому проекту планировалось ограничить р. Неглинную четкой линией канала, создав систему площадей с видом на Кремль и Китай-Город. Несколько позже эта задумка осуществилась, и р. Неглинную заключили в открытый канал, шедший от Трубной площади до Кузнецкого моста, а к началу ХIХ в. - до современной Театральной площади[7].
Под конец XVIII в. главные улицы Белого города были заняты жилыми домами, образующими большие усадьбы. Самым обустроенным участком стала западная сторона улицы Петровки, где по проектам известных московских зодчих появились обширные городские усадьбы дворянства и купечества. Тем не менее, в этом районе все еще доминировала хаотичная застройка на неупорядоченных кварталах.
Также на территории квартала находилась усадьба князей Касаткиных-Ростовских, протянувшаяся от Петровки до р. Неглинной. Застройка усадьбы состояла из деревянных строений, а главный дом выходил на Петровку. Такой свободной планировкой отличались только усадьбы в районе Петровки и р. Неглинной. С западной стороны Петровки через улицу в реку Неглинную протекал ручей, вдоль берега которого несколько позднее сформировался Рахмановский переулок. В начале XIX в. его часто называли Грязным[8].
К началу XIX в. Москва претерпела значительные изменения: благодаря классической планировке и градостроительному регулированию Белый город сформировался в ансамблевую систему. Строительство велось в основном из камня, тогда как деревянные здания сохранились лишь в глубине кварталов, среди садов и хозяйственных дворов.
В связи с пожаром 1812 г., не затронувшим квартал, с 1816 г. началось полное преобразование центра города и создание единой системы центральных площадей. Для строительства Театральной площади потребовалось заключить р. Неглинную от Трубной площади до устья в подземный коллектор, провести большие работы по сглаживанию крутого рельефа левого берега реки, в результате чего был снесен древний Пушечный двор, а территории распланированы и отданы под жилую застройку. На месте русла реки были образованы новые улицы - Неглинный проезд (современная Неглинная улица), улица Кузнецкий мост и Неглинная улица (современная Манежная улица)[9].
После реконструкции квартал представлял собой чрезвычайно оживленный район торговли предметами роскоши, а улица Петровка приобрела славу одной из главных торговых улиц Москвы[10]. Во второй половине XIX в. в районе начинают появляться крупные торговые дома, банки, кредитные общества, страховые компании и гостиницы. В этот же период был построен Петровский пассаж - галерея с магазинами, выходящая и на Петровку, и на Неглинную[11].
В течение XIX в. в границах изучаемой территории произошли существенные градообразующие преобразования, связанные с заключением р. Неглинной в подземный канал. После этого трассу Неглинного проезда от Театрального проезда до Рахмановского переулка сузили, а образовавшиеся земельные участки продали под застройку[12].
Значительные перемены произошли и на улице Неглинной – особенно масштабная реконструкция пришлась на вторую половину XIX в. В 1870-х гг. на участке, где позднее появился торговый дом «Мюр и Мерилиз», был возведен один из первых крупных универсальных магазинов – «Голофтеевский пассаж», названный в честь своего владельца, купца Голофтеева (1822-1896). Результатом концентрации торговли в этом районе стало появление ансамбля Петровских линий, ставших впоследствии одноименной улицей.
К началу XX в. квартал преобразился за счет многоэтажного строительства и изменений былых масштабов застройки.
В послереволюционный период в связи с большим притоком населения и идеологической необходимостью изменения градостроительной деятельности в июле 1935 г. был утвержден Генеральный план реконструкции Москвы.
Согласно плану, в столице предусматривалось создание «Северного луча» – системы площадей магистралей, которая должна была связать Охотный ряд через улицу Неглинную, Цветной бульвар и Марьину рощу с Останкино, где на базе Останкинского парка, Ботанического сада и территорий будущей ВСХВ (ВДНХ) создавалась одна из зеленых зон Москвы[13]. Строительство велось одновременно с масштабным сносом как обычных зданий, так и памятников церковной и гражданской архитектуры, включая разрушение стен и башен Китай-города, а также монастырей Белого и Земляного города.
В послевоенный период основной задачей стало создание жилой застройки Москвы. Вследствие этого в 1940-х гг. были разрушены все исторические здания с левой стороны улицы Петровки между Кузнецким Мостом и Столешниковым переулком, включая знаменитый дом Анненковых. Здесь планировали возвести новые дома, однако строительство так и не началось; в советское время вдоль улицы устроили широкий тротуар перед зданиями второй линии, которым присвоили номера утраченных исторических построек.
