Найти в Дзене

Выделения "оттуда" как парфюм и окно вместо унитаза - грязная правда о Европе

Оглавление

В Средневековой Европе окна использовались не только для того, чтобы смотреть на закат. На подоконник можно было присесть и… облегчиться прямо в королевском дворце. Однажды король Франции получил сверху «ароматный подарок» — и это стало лучшим аргументом в пользу санитарных реформ.

До начала XIX века европейская жизнь выглядела крайне дико и отталкивающе. Не стоит ориентироваться на картины из исторических фильмов – реальность была куда менее привлекательной.

Купание - грех

Большая часть бед и неудобств в повседневной жизни тогдашней Европы была связана с влиянием церкви, прежде всего католической. Именно она во многом сформировала представления людей о чистоте и теле.

Омовения стали считаться подозрительным занятием. Голое тело трактовалось как греховное проявление, а к тому же существовал страх простудиться. Горячая ванна и вовсе была роскошью, недоступной большинству, ведь топливо обходилось слишком дорого.

Неудивительно, что личная гигиена находилась в удручающем состоянии. Французская принцесса погибла от вшей — звучит как шутка, но нет. Папа Климент V умер от дизентерии, Климент VII — от чесотки, а Филипп II страдал той же проблемой. Герцог Норфолк, отказывавшийся от мытья из религиозных убеждений, настолько покрылся гнойниками, что слугам пришлось воспользоваться моментом, когда он был без сознания от пьянства, чтобы его искупать.

Даже при королевском дворе ситуация была схожей. Русские послы, оказавшиеся во Франции при дворе Людовика XIV, оставили запись, что его величество источал зловоние «аки зверь лесной».

Постепенно люди отвыкли от гигиены настолько, что годами не мылись. Грязь и вши считались неотъемлемыми атрибутами праведной жизни, а вшей ласково называли «жемчужинами Господними». К чистоте же относились с подозрением, как к чему-то постыдному и греховному.

-2

Клопы, духи и туалеты

Первая и главная миссия знаменитой французской парфюмерии заключалась в том, чтобы хоть как-то заглушить ужасное зловоние тел, которые могли не знать воды годами.

Особенно прославился в этом деле Король-Солнце. Людовик XIV, проснувшись однажды в скверном расположении духа (а утро для него почти всегда начиналось мрачно — всё из-за бессонницы, вызванной нескончаемыми атаками клопов), издал любопытный указ. Согласно ему, каждый придворный обязан был щедро поливать себя сильными ароматами, чтобы благоухание духов перебивало смрад от пота и грязи, впитавшихся в одежды и кожу.

Надо сказать, ранние «пахучие составы» были довольно оригинальны. Средневековые дамы пользовались не только маслами и травами. Некоторые из них наносили на кожу за ушами или на шею собственные выделения — как своего рода интимные духи, призванные привлечь внимание объекта страсти.

-3

Еще одной проблемой стало справление надобностей. Люди справляли нужду, где придется. Парадные лестницы дворцов и замков вполне могли служить «туалетами», а ночные горшки преспокойно стояли под кроватями сутками. Воздух в помещениях становился столь невыносим, что французский королевский двор вынужден был время от времени кочевать из замка в замок, пока прежний не проветрится.

Ритуал освобождения кишечника или мочевого пузыря был лишён всякой деликатности. Придворные, включая самих монархов, без стеснения присаживались на широкий подоконник у окна или довольствовались ночным горшком, содержимое которого потом выливали прямо за двери дворца.

Даже в Версале изысканность соседствовала с неприглядными привычками. Дамы при дворе могли прервать светскую беседу или даже службу в церкви, чтобы непринуждённо справить малую или даже большую нужду в уголке зала. Парковые кусты служили постоянным «санузлом» для придворных, а слуги исправно выливали туда же накопленные нечистоты.

Король-Солнце разрешал своим придворным справлять нужду буквально где угодно. Для удобства в коридорах устраивали ниши, а на стены вешали тяжёлые шторы — импровизированные «санузлы». Казалось бы, проще построить пару туалетов во дворе или отправлять знать опорожняться в парк? Но нет, на страже привычек стоял коварный враг — диарея. Неумолимая, внезапная, вездесущая. При тогдашнем «качестве» пищи понос был не случайным недугом, а почти постоянным состоянием организма. Тут уж не до изысков — где приспичило, там и присел.

