Привет киноманам! Сегодня предлагаю вспомнить или пересмотреть «Повелителя бури» 2008 года сквозь призму времени. Как фильм смотрится спустя 17 лет после релиза? Остается актуальным или безнадежно устарел. В моем случае мнение о фильме будет максимально справедливым, поскольку я не смотрел этот фильм раньше и посмотрел его впервые буквально вчера. Итак, камера, мотор, начали!
Почему же я в прошлом пропустил мимо себя этот фильм, ведь о нем тогда вовсю говорили? Все просто: я не верил, что за смешные 15 млн. долларов мог получиться толковый фильм о войне. Ведь мои любимые фильмы о войне имели гораздо больший бюджет: «Спасти рядового Райана» стоил 70млн. долларов, «Мы были солдатами» 75 млн. долларов, «Падение Черного ястреба» 92 млн. долларов, а «Говорящие с ветром» с Николосом Кейджем обошелся вовсе в 115млн. долларов, что в 2002 году было наравне со «Звездными войнами». Но режиссер Кэтрин Бигелоу в своем «Повелителе бури» сделала ставку не на голливудскую картинку, а на другие ценности.
Первое, на что обращаешь внимание, это то, что фильм снят на ручные камеры. Оператор ходит вокруг персонажей, приближает ракурс, отдаляет, переносит кадр и фокус с персонажа на персонажа. Это создает иллюзию документальной или репортерской съемки. Последнее – довольно распространенная штука для американцев: военные репортеры ведут репортажи прямо с мест военных действий. Опасное дело, риск быть убитым не меньше, чем у солдат. Весь «Повелитель бури» снят вот в такой манере военной съемки. С одной стороны, это сильно погружает зрителя в действие фильма, с другой – как раз-таки экономит бюджет на дорогих камерах.
Довольно скоро становится понятно, что в фильме нет сюжета в привычном понимании этого слова. Здесь не будет так: главные герои получают опасное задание, выполнение которого очень важно и является основным сюжетом. Нет, это просто хроника группы подрывников, действующих в Ираке. Весь фильм идет отсчет дней до замены личного состава, что заставляет зрителя волноваться за главных героев – вернутся ли они домой. Схема событий фильма следующая – поступает информация от американской пехоты или других союзников о возможной взрывчатке, скажем, на дороге. Этот район оцепляют и дожидаются, когда прибудет группа подрывников в лице сержанта Джеймса, сержанта Сэнборна (в исполнении Джереми Реннера и Энтони Маки соответсвенно) и их помощника Элдриджа (в исполнении мало известного Брайана Джерати). Задача группы подрывников обезвредить заряд либо взорвать без потерь для населения. Скажу сразу – каждый момент по обезвреживанию невероятно эмоционален. Такие эпизоды сняты как бы с точки зрения главных персонажей. Пока сержант Джеймс работает со взрывчаткой, Сэнборн и Элдридж его прикрывают, и тут невероятно эмоционально передана обстановка таких действий. Любой местный с телефоном, камерой или просто наблюдающий вызывают в такой момент шквал подозрений и противоречий. Кажется, будто бы прямо сейчас Сэнборн или Элдридж сорвутся на нервяке и откроют огонь по невиновным местным жителям. Или наоборот: этот наблюдающий гражданский окажется террористом-силовиком и сейчас дистанционно взорвет бомбу. И знаете что? Предугадать невозможно. Фильм начисто лишен клише, случиться может что угодно. Но к моменту, когда все заканчивается хорошо, с вас несколько потов сходит от волнения за героев. Бесспорно – это признак отличного кино, эмоциональная составляющая тут на высоте.
Далее следует разбор фильма со СПОЙЛЕРАМИ!
