Найти в Дзене
Полина Темирчева

Кринолин, корсет и мини: опасные тренды, которые калечили женщин ради красоты.

Оглавление

В нашем современном мире, мы постепенно приходим к мысли о том, что женское тело – это не объект постоянного тюнинга. В медиа среде всё больше и больше поднимают тему токсичных трендов, РПП, адекватного отношения к себе и своей фигуре. Женщины стали получать много поддержки, начали посещать психологов или хотя бы задумываться о том, что пора что-то менять. Такая тенденция в медиа очень радует, однако всё ещё в головах многих остаются идеалистичные представления о красоте, как единственный верный вариант. В этой статье мне лишний раз хочется напомнить о том, что следование трендам – это не просто эпоха одинаковых лиц из социальной сети с картинками, а то, как токсичные тренды прошлого по-настоящему калечили и убивали женщин.  

Кринолин: величие и огонь

XIX век подарил Европе и Америке моду на кринолины — чудовищные по размеру конструкции, которые делали женщину похожей на колокол. Каркасы из стали и китового уса расширяли юбку до четырёх–пяти метров в окружности, что, как вы понимаете, сильно ограничивало мобильность.  Вечером такие дамы едва проходили в дверные проёмы, а садясь за стол, нередко переворачивали посуду локтями, потому что колоссальная юбка не позволяла подвинуться ближе к краю. С такими обстоятельствами становится тяжело восхищаться богато убранным залом, в котором проходит приём, где обворожительные дамы кружатся в танце с кавалерами. Представьте, какой дискомфорт эта конструкция доставляла в статичном положении, не говоря уже о танцах и какой-то минимальной активности. 

Наверняка, когда дама попадала в конфуз с опрокинутым столом или ещё чем похлеще, это событие ещё долго обсуждалось и вызывало улыбку. Однако, смешное быстро оборачивалось трагическим. Газеты середины XIX века пестрели новостями: «Девушка погибла, юбка воспламенилась от камина»; «Женщина упала с лестницы, запутавшись в кринолине». В 1864 году только в Англии было зафиксировано более трёх тысяч смертей от пожаров, причиной которых стали эти модные каркасы.

Современники описывали сцены, достойные кошмаров: женщина, задетая огнём свечи, вспыхивала, словно факел, а стальные обручи препятствовали тушению пламени. Трагедии происходили мгновенно. В этом и заключается вся ирония модного тогда гаджета. Конструкция, созданная для «женской грации», превращала женщину в смертельно опасное существо, как для себя, так и для окружающих. Думаю, бал внезапно закончившийся из-за такого трагичного пожара, уже не кажется столь грациозным, элегантным и возвышенным. 

Кринолин показывает всю двойственность XIX века и его парадоксальность. Ведь на равне с невероятным прогрессом, индустриализацией, промышленной революцией, активным развитием культуры, существовала викторианская модель поведения с жёсткими нормами и большим количеством условностей, где права женщины были столь же минимальными, как у красивого шкафа или аксессуара, служащего украшением общей обстановки. Общество с одной стороны развивалось, в искусстве и культуре всё чаще размышляли о социальном неравенстве, несправедливости и положении женщин в обществе. С другой же стороны прекрасная половина человечества была загнанна в клетку из железа или китового уса, выхода из которой не было. 

Корсет: стальные объятия красоты

Если кринолин грозил мгновенной смертью, то корсет убивал медленно, настойчиво и ежедневно. Пожалуй, это самый долгоиграющий модный тренд. Если ношение кринолина в современном мире сложно представить в рамках обычной жизни, то корсет используют до сих пор многие девушки. Так или иначе корсет на протяжении нескольких веков был символом женской моды и дисциплины тела. В XIX веке он достиг апогея жестокости. Идеалом считалась «осиная» талия — 45–50 см. Ради неё женщины затягивали шнуровку до боли, обморока и хронических болезней. Утянутая талия считалась знаком благородства и воспитанности: чем меньше сантиметров, тем больше восхищения.

Медицинские отчёты того времени зафиксировали ужасающие последствия:

• деформация рёбер и позвоночника,

• смещение внутренних органов,

• уменьшение объёма лёгких на треть,

• хроническая одышка, обмороки, нарушения пищеварения.

Существуют данные вскрытий конца XIX века: у многих женщин, всю жизнь носивших корсет, внутренние органы буквально меняли форму. Печень изгибалась, лёгкие были смяты, кишечник находился ниже нормы. Тело привыкало жить в постоянном насилии. Каждый утянутый сантиметр, приносил ворох проблем и последствий, о которых тогда не задумывались. Как будто бы формировалось чёткое убеждение, что страдание и дискомфорт=красота и никак иначе.