В настоящее время на территории квартала преобладают реставрационные и реконструктивные работы. Территория района отличается высокой историко-культурной ценностью, определяемой высокой степенью сохранности исторической структуры планировочных решений и элементов застройки XIX - начала ХХ вв.[14]
Возникновение Объекта, исходя из стилевых особенностей его архитектуры, а также данных акта государственной историко-культурной экспертизы и иной проектной документации можно отнести к 1876 г. Объект представляет собой четырехэтажный каменный дом с подвалом.
Первые документальные источники о домовладении, на территории которого находится Объект, относятся к 1734 г. С этого момента вплоть до второй половины XIX в. сменилось большое количество владельцев домовладения. Среди них были капитан Яков Баскаков, князь Иван Михайлович Кольцов-Мосальский, секунд-майор Василий Александрович Нащокин (1707-1760), его вдова Анна Васильевна Нащокина, княгиня Александра Владимировна Козловская, жена бригадира Александра Ивановна Протасова (1750-1782), граф Артемий Иванович Воронцов (1748-1813), майор Петр Алексеевич Титов и его семья, коллежский асессор Петр Николаевич Титов и вдова гвардейского ротмистра Варвара Дмитриевна Ладыженская (1829-1906).
С 1875 г. владение принадлежало Товариществу Петровских торговых линий, основанное предпринимателем и меценатом В. И. Якунчиковым (1827-1907) и просуществовавшее до 1917 г.[15]
В 1876 г. архитектором Б.В. Фрейденбергом (1850-1925) была выполнена окончательная редакция проекта, по которой и осуществлялось строительство[16]. В проектировании самой ансамблевой застройки Петровских торговых линий, в которую входит Объект, также принимали участие архитектор К.К. Гиппиус (1864-1941) и инженер А.Н. Кардо-Сысоев (1870-1942). Однако к строительству здания Объекта они не имели отношения.
В том же 1876 г. на месте непосредственного расположения будущего здания Объекта намечается снос всех существовавших на тот момент строений и возведение по проекту инженера К.И. Шестакова двух четырехэтажных жилых корпусов[17]. Объект своим западным фасадом выходил на улицу Петровка. Между двумя строениями Петровских линий расположился узкий двор, огражденный с обеих сторон. Линия фасада двора определила южную границу владения. Первые высокие этажи заняли магазины с подвальными подсобными помещениями, а верхние этажи были жилыми.
Фасад Объекта имеет роскошное убранство со стороны Петровки и в центральной части здания по Петровским линиям. Он оформлен горизонтальными и вертикальными элементами. Горизонтальное членение фасада подчеркивается рустовкой первого этажа, междуэтажными профилями и венчающим карнизом. Вертикальная структура фасада в свою очередь выделена плоским ризалитом третьего этажа, ритмом окон и кариатидами на уровне четвертого этажа. Полуротонда, во втором этаже со стороны Петровки имеет ажурный балкон, опоясывающий часть здания, и лепные фризы[18].
В 1880 г. северный корпус Петровских линий и непосредственно здание Объекта были разделены на отдельные владения. Они были оформлены в духе классицизированной эклектики[19].
В 1878-1883 гг. в здании Объекта жили российский ученый-геолог, палеонтолог и зоолог, основатель эволюционной палеонтологии В.О. Ковалевский (1842-1883) и его жена, русский математик, механик С.В. Ковалевская (1850-1891).
В годы жизни в здании Объекта супруги Ковалевские занимались преимущественно преподавательской и научно-исследовательской деятельность. В конце 1880 г. по представлению профессора Г. Е. Щуровского, Ковалевский единогласно был избран штатным доцентом кафедры геологии и палеонтологии Императорского Московского университета; начал чтение курса по геологии и продолжил сбор материала для докторской диссертации[20]. В 1879 г. С.В. Ковалевская на VI съезде естествоиспытателей и врачей в Санкт-Петербурге сделала сообщение «О приведении абелевских интегралов 3-го ранга к эллиптическим», в 1883 г. – на VII съезде в Одессе[21]. В 1881 г. С.В. Ковалевская была избрана в члены Московского математического общества на должность приват-доцента. Также отмечается, что квартиру семьи Ковалевских в здании Объекта посещали такие ученые как А.Г. Столетов (1839-1896), К.А. Тимирязев (1843-1920), В.И. Танеев (1840-1921) и др.[22]
В начале XX в. в здании Объекта располагалась редакция ежедневной политической и литературной газеты «Курьер», которая выходила в Москве с 1897 по 1904 гг. Редактором и владельцем газеты был Я.А. Фейгин (1859-1915), а должность редактора занимал В.П. Потемкин (1874-1946). В газете печатались такие известные литературные деятели, как Максим Горький (1868-1936), Леонид Николаевич Андреев (1871-1919), Викентий Викентьевич Вересаев (1867-1945), Скиталец (1869-1941), Антон Павлович Чехов (1860-1904), Александр Серафимович Серафимович (1863-1949), Николай Дмитриевич Телешов (1867-1957), Владимир Максимович Фриче (1870-1929) и др.[23]
Максим Горький (настоящее имя – Алексей Максимович Пешков) – русский и советский писатель, классик русской литературы. Является автором рассказа «Старуха Изергиль» (1894), романа «Фома Гордеев» (1899), автобиографических повестей «Детство», «В людях» и «Мои университеты» (1913-1923). В 1932 г. писатель был удостоен стать кавалером ордена Ленина. Также М. Горький – пятикратный номинант на Нобелевскую премию по литературе 1918, 1923, 1928 и дважды 1933 гг.