Все трое персонажей сильно отличаются друг от друга по своим характерам. Сержант Джеймс (Джереми Реннер) – командир группы. Когда зрителя знакомят с ним, я сделал неверное суждение о фильме, решив, что вон он тот самый клишированный крутой военный мужик, которому море по колено, он свинец ест на завтрак и тому подобное. На первом же задании Джеймс нарушает все возможные инструкции и директивы. Вместо робота-разведчика Джеймс сам идет искать взрывчатку на дороге, где она может быть, как доложила автоколонна, которая двигалась по этой дороге и остановилась, заприметив непонятные провода в обломках. Направляясь к зоне поиска, он бросает позади себя дымовую гранату, что ослепляет не только потенциального противника, но и группу прикрытия. Разминирование проходит успешно, учитывая какой заряд он нашел.
На следующем задании, где взрывчатку с очень запутанным механизмом обнаруживают в брошенной машине, Джеймс отказывается покидать заминированное место, хотя обстановка располагает не к разминированию, а дистанционному подрыву с эвакуацией гражданских лиц. Тут Джеймс снова демонстрирует свою удаль и снимает к чертовой матери свой защитный костюм минера и лезет к бомбе, что называется, наголо. Эмоционально все по-прежнему на высоте, не покидает чувство, что все сейчас пойдет не по плану, и начнется серьезная заворушка. Джеймс откровенно бесит зрителя своим бунтарским подходом к делу, причем не только зрителя. Это тоже такая задумка режиссера. После двух заданий, в процессе которых Джеймс действовал не по инструкции, более дисциплинированный Сэнборн не сдерживается и дает ему по морде вопреки субординации. Однако, вскоре появляется более старший по званию офицер и хвалит Джеймса за «крутую работу». Он спрашивает, сколько разминированных бомб на счету Джеймса. Тот сначала уклончив, но в итоге выдает – 873 (!!!) обезвреженные бомбы за всю военную практику. После чего старший офицер ему чуть ли не аплодирует, мол, каков чертяга. В это время мне все еще не нравилось, как нарочито фильм нам сообщает о стальных яй…х главного героя. В этот момент мне думалось: «вот и вылазит наружу копеечный бюджет, подача как в дешевых боевиках со Стэтхемом – крутой мужик настолько крутой, что ему аж тяжело дышать в окружении остальных». Но посыл у всего этого оказался другим, фильм и тут сумел впечатлить. Джеймс объясняет свой поступок, который так взбесил окружающих и меня – зачем он снял защитный костюм. Заряд был слишком большой. Его стоило именно обезвредить, а не подрывать. Пострадал бы целый квартал. А при силе такого взрыва никакой костюм не может спасти жизнь минера, поэтому он предпочел работать с удобством, чтобы ничто не стесняло его движений. Но, конечно же, опыт не оправдывает неумение следовать уставу и инструкциям. Удаль Джеймса, конечно, еще аукнется ему, ведь на войне ошибки непростительны.
Сержант Сэнборн (Энтони Маки) более спокоен, уравновешен и хладнокровен в стрессовых ситуациях, но вспыльчив в наиболее бытовых моментах. В эпизоде, когда все трое напиваются в свое свободное время, он с Джеймсом начинает дружескую потасовку, однако, и в ней вспыляет, полагая, что Джеймс дерется с ним уже всерьез. В этот вечер, помимо пьяного дурачества, между персонажами происходит беседа о том, кто они вне службы. Джеймс рассказывает, что у него есть жена и маленький сын, которые ждут, когда он вернется. Сын еще слишком мал, а вот жена ждет его все эти годы, пока он служил в Афганистане, и теперь, пока он в Ираке. Сэнборн смеется, мол какая же она глупая, раз ждет такого придурка как Джеймс. На что Джеймс серьезно отвечает, что это потому, что она очень верная. У Сэнборна пока нет детей, он говорит, что пока не готов к этому. Но это своего рода метафора – он имеет ввиду, что не заводит детей, пока воюет. Он заведет семью, когда покончит с этой войной.
