Каждый день медиа приносят что-то новое. Сегодня порадовала Кая Каллас, глава дипломатии Евросоюза:
"Если посмотреть на то, как председатель Си Цзиньпин стоит рядом с лидерами России, Ирана и Северной Кореи в Пекине, это не просто антизападная риторика, это прямой вызов международной системе, построенной на правилах"
Что я слышу в этих словах?
Слышу конфронтационную бло́ковую логику "мы vs они". Мы и гунны, ага.
Слышу претензию на универсальность некой системы "правил".
Слышу, что внутри западного "мы" явления рассматриваются иначе, нежели в логике "мы vs они". Война на Ближнем Востоке и назревающая аннексия Западного берега реки Иордан, судя по всему, рассматриваются как часть игры по "правилам". Плохой игры, но "своих" и по "правилам".
Фактически, госпожа Каллас говорит о том, что события на Украине не порождают, а обнаруживают более широкий, глобальный кризис. Кризис, в котором империалистическая претензия одних дошла до границ, за которыми следует покорность других. Или война. Война, в которой "Рай" не может проиграть "гуннам".
Не стоит обольщаться словами: легенды сторон всегда целесообразны и обусловлены. А легенды предпочитают красивые слова и броские эпитеты. Но, по существу, навязать решение силой или навязать правила по которым ты должен играть - особой разницы нет. Я вижу, что европейская концепция "правил" - лишь обновленная версия римской концепции auctoritas (деперсонализированной демократическими процедурами). Auctoritas, черпаемой из согласия Европы вокруг виденья самой себя. Это - лишнее подтверждение: за фасадом западной демократии проглядывает лик Нового Рима.
Кажется, не так уж далеки от истины те, кто описывает нынешний кризис в терминах столкновения цивилизаций. Как бы архаично это ни звучало, борьба за корону подлинной Империи только начинается - даже если стороны слабо осознают этот факт. Я уверен: в публичных и сетевых баталиях, значительная часть аргументов contra СВО - аргументы выбора стороны в борьбе за имперскую корону. Даже, этических или теологических аргументов.
Мрачновато? Пожалуй. Но, мы имеем опору и утешение в Слове Божьем. В нем - источник подлинной auctoritas Свыше. Библия свидетельствует: событие Бога возможно и переживаемо среди любых трагедий и катастроф этого мира. В конце-концов, подлинная жизнь - здесь и сейчас. Жизнь в доверии и благодарности - куда бы ни вело нас Провидение. Ведь Божье Царство живее и сильнее любых империй.