Зрители «Великолепного века» неоднократно слышали, как героини сериала говорят своим соперницам, что их надо отправить в Старый дворец. Причем, это является серьезной угрозой и значительным оскорблением. На него отвечают еще более неприятными словами или даже какими-то решительными действиями.
Почему же наложницы так боялись попасть в Старый дворец?
Тут нужна некоторая предыстория. Поэтому попрошу читателей и читательниц набраться терпения.
Когда султан Мехмед IIЗавоеватель в 1453-м году взял штурмом Константинополь, город находился в ужасающем состоянии. К тому времени Византия давно уже пришла в упадок. И у ее императоров не было финансовой возможности содержать построенные более богатыми предками величественные дворцы.
Поэтому подготовка площадки для новой резиденции султана началась сразу же. Для этого выбрали удачное место в центре Стамбула, и снесли руины разрушенной временем православной церкви. Это был достаточно компактный комплекс зданий в византийском стиле, где отвели место для личных покоев султана, казарм янычар, правительства Османской империи и гарема.
Но очень скоро оказалось, что вместимость дворца недостаточна. В этом районе Константинополя оказался неудачный микроклимат. А нахождение в самом центре города вызывало опасения, что в будущем он пострадает по причине народного бунта. Ну и, наверное, падишаху просто хотелось уединения.
Поэтому уже через несколько лет Мехмед повелел начать строительство нового жилища. На этот раз его строили восточные мастера, и этот огромный комплекс получил название Новый дворец или Топкапы. Тогда как прежнюю резиденцию государя стали величать Старым дворцом – Эски-Сарай по-турецки.
Султана Мехмеда как-то раз чуть не зарезала недовольная чем-то наложница. Поэтому он не только ввел для своих потомков запрет оставаться с одалисками на ночь, но и оставил гарем в Старом дворце, хотя сам переехал в Топкапы.
Так продолжалось следующую сотню лет. Но в 1541-м в серале Эски-Сарая случился пожар. Ремонт здания мог продлиться долгое время и стоил очень дорого. Поэтому Хюррем уговорила султана Сулеймана перевести гарем к нему под бок во дворец Топкапы.
Тем не менее, старый дворец без жителей не остался. Его передали в распоряжение матерей бывших султанов – то есть, бабушек нынешних. Также, там квартировали их служанки и приживалки, постаревшие и бесплодные наложницы, одалиски, матери и дочери тех шехзаде, которым не повезло, и их отправили на тот свет более удачливые братья. То есть, все благородные дамы, которым не нашлось места при главном султанском дворе.
При переезде в Старый дворец у них значительно уменьшалось денежное содержание, что весьма сказывалось на утонченных аристократках, привыкших к шикарному образу жизни. Автоматически они лишались доступа к султану и его слугам, то есть, утрачивали свое политическое влияние.
Поэтому с определенного момента Эски-Сарай стал рассматриваться в качестве места ссылки. Туда отправляли неудачниц, жертв придворных интриг ну и просто никому не нужных старух. Там они сплетничали, обсуждали то прекрасное время, когда сами жили рядом с султаном, старились и ждали неминуемой смерти.
То есть, в устах наложницы 16-го века угроза отправить соперницу в Старый дворец звучала, как для москвича слова: «Чтоб тебе жить в Урюпинске на зарплату 30 тысяч рублей!»
Неудивительно, что это считалось серьезнейшим оскорблением, и не каждый мог простить такую обиду.