Найти в Дзене
Нетопырь читает Ваху

«Рабы тьмы» Дж. Френча: когда возврата уже нет

В Ереси много хороших книг (посредственных тоже хватает), но далеко не все из них можно назвать ключевыми вехами. Сегодня у меня есть немного очень личного мнения о романе «Рабы тьмы» Дж. Френча, и он является именно такой ключевой вехой. Текст прямо продолжает сюжетные линии «Преторианца Дорна» того же Френча и «Волчьей погибели» Г. Хейли. Первое, что мы увидим на страницах романа, — это Хоруса после тяжелой раны, полученной от Русса. Не то чтобы Русс плохо пытался грохнуть любимого братика. Но Хорус уже предался Губительным Силам, и уничтожить его обычными, реальными средствами не получится. Однако и самому Хорусу придется пройти длинным путем, а не как обычному раненому — через перевязки и капельницы к выздоровлению. Именно теперь, а не после Давина, Хорус изменится окончательно и бесповоротно. Именно теперь начнется то, что его присные именуют «возвышением» — переход к демоническим изменениям. Но обычным демон-принцем Хорус не станет, у него другая миссия… Книга построена как пове

В Ереси много хороших книг (посредственных тоже хватает), но далеко не все из них можно назвать ключевыми вехами. Сегодня у меня есть немного очень личного мнения о романе «Рабы тьмы» Дж. Френча, и он является именно такой ключевой вехой.

Текст прямо продолжает сюжетные линии «Преторианца Дорна» того же Френча и «Волчьей погибели» Г. Хейли. Первое, что мы увидим на страницах романа, — это Хоруса после тяжелой раны, полученной от Русса.

Не то чтобы Русс плохо пытался грохнуть любимого братика. Но Хорус уже предался Губительным Силам, и уничтожить его обычными, реальными средствами не получится. Однако и самому Хорусу придется пройти длинным путем, а не как обычному раненому — через перевязки и капельницы к выздоровлению. Именно теперь, а не после Давина, Хорус изменится окончательно и бесповоротно. Именно теперь начнется то, что его присные именуют «возвышением» — переход к демоническим изменениям. Но обычным демон-принцем Хорус не станет, у него другая миссия…

Книга построена как повествование от трех очень разных, очень непохожих персонажей. Все они — важные, даже в чем-то ключевые, но не главные герои, излагающие свои точки зрения; в теории литературы такие персонажи называются «фокальными». С трех сторон мы увидим воинство хаоситов. Эти герои — Зарду Лайак, эмиссар 17-го, давно и прочно предавшийся Неделимому Хаосу настолько, что не может даже снять шлем перед собственным батей; Малогарст, с которым мы познакомились еще в «Возвышении Хоруса» Абнетта; Фальк, Железный Воин, летчик-ас.

Малогарст. Худ. Наталья Машинская
Малогарст. Худ. Наталья Машинская

И знаете, что? В этой книге нет положительных персонажей. Вообще. Ни единого. Перед нами — фанатики, отморозки, психопаты, галерея образов настолько ужасных, что это завораживает. И в то же время этой троице в чем-то сочувствуешь. Френч отошел от своего суховатого стиля и очень выразительно подает и личности рассказчиков, и личности главных действующих лиц, и характеры легионов. Фальк, его подчиненные и его непосредственный командир Форрикс — прагматичные люди, твердо стоящие на ногах. На удивление интересным вышел образ Малогарста. Абнетт дал нам его глазами соратников по легиону, а они дружно считают его хитрым карьеристом. Френч же приоткрыл окошко в его внутренний мир, и видно, что Малогарст — намного более глубокий образ. И еще открытым текстом проговорено, что Малогарста в итоге тяготит власть, которой наградил его Хорус. Самый неприятный образ из рассказчиков — это, конечно, Зарду Лайак. Мрачный фанатизм, переходящий в почти слезливую восторженность, отличает его. Но таков его легион.

И тут хочется отметить, как тонко и выразительно Френч показывает именно легионы. У него даже язык и интонация меняется. Так, Несущие Слово предстают этакими бодхисаттвами зла, золотистая пудра Лоргара — намек на золотистые шафрановые рясы буддийских монахов, их иерархия основана исключительно на «духовных заслугах» перед Хаосом, они почти благостны, если не знать, какие дела они творят.

Зарду Лайак. Иллюстрация из книг по Осаде, худ. Mikhail Savier
Зарду Лайак. Иллюстрация из книг по Осаде, худ. Mikhail Savier

Железные Воины — это солдаты до мозга костей. Они способны и на вдохновение, и на озарения, и на упорный кропотливый труд, все это направлено на разрушения, и все это рационально, основано на знании законов войны и подчинено строгой армейской дисциплине.

Сыны Хоруса — как колдуны из детских сказок, которые пытаются подчинить себе трансцендентные силы, чтобы получить сиюминутные и реальные блага: власть, силу, возможность носиться по Галактике без помощи навигаторов и связываться через метатронов — бывших астропатов (метатронам от этого нередко приходит гаплык, но кто их считает).

Из главных героев мы встретимся в первую очередь с Хорусом, Пертурабо и Лоргаром. Тут много насчет их «братских» взаимоотношений.

Опять-таки красочно выписаны характеры. Френч явно из той фракции БЛ, которая любит Пертурабо, несмотря на его ярко выраженную «отрицательность». Пертурабо у Френча — это персонаж масштаба. Он двигает огромные армии, оперирует цифрами, ресурсами, техникой, дислоцирует их на больших территориях, это бог войны далекого будущего.

Железные Воины. Худ. Z-Bozi
Железные Воины. Худ. Z-Bozi

Хорус же, в общем, большую часть книги напоминает куколку, из которой должна выйти форма имаго; Лоргар это видит — наверное, единственный из всех, но видит он также и то, что после «возвышения» Хорус не будет вести армии. Как не ведут их возвышенные Фулгрим и Ангрон (да, их мы тоже увидим, очень интересные эпизоды с ними будут; не фигурирует в романе из примархов-предателей только Керз). Не для обыденной войны розочка цвела…

А рядом сверкает золотистой пудрой бодхисаттва-Лоргар, предлагает помощь, говорит о братстве, и это, пожалуй, не так страшно, как военный гений Пертурабо, но куда более мерзко. Впрочем, не надо обманываться, Несущие Слово один из самых жестоких и агрессивных легионов. Также яркий персонаж — техноведьма, одна из заправил даркмехов Сота-Нуль, очень выразительная, трудно не подпасть под ее черное обаяние.

В этом романе Френч поднялся над описанием событий. Во многих книгах сюжет равен фабуле и представляет просто последовательность событий. В «Рабах тьмы» фабула — это «возвышение» Хоруса, выход Ереси на финишную прямую, необратимые изменения в душах тех, кто предался Хаосу. Кстати, миф о том, что якобы одного из трейторов-примархов вернут на сторону Империума, в свете этой книги совершенно несостоятелен, для них пути назад нет. А вот сюжет более глубокий, даже философский: это история о том, как совершение зла и потакание злу в себе, культивирование зла в себе и вокруг себя под благовидными предлогами в итоге вытравливают из человека и из общества все светлое, и личность превращается в чудовище.