Найти в Дзене
ЯСНО

Губернаторские - на «пять», гордума - «четыре»: эксперт о выборах на Кубани

Оглавление

Известный кубанский политтехнолог проанализировал, как кандидаты заявляют о себе избирателям в надежде на их голоса.

Выборная кампания в Краснодарском крае выходит на финишную прямую - до Единого дня голосования осталось полторы недели и кандидаты сконцентрированы на агитационной кампании. Кто-то пытается запасть в душу избирателя с помощью залпа из всех орудий арсенала агитпродукции, кто-то считает, что достаточно использовать что-то точечно, а кто-то и вовсе думает «прокатить» просто на своем имени и партийной принадлежности.

Впрочем, агитационная кампания идет, и в нее вложено немало средств и сил самих кандидатов и их команд. Видна ли агитация, есть ли в этой кампании какие-то стиль, тренды, особенности, скандалы - всё это для ЯСНО проанализировал кубанский политтехнолог, прошедший в том числе политическую школу на территории Новороссии, Андрей Решетов. Также он объяснил, почему оценивает агитационную кампанию на выборах губернатора на «пятерку», а депутатов краснодарской гордумы на «четыре»

Выборы Губернатора Краснодарского края 2025: традиционная «печатка» и ролики от нейросети

«Лично я агитацию вижу. Если проехаться, а я был в Краснодаре и на Черноморское побережье, то, в принципе, агитация видна и по линии информирования о самих выборах, что избирком традиционно делает, и о самих кандидатах. Агитпродукция заметна, начиная от больших форм - это баннеры, наружная реклама и заканчивая малыми - буклетами, брошюрами, листовками.

То есть мы видим, что при всем подорожании печатной продукции - ее изготовления, размещения - все равно ее используют. Если конкретно по кандидатам, то тут понятное дело, нужно опираться на их избирательные фонды. У кого большой избирательный фонд, у того и агитационная кампания идет более широко, более таргетированно, чем у остальных кандидатов. Это особенно видно по губернаторской кампании в районах, где больше всего заметен один из четырех кандидатов. С остальными тремя проблема. Понимая, что у них не хватит ресурсов охватить все районы, они делают ставки на самые такие тяжелые точки, где можно медийно себя хорошо показать. То есть, речь про крупные города - Краснодар, Новороссийск, Сочи и Горячий Ключ можно выделить.

В основном, конечно, идет традиционный агитационный формат. Наиболее интересное, что я видел, это брейнрот-ролики, которые выходят у одного из кандидатов. То есть «нейросеткой» рисуют, как он, например, пошел на концерт Оззи Осборна в Краснодаре. Это довольно-таки забавно.

И это наводит на мысль, что вообще большое будущее в плане агитации за нейросетями. У нас же много законодательных ограничений по использованию образа кандидата с другими людьми, множество ограничений в плане авторских прав, а нейросети, получается, авторские права не нарушают, там с нуля создаётся новый контент,

Скорее всего, это первая кампания, когда нейросети уже стали использоваться в выборных процессах, в агитации. Подобные ролики я видел и в других регионах на выборах. Можно сказать, что это тренд, один способов агитации, который позволяет обходить многие нынешние ограничения, пока его не загнали в законодательные рамки. Раньше похожая ситуация была с соцсетями. По факту, агитацию в соцсетях привели в норму где-то к 2021−22 годах. Скоро такое регулирование будет, судя по всему, и по нейросеткам. А пока можно».

Выборы депутатов в Краснодарском крае 2025: кандидаты новой формации наступают

«Если говорить о выборной кампании в советы и думы, в частности в краснодарскую Думу, то тут двоякая история - есть кандидаты, у которых имеются ресурсы и определенный интерес себя медийно показать и свой вес упрочить. Назвать это трендом трудно, но видно, что кандидаты в депутаты новой формации в принципе есть, и они такую форму агитации вывозят. Некоторые кандидаты, конечно, думают, что можно старыми технологиями избираться, по накатанной, их некем заменить. Но такое рано или поздно закончится, когда встанут вопросы о сути городской думы, роли городского депутата.

Еще одно наблюдение - например, если раньше выборный «информационный шум» начинался в июле, то в этот раз мы видим тенденцию, что все больше смещаются к дням голосования, чтобы до людей дошел четкий сигнал и не потерялся до дня голосования - видно, что все дорожает, технологии дорожают, поэтому такая тактика».

Выборы в Краснодарском крае 2025: скандалы с кандидатами меркнут на фоне СВО и атак БПЛА

«Мы с коллегами обсуждали, что у нас вся информационная повестка сейчас «перебита» темами СВО, международной политикой, а сейчас еще усилилась тема с атаками беспилотников на Юг России. И тут, конечно, трудно избирателю воспринимать какие-то там скандалы с какими-то кандидатами. Скандал не успевает доходить до читателя, до аудитории. Мы наблюдали два скандальных всплеска с одним из кандидатов в губернаторы и его супругой, но они прошли почти незаметно.

Все эти атаки беспилотников, которые сейчас участились, «заходят» жителям края четче. Это посерьезнее, чем грязное белье кандидатов.

А в целом по краю, в других городах, где выбирают депутатов дум и советов ,агитация также активно идет. Житель знает своих кандидатов. «Единую Россию» могу выделить в том плане, что они выбрали индивидуальный подход к агитке каждого кандидата. В этом году высокая шаблонность у ЛДПР и КПРФ, что в плане агитпродукции, что в плане мероприятий. Сказывается, по всей видимости, значительное подорожание изготовления и услуг организационных. Но ключевую задачу - дойти до избирателя - решают все в той или иной степени».