Л.Н. Андреев был русским писателем Серебряного века русской литературы. Он считается родоначальником русского экспрессионизма. Под авторством Л.Н. Андреева выходили «Кусака» (1901), «Иуда Искариот» (1907), «Рассказ о семи повешенных» (1908) и «Дневник Сатаны» (1919) и многие другие произведения.
В.В. Вересаев – русский и советский писатель, переводчик, литературовед. Прославился благодаря автобиографической повести «Записки врача» (1901), романам «В тупике» (1920-1923) и «Сестры» (1928-1931) и «Невыдуманным рассказам о прошлом» (1945). В 1928-1929 гг. писатель опубликовал полное собрание сочинений и переводов в 12 томах, включающие в себя переводы с древнегреческого эллинских поэтов. В 1919 г. получил Пушкинскую премию Академии наук за переводы древнегреческой поэзии, а в 1943 г. – Сталинскую премию первой степени за многолетние выдающиеся достижения.
Скиталец (настоящее имя – Степан Гаврилович Петров) – русский писатель, журналист, поэт и прозаик. Известен своими повестями «Октава» (1900), «Сквозь строй» (1901) и романом «Кандалы» (1940). Также в 1900-1910-х гг. на стихи Скитальца были сочинены несколько романсов, самым популярным из которых стал «Колокольчики, бубенчики…».
А.П. Чехов был знаменитым русским писателем, прозаиком, драматургом, публицистом и врачом. Он создал более пятисот различных произведений, многие из которых стали классикой мировой литературы. Особенное внимание обратили на себя повести «Палата № 6» (1892), «Дом с мезонином» (1896), «Человек в футляре» (1897-1898) и пьесы «Чайка» (1895), «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901-1903), «Вишневый сад» (1903-1904). Помимо литературной и врачебной работы А.П. Чехов придавал огромное значение благотворительной деятельности. Писатель организовывал сборы средств в пользу нуждающихся и регулярно публиковал в газетах тексты, посвященные положению социально уязвимых групп населения в России.
А.С. Серафимович (настоящая фамилия – Попов) – советский писатель, журналист, военный корреспондент. Главное произведение писателя, ставшее одним из самых значительных явлений послеоктябрьской литературы – роман «Железный поток» (1924). Во время Первой мировой войны А.С. Серафимович был военным корреспондентом «Русских ведомостей». В 1943 г. стал лауреатом Сталинской премии первой степени.
Н.Д. Телешов известен как русский и советский писатель, поэт и организатор известного кружка московских писателей «Среда» (1899—1916). К известнейшим произведениям писателя относятся сказки «Белая цапля» (1910) и «Крупеничка» (1919), рассказы «Елка Митрича» (1919) и «Домой» (1926). В 1938 г. был признан заслуженным деятелем искусств РСФСР.
В.М. Фриче был российским и советским литературоведом и педагогом. В 1914 г. стал первым главным редактором созданного им журнала «Журналист». Занимался научной деятельностью в сфере литературоведения и искусствоведения. Основными трудами В.М. Фриче являются «Очерки по истории западно-европейской литературы» (1908), «Основные мотивы западно-европейского модернизма» (1909), «Поэзия кошмаров и ужаса. Несколько глав из истории литературы и искусства на Западе» (1912) и «Пролетарская поэзия» (1919).
Редакция газеты «Курьер» была закрыта и вновь возобновлена в 1905 г. под названием «Отголоски»[24].
