#Бдительный_антикапиталист #Зелёный_капитализм #Экология #Энергетический_переход #Справедливый_переход #Неоколониализм #Неолиберализм #Социальная_справедливость
ЧАСТЬ IV.
Для осуществления справедливого перехода на 26-й Конференции было достигнуто соглашение на основе разработанной парадигмы получившей название «Партнерства по справедливому энергетическому переходу» (англ. Just Energy Transition Partnerships, JETPs, ПСЭП). Эта схема, как утверждается, объединяет климатические и социальные цели, однако фактически служит механизмом структурного подчинения стран Глобального Юга интересам международного капитала. На той же конференции Группа международных партнёров (IPG), в которую входят Великобритания, США, Франция, Германия и ЕС, совместно с Финансовым альянсом Глазго за чистый ноль (GFANZ) — коалицией крупнейших мировых финансовых учреждений — подписали первое такое соглашение с Южно-Африканской Республикой (ЮАР). Однако ключевым моментом здесь является не только масштаб инвестиций, но и структура их предоставления: «[Инвестиционный план Партнерства по справедливому энергетическому переходу] появился после годичных переговоров с международной группой партнёров (англ. International Partnership Group, IPG), включающей Великобританию, США, Францию, Германию и ЕС, которая предложила ЮАР 8,5 млрд. долларов США на финансирование инициативы... Однако в инвестиционном плане (ИП) выяснилось, что лишь 4% (точнее 3,8%, мое доп.) этих средств (330 млн. долларов США) будут предоставлены [международной группой партнёров] в виде грантов, а большая часть остального финансирования будет предоставлена в виде кредитов или гарантий» [8].
Лишь год спустя, 4 ноября 2022 года Южно-Африканская республика (ЮАР) представила долгожданный инвестиционный план для своего нового Партнерства по справедливому энергетическому переходу (JETP). Вот что собой представляет этот инвестиционный план: «План предусматривает инвестиции в энергетический переход страны в течение следующих пяти лет в размере более 86 миллиардов долларов США (1,5 триллиона южноафриканских рандов), две трети которых будут направлены в электроэнергетический сектор, чтобы начать замену угольных электростанций другими источниками энергии» [8].
15 ноября 2022 года на саммите G20 был объявлено о Партнерстве по справедливому энергетическому переходу для Индонезии, которое составило 20 млрд. долларов США. Ситуация финансирования перехода схожая с ЮАР. Если на примере ЮАР в качестве ключевого момента указывалась структура инвестиций, то на примере с Индонезией обнажается ещё один не менее значимый момент – высокие процентные ставки: «Финансирование ПСЭП состоит из грантов, льготных кредитов и коммерческих займов. Учитывая столь высокие процентные ставки на частном рынке, весь проект ПСЭП окажется под угрозой, если большая часть финансирования будет поступать за счет коммерческих займов. В совместном заявлении, сделанном при объявлении ПСЭП Индонезии, распределение обязательств было следующим: 50% – частное финансирование и 50% – государственное. Мы не узнаем точного распределения, пока не будет объявлен Комплексный план инвестиций и политики, но это уже будет улучшением по сравнению с ситуацией в Южной Африке, где 63% финансирования ПСЭП поступает за счет коммерческих займов. Однако в июне Индонезия объявила, что доля грантов, предложенных на тот момент, составляла всего 160 миллионов долларов США, или 0,8% от общей суммы. Это даже меньше 3% (3,8% мое доп.) поддержки, предоставленной Южной Африке в виде грантов» [9]. Таким образом, в обоих случаях «справедливый» переход оборачивается перевесом долговых инструментов над безвозмездной поддержкой, а значит — воспроизводством долговой зависимости и усилением рыночной дисциплины в духе неолиберальной ортодоксии.
И так, известно, что государственных источников финансирования для реализации зелёных проектов не хватает и на каком-то этапе осуществления перехода, приходится частично прибегать к заимствованию или полностью опираться на частные источники. Это означает, что «зелёная повестка» в этих странах почти без исключений формируется при активном участии международных финансовых институтов, инвестиционных фондов и других структур глобального капитала. Почему именно эти страны оказываются в фокусе подобных программ? Ответ прост: в государствах Глобального Юга производство энергии по-прежнему в значительной степени зависит от ископаемого топлива, особенно угля.
Партнёрства по справедливому энергетическому переходу (JETPs), преподносимые как механизм экологически и социально ответственного перехода, на практике функционируют как инструмент воспроизводства неравноправных отношений между центром и периферией. Несмотря на риторику справедливости, «зелёный переход» в странах Глобального Юга осуществляется на условиях, продиктованных интересами международного капитала, а не на основе реальных социально-экономических приоритетов народов этих стран.
Финансовые механизмы, применяемые в рамках JETPs, преимущественно предполагают займы, кредитные гарантии и прямые инвестиции частных структур, что ведёт к наращиванию долгового давления и усилению зависимости от внешнего капитала. Таким образом, формируется новая форма неоколониализма, при которой экологическая риторика используется как прикрытие для экспансии капитала и структурного преобразования экономик периферии в интересах центра. Участие в «зелёной» повестке глобального капитализма закрепляет за странами Глобального Юга роль не только сырьевых, но и энергетических придатков и резервуаров дешёвой рабочей силы — теперь уже в рамках «устойчивого развития». Такова цена «озеленения» капитализма.
Решить долговой кризис практически не
возможно. Невозможность состоит в том, что обычно, страны продолжают обращаться к финансовой организации, заключая соглашение, например с МВФ. Поддержка МВФ предоставляется на определенных условиях, которые просто затирают слово «справедливый» и остается только переход. При этом определенные условия включают программы, не имеющие отношение к переходу. При списании или реструктуризации части внешнего долга выдвигают те же условия, ориентированные на реализацию зелёных проектов, но с пересмотром политических условий. Как правило, пересмотр политических условий содержит в себе жесткие меры экономии и проведение структурных преобразований.
При этом решить долговой кризис становится практически невозможно. В большинстве случаев государства вынуждены вновь обращаться за поддержкой, например к Международному валютному фонду. Финансовая помощь МВФ, как правило, предоставляется на условиях, которые используют идею «справедливого перехода» для прикрытия обыкновенной реструктуризации проводимой под диктат финансового капитала. Эти условия включают не только «зелёные» программы, но и неолиберальные структурные реформы — сокращение социальных расходов, дерегулирование рынка труда, приватизацию госсектора. Таким образом, «справедливый переход» оборачивается приватизацией зелёного будущего: ключевые секторы энергетики и инфраструктуры переходят под контроль транснациональных корпораций и международных финансовых институтов, образуя филиалы финансовой олигархии, которые концентрируют все рычаги управления в своих руках, прикрываясь оболочкой национального государства.
ИСТОЧНИКИ
[8] Bretton Woods Project. World Bank and IMF influence casts shadow over South Africa’s Just Energy Transition Partnership. 08.12.22. https://www.brettonwoodsproject.org/2022/12/world-bank-and-imf-influence-casts-shadow-over-south-africas-just-energy-transition-partnership/?utm_source=chatgpt.com
[9] Jet know ledge. Seven Things Indonesia Can Learn From South Africa's Just Energy Transition Process. 07.11.23. https://www.jetknowledge.org/insights/seven-things-indonesia-can-learn-from-south-africas-just-energy-transition-process/?utm_source=chatgpt.com