Найти в Дзене
Ридус

Трубопроводная дипломатия Китая и России угрожает энергетическому влиянию Трампа

Энергетическая дипломатия с высокими ставками, проходящая на неделе в Пекине, свидетельствует о готовности Китая противостоять попыткам президента США Дональда Трампа изолировать Россию и утвердить энергетическое доминирование США. Так считает обозреватель Reuters Рон Буссо. Председатель КНР Си Цзиньпин находился рядом с президентом России Владимиром Путиным на военном параде, посвящённом 80-летию поражения Японии во Второй мировой войне. Тем самым продемонстрировано военное и дипломатическое влияние Пекина на фоне возросшей торговой напряжённости с Вашингтоном. Китай поддержал зрелищное мероприятие рядом действий. Российский газовый гигант «Газпром» объявил о подписании юридически обязывающего меморандума с Москвой о строительстве «Силы Сибири - 2» - газопровода протяжённостью 2600 километров, который протянется между двумя странами. Проект начал со скрипом продвигаться после более чем десятилетия безрезультатных переговоров. Китай увеличит и без того значительные объёмы газа, импорти
Оглавление
   Владимир Путин и Си Цзиньпин. © kremlin.ru
Владимир Путин и Си Цзиньпин. © kremlin.ru

Энергетическая дипломатия с высокими ставками, проходящая на неделе в Пекине, свидетельствует о готовности Китая противостоять попыткам президента США Дональда Трампа изолировать Россию и утвердить энергетическое доминирование США. Так считает обозреватель Reuters Рон Буссо.

Председатель КНР Си Цзиньпин находился рядом с президентом России Владимиром Путиным на военном параде, посвящённом 80-летию поражения Японии во Второй мировой войне. Тем самым продемонстрировано военное и дипломатическое влияние Пекина на фоне возросшей торговой напряжённости с Вашингтоном.

   Владимир Путин и Си Цзиньпин. © kremlin.ru
Владимир Путин и Си Цзиньпин. © kremlin.ru

Китай поддержал зрелищное мероприятие рядом действий.

Российский газовый гигант «Газпром» объявил о подписании юридически обязывающего меморандума с Москвой о строительстве «Силы Сибири - 2» - газопровода протяжённостью 2600 километров, который протянется между двумя странами. Проект начал со скрипом продвигаться после более чем десятилетия безрезультатных переговоров.

Китай увеличит и без того значительные объёмы газа, импортируемого по существующему трубопроводу «Сила Сибири». Глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил во вторник, что две страны договорились об увеличении поставок по трубопроводу с 38 до 44 миллиардов кубометров в год.

Стороны договорились увеличить объём поставок российского газа в Китай по трубопроводу с острова Сахалин на Дальнем Востоке России на 20% - до 12 миллиардов кубометров в год.

В совокупности всё это является ещё одним свидетельством укрепления связей между Пекином и Москвой. Ещё важнее выглядит сигнал, что Китай не намерен отступать перед давлением США.

Есть сложности и сомнения

Конечно, на пути нового сибирского проекта остаётся несколько серьёзных препятствий.

Сторонам ещё предстоит договориться о цене газа, который будет транспортироваться по трубопроводу. Глава «Газпрома» дал понять, что она будет ниже уровня, который европейские покупатели платили ранее.

Остаётся неясным, потребуется ли Китаю дополнительный объём. По данным Института энергетической экономики и финансового анализа, в последние годы китайские компании заключили множество долгосрочных контрактов на поставку сжиженного природного газа, в том числе с американскими производителями, на 50 миллиардов кубометров в год дополнительных поставок до 2030 года.

   Транспортировка нефтепродуктов. © ru.freepik.com
Транспортировка нефтепродуктов. © ru.freepik.com

Согласно данным IEEFA, с 2020 по 2024 год Китай увеличил добычу газа внутри страны на 28% - до 246,4 миллиарда кубометров.

Более серьёзная проблема может иметь стратегический характер.

Завершение нового проекта укрепит позиции России как крупнейшего поставщика природного газа в Китай. Данное обстоятельство может вызвать беспокойство у Пекина.

По данным статистического обзора мировой энергетики Энергетического института, в 2024 году Россия поставила около 22% импорта газа в Китай, или около 38 миллиардов кубометров, если включать трубопроводный газ и поставки СПГ.

Новые объёмы поставок из существующего газопровода увеличат долю России в импорте Китая более чем на четверть в следующем году при условии повышения спроса на газ в стране. Таким образом, прибавка нового газопровода с мощностью 50 миллиардов кубометров, который может быть запущен не ранее 2030 года, удвоит долю России в газовом импорте Китая.

Данное обстоятельство может подорвать многолетние усилия Пекина по снижению зависимости от импорта энергоносителей и диверсификации источников поставок.

Подготовка плацдарма для новой схватки

Однако в сегодняшних новых глобальных условиях большее значение может иметь тот факт, что Путин и Си проявили политическую заинтересованность в реализации проекта.

Для России такое соглашение открывает долгосрочный рынок сбыта её огромных запасов природного газа. Это стало особенно важным с тех пор, как Европа, которая на протяжении десятилетий являлась крупнейшим рынком газа для России, начала отказываться от российского топлива.

Для Китая это может стать ещё одним предупредительным выстрелом в экономическом противостоянии с Вашингтоном.

На практическом уровне импорт больших объёмов газа из России снизит потребность Пекина в увеличении импорта СПГ из США, что является одним из главных обещаний, данных многими другими странами на торговых переговорах с администрацией Трампа.

У Китая возникает желание продемонстрировать неповиновение, что само по себе является тактикой переговоров.

На прошлой неделе Китай импортировал первую партию СПГ с российского завода «Арктик СПГ-2», несмотря на жёсткие санкции США. Данное событие подорвало попытки Трампа изолировать Москву и оказать давление на Путина по украинскому вопросу. Другие партии с завода могут уже направляться в Китай.

Администрация Трампа пока не отреагировала на прибытие груза в Бэйхай. Однако это произошло всего за несколько дней до визита Путина, что вряд ли является совпадением.

«Новая эра энергетической дипломатии стремительно развивается, но в настоящее время она готовит почву для обострения напряжённости между двумя крупнейшими экономиками мира», - заключил автор статьи.