-4

И Франция, и Англия соперничали в изобретательности на этом поприще. В «приличных» лондонских домах содержимое ночных горшков торжественно выливали… в камины. Иногда хозяева даже облегчались прямо в огонь. Пахло, мягко говоря, своеобразно, зато, по их логике, пламя убивало микробов. Простолюдины же, лишённые каминов и личных покоев, действовали проще: швыряли продукты жизнедеятельности из окон на головы прохожих.

Неудивительно, что именно в Париже король Людовик IX, получивший однажды сверху порцию свежего «ароматного подарка», вынужден был принять меры. С тех пор выбрасывать нечистоты через окно разрешалось только после трёх предупредительных криков: «Берегись!». К XVII веку жители, уставшие от таких сюрпризов, придумали модный аксессуар — широкополые шляпы. Они защищали от солнца, дождя и, главное, от внезапного воздушного десанта в виде… ну, сами понимаете чего.

-5

Сначала помолись!

Средневековые европейцы умели совмещать религиозность и физиологию так, как никому и не снилось. Набожные христиане не садились на «престол» без помощи свыше. Венгерский историк Иштван Рат-Вег приводит с своей книге любопытный молитвенник с красноречивым названием: «Нескромные пожелания богобоязненной и готовой к покаянию души на каждый день и по разным случаям». Среди прочего там значилась и «Молитва при отправлении естественных потребностей». То есть, простите, сходить по-большому — и то считалось делом духовным.

Но благочестие благочестием, а практичность никто не отменял. Канализаций в городах не водилось, зато имелись крепостные стены и рвы, наполненные водой. Вот они-то и превращались в гигантские выгребные ямы: всё, что производили жители, летело со стен прямиком в ров.

Французы пошли ещё дальше. За пределами городов росли горы фекалий такой величины, что сами стены приходилось достраивать повыше — иначе содержимое угрожало перевалиться обратно. В Париже дело дошло до абсурда: вонючая «гора» стала потенциальной лазейкой для врага.

А что же улицы? Они утопали в грязи и нечистотах так, что весной ходить по ним было невозможно. Именно тогда, по хроникам, в немецких городах появилась новая мода — ходули. Их называли «весенней обувью горожанина».

-6

Средневековый герой

Реальный французский рыцарь XIV–XV веков выглядел куда менее романтично, чем на картинах и в кино. Средний рост «покорителя дамских сердец» редко превышал метр шестьдесят, так что современный подросток вполне мог бы сойти за сурового воина.

Внешность же «красавца» довершала оспа, которая обезобразила лица почти всех европейцев. Бритвы и мыла в арсенале не имелось, поэтому под шлемом благородного воина копошилась целая биосистема: вши, блохи и прочая живность.

Что касается дыхания, то по сравнению с ним канализационный ров мог показаться глотком свежего воздуха. Зубы никто не чистил, а рацион состоял из всего подряд — от мяса до кислого пива, щедро приправленного чесноком (для «дезинфекции», конечно же). Обнять такого рыцаря — подвиг, поцеловать — пытка, а просто постоять рядом было испытанием не для слабонервных.

И это ещё не всё. Во время походов рыцарь сутками носил тяжёлые латы, снять которые самостоятельно было невозможно. Процесс облачения или раздевания занимал около часа и требовал участия целой свиты. Разумеется, справлять естественные нужды приходилось прямо в доспехи. (Хотя чаще в дороге довольствовались кольчугами — в латах далеко не уйдёшь.)

Историки долго удивлялись: как же войска султана Саллах-ад-Дина так безошибочно находили лагеря крестоносцев? Ответ оказался прост и гениален: по запаху. В итоге европейский рыцарь оказывался не только воином, но и ходячим маяком, а его доспехи — не столько бронёй, сколько консервной банкой с сюрпризом.

В начале средневековья европейцы поголовно ели желуди. Ели их все — от бедняков до аристократов. Так и представляешь: герцог, обвешанный золотыми цепями, грызёт жёлудь, как белка. Но как только удавалось пережить год без голода, меню слегка разнообразилось. Правда, дорогие специи использовали не только для демонстрации богатства— они еще и перебивали аромат тухлого мяса.

Испанки же страдали совсем другим. Чтобы в волосах не устраивали вечеринку вши, они натирали голову чесноком. Мужья, наверное, были счастливы: и паразитов нет, и закуска к вину всегда под рукой.