На мой взгляд, корсет стал символом самого страшного: добровольного подчинения женщины не только моде, но и социальному давлению. Её тело переставало принадлежать ей самой. Оно должно было быть «правильным», «приемлемым» — даже ценой боли и здоровья. Как и в случае с кринолином, корсет не столько символ моды определённой эпохи, сколько отражение стигматизации женщины. Здесь нет места истинной красоте, лишь только желание соответствовать стандартам, чтобы быть одобренной, быть выбранной кем-то. Сегодня корсет существует в менее жестокой форме, однако он всё также пагубно влияет на здоровье.

Мини: свобода, обернувшаяся новым пленом

В середине XX века казалось, что женщины наконец сбросили тяжёлые оковы прошлого. Мини-юбка, ворвавшаяся в моду в 1960-е годы, была заявлением: мы молоды, мы свободны, мы имеем право на собственное тело. Она стала символом эмансипации и дерзости. Однако, всё ли так однозначно? Почему предмет гардероба, который должен был сбросить стигму, в очередной раз превратился в ограничение?

Свобода оказалась двусмысленной. Мини-юбка не сжимала рёбра и не угрожала пожаром, но она обнажала женщину перед взглядом общества. Тело, скрытое веками, вдруг оказалось выставленным напоказ — и вместе с этим усилились осуждение, домогательства, стереотипы. Из чрезмерной строгости и викторианского представления о чести, мы перенеслись в откровенность и желание показать себя. Такой разброс из крайности в крайность не удивителен. Мини-юбка — символ бунта, который является не внезапным желанием привлечь больше внимая, а следствием долгих лет ограничений и стигматизаций.

Социологи фиксировали тревожные цифры: около 70% женщин в Европе и США признавались в том, что сталкивались с унижением или агрессией из-за мини-юбки. В католических странах священники с амвонов называли мини «грехом» и «развратом». Долгий путь принятия факта, что женщина одевается для себя и не хочет кого-то таким образом привлечь, продолжается до сих пор. Пожалуй, наивно полагать, что когда-то мини-юбка или оголённое тело в принципе окончательно перестанет быть красной тряпкой для быка.

То, что задумывалось как символ независимости, стало новым инструментом давления. Теперь женщина должна была быть не только целомудренной, но и молодой, стройной, сексуальной, однако при этом не переходить грань и держаться норм приличия. Красота сменила форму, но осталась капканом. Долгожданная свобода обернулась новым двойным стандартом, где уже совсем не понятно, как же всё-таки правильно. Да, и существует ли это "правильно" вообще?

XXI век: новые тренды — старые ловушки

Сегодня мы легко улыбаемся, глядя на карикатуры XIX века, где дамы с кринолином не помещаются в карету, ужасаемся талиям, утянутым в корсеты, восхищаемся первым мини-юбкам, как символом эмансипации или наоборот считаем, что это уже слишком. Но разве мы далеко ушли?

Тот же корсет никуда не делся, его заменила новая технология — пластическая хирургия, благодаря которой, тело корректируется ради стандарта. Старые привычки не испарились, а лишь трансформировались. Культ фитнеса и диет, не ведёт к печальным последствиям, как кринолин, но идея пропорции с тонкой талией и большими бёдрами никуда не делать. Социальные сети закрепляют культ женского тела, не хуже, чем модные журналы прошлого. Мода больше не сжигает женщин огнём и не ломает рёбра стальными шнуровками. Однако, психологическое давление сегодня не менее разрушительно, чем физическое вчера. И, возможно, даже опаснее, потому что кажется добровольным. Многие пытаются убедить себя, что выбирают быть "совершенными" самостоятельно, хотя по сути продолжают подстраиваться под новые тренды и жить в системе контроля. Эмансипация получена, борьба за женские права продолжается, казалось бы всё идёт по плану. Однако, возможно мы лишь живём в иллюзии свободы выбора, когда на самом деле продолжаем быть "идеальнее" с каждым новым модным витком.

Кринолин, корсет и мини — три разные маски одной и той же драмы. Они обещали красоту и восхищение, но на деле лишали женщину свободы. И всё же в этой истории есть надежда. Сегодня мы, как общество, постепенно начинаем осознавать, что мода — это не закон природы и данность, а социальный конструкт. Мы можем помнить цену, которую платили женщины прошлого, и спрашивать себя: стоит ли красота, таких мучений?

Я убеждена, что истинная мода должна быть не о тисках и клетках, а о крыльях. Красота начинается там, где исчезает жертва и признаётся индивидуальность. И, может быть, самая важная задача XXI века в этом отношении — научиться видеть красоту не в стандартах и постоянной гонке за идеалом, а в каждом человеке в отдельности, с его характерными особенностями.