Последний из троицы – Элдридж – самый морально не устойчивый. Он посещает военного психолога, но даже ему не может нормально выговориться. Все дело в том, что ему тяжело дается переживать ужасы войны, но он не решается об этом говорить. В какой-то момент Элдридж срывается и кричит на своего психолога полковника Кэмбриджа, чтобы тот перестал задавать глупые вопросы, на которые есть очевидные ответы. «Просто отправляйтесь с нами на задание и сами все увидите» возмущается Элдридж. В свою очередь полковник Кэмбридж реально хочет помочь своему пациенту и действительно отправляется на следующее задание с главными героями. В этот момент Элдриджу становится не по себе – ведь он в реальности не хотел, чтобы Кэмбридж попусту рисковал.
Задание оборачивается очень скверно. Предстоит проверить большое удаленное здание, в котором по имеющейся информации, могут изготавливать взрывчатку. Джеймс, Сэнборн и Элдридж не обнаруживают в здании силовиков, но в нем полно помещений, где действительно делали взрывчатку. Помимо этого Джеймс обнаруживает страшную находку – тело мальчика, который продавал ему компакт-диски, и с которым они успели подружиться. Тело и лицо мальчика покрыто ранами от осколков бомбы, а брюшная полость имеет большой хирургический шов, неаккуратно зашитый. Джеймс решает разобраться и вскрывает швы на теле мальчика. Он обнаруживает взрывчатку, зашитую в живот мальчика. Чувствуете снова этот эмоциональный накал? Даже через мое описание вы должны это почувствовать. Этот момент максимально ясно иллюстрирует то, что нет предела ужасам войны. Джеймс забирает тело мальчика и все собираются уезжать отсюда, забыв в изумлении об осторожности: происходит взрыв с неожиданной стороны, и в эпицентре взрыва оказывается полковник Кэмбридж, которого вообще не должно было здесь оказаться, если бы ни слова Элдриджа. Но на войне у всего есть последствия, даже у необдуманно сказанных слов. До самого конца «Повелитель бури» демонстрирует то, что не бывает войны без жертв. В разных проявлениях.
Планомерно отсчет дней до замены личного состава подходят к нулю, и Джеймс отправляется домой к жене и маленькому сыну. С его отъездом связана самая философская и самая печальная мысль фильма. Он обезвреживал на войне бомбы, но на гражданке он не способен выбрать нужные хлопья в супермаркете. Эпизод, показывающий зрителю Джеймса с его женой и сыном, длится не более 2-3минут. И это тоже грустная метафора: он любит их, но этот эпизод показывает, какую малую часть его жизнь стала занимать его же семья. Поэтому нам в начале фильма говорят про 873 обезвреженных бомбы. Не для того, чтобы сказать какой он крутой мужик. А для того, чтобы мы потом поняли, сколько лет он уже провел на войнах. К сожалению, он и сам понимает, что без войны уже не может, и закономерно возвращается обратно в Ирак. Помимо этого короткого эпизода в конце нам больше ни разу не показали семью сержанта Джеймса.
Под конец хочу немного приоткрыть завесу неочевидного названия «Повелитель бури». Это не дословный перевод. Это сленговое выражение американских минеров. «Повелитель бури» или как они еще называют это «ящик боли», означает в совокупности боль физическую и душевную, которую успевает испытать минер, подорвавшийся в момент работы со взрывчаткой. В фильме есть аллюзия на этот ящик: сержант Джеймс хранил у себя коробку с фрагментами обезвреженных бомб. Это части того, что могло его убить.
Вердикт: отличное кино, которое ни на каплю не устарело. Наверняка, «Повелитель бури» у многих в списке любимых фильмов. И я могу лишь позавидовать тем, кто его будет смотреть впервые, как я пару дней назад. От меня 8 баллов из 10. Присоединяйтесь к обсуждению фильма в комментариях. Смотрите любое кино, которое захотите, но оставляйте в коллекции только хорошее. «Повелитель бери» я себе оставил. Не прощаюсь…