Красота требовала огромных жертв: барышни пили уксус ради бледности, а собачьей мочой обесцвечивали волосы.

Дальше — веселее. В XVII–XVIII веках на подиум выходит сифилис. Болезнь выжигала волосы подчистую, и кавалеры, чтобы доказать дамам, что они «чисты как ангелы», демонстративно отращивали шевелюры и усы. У кого природа и болезнь были против — те изобрели парики. Мода подхватилась мгновенно: аристократия в Европе и Америке засверкала белыми башнями волос.

А вот сократовская лысина, когда-то считавшаяся признаком мудрости, перекочевала в разряд «фу, немодно» и до сих пор не вернулась в тренды.

-7

Мерзкая живность

Когда христиане устроили геноцид кошкам, они, сами того не зная, подписали Европе приговор. Без пушистых санитаров начали размножаться крысы и щедро разнесли по всему континенту чумных блох. Итог — половина Европы вымерла, и появилась профессия крысолова.

Но народная молва решила, что если кто-то умеет командовать крысами, значит, у него контракт с дьяволом. Церковь и инквизиция регулярно устраивали крысоловам карьерные провалы в виде костра, чем, по сути, сами же помогали крысам и блохам жрать их паству быстрее и качественнее.

-8

С блохами боролись по-разному. Простые смертные палочкой-чесалочкой и терпением. А у короля Людовика XIV на обедах в Версале рядом всегда дежурил специальный паж по ловле блох.

Знатные дамы тоже не сдавались. Чтобы не разводить у себя целый зоопарк, они носили шелковые нижние рубашки, веря, что вошь по шелку скользит, как по льду. Так, между прочим, и родилось первое в истории «шёлковое бельё». И надо признать — дамы были правы: паразиты реально не цеплялись.

Кровати того времени — это вообще отдельный мир. Деревянная рама на ножках, вокруг решётка, сверху обязательный балдахин. Романтика? Нет. Чистая прагматика: балдахин защищал от клопов, которые так и норовили упасть с потолка.

-9

Ну и финальный штрих: красное дерево в мебели стало популярным не за красоту и статус, а потому что на нём не было видно раздавленных клопов. Вот это настоящий лайфхак по-европейски: стильно, модно, практично и… слегка мерзко.

В средневековье кормить собой вшей и клопов считалось «христианским подвигом». Искать друг у друга вшей было знаком внимания и проявлением симпатии. В общем, средневековые люди в плане ухаживаний больше походили на обезьян, чем на благородных рыцарей и дам.

-10

Причём вши вмешались даже в политику. В шведском городке выборы мэра решала самая обычная вошь. Кандидатами могли быть только бородатые мужики — безбородых даже не рассматривали. Сценарий выборов был прост: кандидаты раскладывали бороды на столе, затем «избирательная комиссия» запускала туда вшу. Чья борода понравилась — тот и мэр.

Цена такого пренебрежения гигиеной оказалась высокой: в XIV веке «Чёрная смерть» выкосила Европу так, что Франция потеряла треть населения, а Англия с Италией — почти половину.

Ужасы медицины

Медицина же в те времена больше напоминала пытки. Для ампутаций использовался деревянный молоток: удар по голове — пациент в отключке, а что дальше с ним будет — как повезёт. Раны лечили методом «горячие ощущения»: раскалённое железо, кипяток или смола. И это ещё цветочки. Настоящим «счастливчикам» с геморроем полагался раскалённый прут прямо в больное место: мгновенно и надолго, зато потом уже ничего не болит — потому что болеть больше нечему.

Сифилис лечили ртутью, и результат был предсказуем: пациент или умирал от болезни, или от лечения, но скучно не было.

Универсальным же методом считалось кровопускание. Болезнь — это дьявол внутри, значит, надо выпустить его вместе с кровью. И монахи-«отворители крови» стали одними из самых востребованных специалистов. Пускали кровь всем: больным, здоровым, слишком весёлым, слишком влюблённым, а иногда просто потому что в календаре «подходящий день».

Так что, если подвести итог: средневековая медицина работала по принципу «жив останешься — чудо Божье, умрёшь — дьявол виноват».

Если вам понравилась статья, не забудьте подставить лайк и подписаться на канал, чтобы не пропустить новые интересные материалы.