Надя Ли Коэн — довольно громкое имя в мире фото и фэшна, особенно в последние годы. Известная своими часто скандальными и откровенными работами в стиле кэмп, в эстетике ретро Америки эпохи расцвета консьюмеризма, Надя покоряет фотовыставки, престижные конкурсы и обложки модных журналов, а также снимает клипы для A$AP Rocky и Tyler the Creator, ходит по подиуму и становится музой модных домов.
Про то, как начинала Надя Ли Коэн и о том, чему же всё-таки посвящены её работы — ниже.
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
Надя Ли Коэн родилась 15 ноября 1992 года в Эссексе, Великобритания. Девушка выросла на сельской ферме, что, по её мнению, позволило ей задержаться в детстве.
Надя описывает своё детство как что-то грязное, дождливое, уютное и даже животное. Девочка проводила дни копаясь в земле в поисках ископаемых, спасала фазанов и помогала ослепшим от миксоматоза кроликам в окружении зелёных полей и густых лесов.
Изначально Надя не связывала свою жизнь ни с фотографией, ни с модой. Как и многие подростки, она долго не понимала, чем вообще хочет заниматься, и так оказалась на курсе Fashion Portfolio в London College of Fashion. Вскоре Надя стала бакалавром искусств по направлению модной стилизации (fashion styling), а потом и магистром искусств, но уже по модной фотографии (fashion photography).
В 2012 году Надя выиграла престижный конкурс портретной фотографии Taylor Wessing prize от Национальной Портретной Галереи, куда и попадала её работа.
После университета Коэн направилась в Лос-Анджелес — город мечты, который вдохновлял её с самого детства, однако вместо роскоши и лоска Hollywood Boulevard Надя обнаружила лишь горы мусора и разрушенные мечты. Как принято теперь говорить, в этот момент в ней что-то изменилось: Надя нашла для себя совершенно иной пласт смыслов и нарративов, в которых за внешними роскошью и блеском кроются меланхолия и страдание.
Вообще, Надя, как мы говорили выше, очень разносторонний человек: помимо фотографии она ещё и режиссирует музыкальные и рекламные видео, снимает модные кампейны и сама выступает в роли модели. Для начала, однако, разберём её личный стиль как творца.
КАК ТВОРИТ НАДЯ ЛИ КОЭН?
Надю Ли Коэн отличает невероятно узнаваемый стиль. Первое, что сразу же бросается в глаза, — это очевидное вдохновение Кубриков и, в особенности, Линчем, его странным виденьем Лос-Анджелеса, театральностью, гротеском и меланхоличностью. Сюда же можно отнести такое культовое кино как “Розовый фламинго”. Как мы писали выше, в юности представление Нади относительно Голливуда столкнулось с жестокой реальностью, но в этом девушка нашла новый источник вдохновения.
В своих работах Надя изображает гипертрофированные сцены из максимально карикатурной повседневной жизни Америки 60-70-х полной лоска, цвета и калифорнийского тепла. И, конечно же, сатиры (отметим, что в подростковые годы Надя благодаря парню попала под влияние панк-культуры, которой свойственно критиковать консьюмеризм). В каждой фотографии Коэн есть яркая история и не менее яркие персонажи, которые эту будто вырванную из театральной комедии положений сцену проживают.
Но кто изображён на этих фотографиях? Чаще всего очень разные женщины а) неконвенциональной красоты и б) обнажённые. Касательно а) сама Надя говорит, что её привлекает инопланетная, характерная внешность с изюминкой. Касательно б) Коэн считает нагое тело сильным “артефактом” для самих женщин и говорит, что “ничто не дарит больше уверенности, чем хорошее обнажённое фото”.
В этой парадигме отметим одну из важнейших работ Нади, над которой она работала 6 лет, — “Women” — книга-сборник из 100 фотографий очень разных женщин. Это первый большой фотопроект Нади, который, выйдя в свет в 2020-м году, принёс ей немалую известность.
Одним из главных вдохновителей Коэн является Мартин Парр (о котором у нас тоже есть материал) — это хорошо заметно и по работе с цветом, и по композиции, однако Надя возводит всё в абсолют, делая картинку театральной.
Не так давно, в мае, вышла очень интересная совместная работа Парра и Коэн — “Julie Bullard”. Фотопроект посвящён воспоминаниям Нади о своей няне Джули, роль которой Коэн на фотографиях и исполняет. Проект продолжает характерный стиль и Мартина, и Нади, однако тут уже нет привычных тёплых калифорнийских оттенков — работа посвящена созданию ностальгического образа Англии из 90х такой, какой её фантазирует по образу няни Надя.
В интервью Коэн не раз отмечала, что прорабатывает каждый кадр “слишком сильно, будто ненормальная”, контролируя каждую деталь вплоть до упаковки из-под яиц.
Второй “книжной” и особенно значительной работой Коэн является “Hello, my name is…” — выпущенное в 2021-м собрание из 33 автопортретов самой Нади, которая примеряет на себя личности разных людей. Эти самые личности она выдумала на основе имён с разных бейджиков, которые она годами коллекционировала. Каждая фотография представляет собой диптих: персонаж + несколько свойственных ему предметов. Примечательная работа, которая продолжает сюрреалистичную и театральную линию в творчестве Нади.
Таким образом, можем вывести что-то вроде формулы творчества Нади Ли Коэн: Лос-Анджелес + ретро + театральный гротеск + меланхолия + консьюмеризм + женская красота.
При работе с артистами над музыкальными, например, видео Наде удаётся найти симбиоз между её стилем и стилем заказчика. Яркие тому примеры — первые видеоработы Коэн, сделанные в 2018-м году: клипы на “After the Storm” от Kali Uchis и на “Cozy Little Christmas” от Кэти Перри.
В интервью Надя отмечала, что из-за той же, указанной выше необходимости контролировать каждый кадр, работать над видео ей сложнее, ведь кадров тут значительно больше, однако Коэн планирует всё-таки снять свой фильм.
Из иных примечательных видеоработ можно выделить сотрудничество с Beyonce, Aphex Twin и даже A$AP Rocky, для которого девушка сняла крайне примечательный клип на “Babushka Boi”.
Однако свою наибольшую популярность Надя Ли Коэн завоевала всё-таки в фэшн-индустрии. Уже легендарные обложки Ланы дель Рэй и Рианны для Interview, Кейт Мосс для Perfect, кампейн для Balenciaga и, конечно, дружба с Ким Кардашьян: несколько обложек для самой Ким и несколько кампаний для её бренда Skims, в том числе невероятное промо-видео для коллаборации с Dolce&Gabbana.
ИТОГ
Надя Ли Коэн — очень яркий артист, подобных ей мало. Её стиль формирует современную визуальную культуру и, что крайне важно, привносит в неё (и в массовую культуру) элементы искусства. Более того, она воплощает образ современного артиста как человека множества талантов, человека на стыке жанров, ведь Надя и фотограф, и видеограф, и стилист, и даже модель.