На рубеже XIX-XX вв. в здании Объекта размещались книжный магазин «Знание» и издательство российского культуролога и мецената И.Н. Кнебеля (1854-1926)[25]. «Издание И. Кнебель» считается первым российским специализированным издательством по искусству. За три десятилетия его деятельности им выпущено около семи сотен различных изданий, большинство из которых удивляло современников необычным художественным оформлением и высоким качеством печати[26]. В 1915 г. магазин и издательство были разгромлены черносотенцами[27].
Не считая незначительной переделки проемов антресольного этажа в 1912 г., убранство здания Объекта не подвергалось реконструкциям и перестройкам. Внутри здания также сохранились некоторые элементы оформления: фрагменты лестничных конструкций, лепнина на стенах и потолках, отделка дверных проемов.
По состоянию на 1914 г. на первом этаже здания находились: магазины белья, роялей, географических карт, игрушек и «Русские изделия», винный, 4 книжных, шляпный, нотный, мебельный, торговля духами, библиотека и книжные склады[28]. На антресольном этаже часть пространства занимали книжные склады и служебная квартира управляющего с конторой, а оставшиеся помещения использовались под аренду жилья. Во втором этаже одна из квартир была занята правлением Московского губернского кредитного общества, остальные помещения верхних этажей арендовались частными лицами. Дворовые корпуса сдавались под складские помещения, мастерские и комнаты[29].
На базе частных иностранных библиотек в 1922 г. открыла свои двери для читателей теперешняя Всесоюзная государственная библиотека Иностранной литературы, тогда носившая имя П.А. Кропоткина. Ею руководила и комплектовала ее в течение 50 лет создательница библиотеки, выдающийся специалист библиотечного дела Маргарита Ивановна Рудомино (1900-1990), именем которой эта библиотека стала называться. Библиотека просуществовала в данном здании до 1967 г.[30]
С 10 октября 1878 г. была открыта «музыкальная школа П.А. Шестаковского», а при ней потом организованы «Бесплатные воскресные классы хорового пения» для желающих[31].
Также, по некоторым данным, в разное время советского периода в здании Объекта располагались такие режимные учреждения, как Министерство финансов СССР, Комитет защиты мира, Министерство морского флота СССР, Прокуратура[32].
В настоящее время в здании Объекта находятся различные служебные помещения, сдающиеся в аренду, а также Российская государственная библиотека искусств.
Возникновение Объекта связано с деятельностью архитектора Б.В. Фрейденберга (1850-1925) и инженера К.И. Шестакова[33]. В проектировании самой ансамблевой застройки Петровских торговых линий, в которую входит Объект, также принимали участие архитектор К.К. Гиппиус (1864-1941) и инженер А.Н. Кардо-Сысоев (1870-1942). Однако прямых указаний на причастность к строительству Объекта в ходе исследования выявлено не было.
Б.В. Фрейденберг (1850-1925) – русский архитектор, мастер эклектики и русского стиля, работавший в Москве. Преимущественно занимался строительством банков и доходных домов. Также Б.В. Фрейденберг является автором таких памятников, как Сандуновские бани, старый корпус музея русских древностей П. И. Щукина, больница имени Бахрушиных на Стромынке.
Б.В. Фрейденберг учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а с 1876 г. в Императорской Академии художеств. После окончания Академии зодчий в 1877 г. получил звание классного художника архитектуры 3-й степени. За строительство доходных домов «Товарищества Петровских торговых линий в Москве» и проект здания Городской думы Б.В. Фрейденберг получил звание классного художника архитектуры 1-й степени[34].
В 1896 г. архитектор участвовал в подготовке Москвы к коронации императора Николая II (1868-1918) и императрицы Александры Федоровны (1872-1918). Также Б.В. Фрейденберг оформлял Мясницкую улицу от Лубянкой площади до площади Красных Ворот. После 1895 г. покинул Москву. В начале ХХ века жил в Вене[35].
Карл Карлович Гиппиус (1864-1941) – московский архитектор, мастер эклектики и модерна.
Родился в Санкт-Петербурге. В 1882-1889 гг. обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, окончив его с Большой серебряной медалью и классным званием художника-архитектора.
К.К. Гиппиус работал на фирму Р. И. Клейна. В 1896-1917 гг. занимал посты штатного участкового архитектора при Московской городской управе[36]. К.К. Гиппиус известен как семейный архитектор московских купцов Бахрушиных и строитель чайного магазина Перловых на Мясницкой. Являлся аквариумистом-любителем. К.К. Гиппиус – один из организаторов, а в советское время – главный архитектор Московского зоопарка.
Александр Николаевич Кардо-Сысоев (1870-1942) – русский военный инженер, владелец строительной конторы. Известен тем, что построил в Москве доходные дома по следующим адресам: ул. Макаренко, 2 (1905), Ермолаевский пер., 4 (1909), Ермолаевский пер., 2 (1910), Большой Палашевский пер., 14 (1910), Малый Николопесковский пер., 11 (1913)[37].
Сведений о биографии и профессиональной деятельности инженера К.И. Шестакова, помимо его участия в строительстве исследуемого Объекта, в ходе настоящего исследования не выявлено.
[1] Историко-культурное исследование (в одном альбоме). М., 2001. С.11.
[2] Историко-культурное исследование (в одном альбоме). С. 11.
[3] Там же. С. 15.
[4] Там же.
[5] Историко-культурное исследование (в одном альбоме). С. 17.
[6] Старая Москва История архитектуры и градостроительства. "Прожектированный" план Москвы 1775 г. [Электронный ресурс]. 2025. URL: http://www.kuluar.ru/Moscow/MosAr/MosAr15.htm (дата обращения: 15.03.2025)
[7] Историко-культурное исследование (в одном альбоме). С. 23.
[8] Там же. С. 24.
[9] Там же. С. 26.
[10] Улицы Москвы. Старые и новые названия. Топонимический словарь-справочник. М., 2003. С. 225.
[11] Историко-культурное исследование (в одном альбоме). С. 30.
[12] Там же. С. 29.
[13] Там же. С. 33.
[14] Историко-культурное исследование (в одном альбоме). С. 35.
[15] Историко-архитектурное обследование центра г. Москвы. Характеристика застройки квартала №82. М., 1994. С. 30.
[16] Историко-культурное исследование (в одном альбоме). С. 15.
[17] Историко-культурное исследование (в одном альбоме). С. 14.
[18] Подготовка комплектов документов, необходимых для принятия решения об отнесении выявленных объектов культурного наследия к объектам культурного наследия и включение их в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Выявленный объект культурного значения «Доходные дома «Товарищества Петровских торговых линий в Москве», 2-я пол. XIX - нач. XX вв., арх. Б.В.Фрейденберг, К.К.Гиппиус, инж. К.И.Шестаков, А.Н.Кардо-Сысоев - Доходный дом с квартирами и магазинами, 1876 г., арх. Б.В.Фрейденберг, инж. К.И.Шестаков. Здесь в 1878-1883 гг. жили ученые С.В.Ковалевская и В.О.Ковалевский, в 1899-1903 г. размещалась редакция газеты «Курьер», в которой работали писатели: Л.Н.Андреев, В.Вересаев, Н.Телешов и др. До 1917 г. располагался книжный магазин и издательство И.Н.Кнебеля». М., 2011. С. 16.
[19] Москва: Архитектурный путеводитель. М., 1997. С. 112-113.
[20] Императорский Московский университет: 1755-1917: энциклопедический словарь. М., 2010. С. 333.
[21] Александр Неменущий. Софья Ковалевская – первая женщина-математик в РИ [Электронный ресурс]. 2023. URL: https://proza.ru/2023/11/20/1158 (дата обращения:16.03.2025)
[22] Историко-архитектурное обследование центра г. Москвы… С. 33.
[23] Русская литература и фольклор [Электронный ресурс]. 2025. URL: https://feb-web.ru/feb/periodic/pp0-abc/pp2/pp2-0242.htm (дата обращения:16.03.2025).
[24] Историко-архитектурное обследование центра г. Москвы… С. 33.
[25] Москва: Архитектурный путеводитель. С. 112-113.
[26] Издательство «Издание И. Кнебель» [Электронный ресурс]. 2015-2025. URL: https://www.monetnik.ru/obuchenie/brand/izdanie-i-knebel/ (дата обращения:16.03.2025)
[27] Историко-архитектурное обследование центра г. Москвы… С. 32.
[28] Там же. С. 33.
[29] Там же. С. 14.
[30] Историко-архитектурное обследование центра г. Москвы. Характеристика застройки квартала №82. С. 35.
[31] Историко-архитектурное обследование центра г. Москвы. Характеристика застройки квартала №82. С. 33.
[32] Историко-культурное исследование (в одном альбоме). С. 85.
[33] Историко-архитектурное обследование центра г. Москвы… С. 30.
[34] Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е – 1917 годы): иллюстрированный биографический словарь. М., 1998. С. 250-252.
[35] Подготовка комплектов документов, необходимых для принятия решения об отнесении выявленных объектов культурного наследия к объектам культурного наследия… С. 17.
[36] Казусь И. А. Советская архитектура 1920-х годов. Организация проектирования. М., 2009. С. 23.
[37] Московские зодчие второй половины XIX – начала XX века. Биографический справочник. М., 1997. С. 146.