Режиссер - Андрей Гончаров,
Художник-постановщик и художник по костюмам - Константин Соловьев.
Пластика - Юлия Блохина.
Художник по свету - Мария Панютина.
Видео - Вячеслав Тимчук.
В рамках фестиваля "Горький+"
Пьеса Чехова о погибшем таланте у режиссера Гончарова приобретает размах трагедии о свободе. Нелюбимый сын Константин Треплев, написав первую пьесу, пытается доказать матери - известной актрисе Аркадиной, ее окружению и, конечно, своей возлюбленной Нине Заречной, что он талантлив.
Спектакль Краснодарского театра происходит на сцене, имеющей внутренний круг, который начинает вращаться с выходом Треплева. Зрители тоже сидят на сцене, полукругом. Пьесу, написанную Треплевым, Нина (Татьяна Голоперова) играет в зрительном зале на валуне, поднимающемся из вод колдовского озера - кресел, закрытых тканью. Игра света на ткани создает иллюзию того, что сразу за сценой простирается озеро. Заречная «приплывает» на камень и, встав во весь рост и сняв одежду (актриса остается в купальнике телесного цвета), преображается в нимфу озера.
Режиссер Треплев намеренно делает ее косноязычной. Актриса произносит монолог о мировой душе и словно шаманит, подыгрывая себе на аккордеоне. По залу разносятся грустные звуки, создающие присутствие другого мира, прекрасного в своей таинственности.
Мир Аркадиной (Олеся Богданова - в первом действии, Наталья Арсентьева - во втором) и других обывателей, в отличие от природного мира Треплева, похож и на театр марионеток, и на манеж цирка. Используя маски, режиссер показывает нарушение коммуникации между людьми. Каждый выбирает себе маску: так легче существовать.
Петр Сорин (Алексей Мосолов), выйдя на сцену первым с засохшим кустиком, ведет себя как одинокий грустный клоун. У него всклочены и зачесаны наверх волосы, фигура из-за накладных «толщин» напоминает раздувшуюся надувную куклу. Сорин никому не нужен, поэтому жалок. По ходу спектакля герой снимает верхнюю одежду и остается в нижнем белье с накладными телесами, уродующими его еще больше. Дядя то и дело падает (у него больные ноги) или засыпает прямо на полу. Его носят на руках, как вещь, помощники сцены. Но он же - активный участник и солист «бэнда», в который объединятся все персонажи ближе к концу первого действия. Но это их тоже не сближает. Они и в балагане одиноки.
Зеленовато-красный свет зальет сцену, а Аркадина, в центре, в ярко-зеленом декольтированном платье, исполнит танец, покачивая руками над головой и вовлекая зрителей в состояние фрустрации. Полина Шамраева, надев маску жертвы, исполнит «номер с вэдром» о своем одиночестве, спев известную песню «Vedrai vedrai» Луиджи Тенко.
Тригорин (Михаил Дубовский) хочет быть загадкой. Посередине диалога с Ниной он вдруг исчезнет (Нина наступит ему на больную мозоль), и героиня будет его искать, заглядывая в люк в полу. Время в имении течет (об этом иронично напоминает режиссер, проецируя на занавес: «Прошло две минуты», «Прошло два дня»), но в жизни героев ничего не меняется. Все персонажи медленно вращаются в магическом круге, находясь в плену своих ролей.
Медведенко (Роман Бурдеев) и Дорн (Виталий Борисов) внешне едва различимы: у них длинные волосы, как у хиппи. Волосы, видимо, воплощают мужские амбиции этих героев. Дорн опознаваем только по реплике: «Мне 55 лет!» Шамраев (Александр Крюков) проплывает по сценическому кругу на деревянном коне с плеткой, словно плантатор, играя роль тирана. В последнем действии он предстанет в образе японского самурая без меча.
Маша (Ольга Вавилова) ходит в черном, с черными губами, напоминая персонажа хоррора. Она вопрошает одно и то же: «Константин Гаврилыч!.. Константин Гаврилыч!..», но главное для нее - упиваться страданием.
Константин Треплев (Асир Шогенов), говорящий то по-русски, то на кабардинском языке, появляется вслед за дядей и начинает раскручивать круг сцены. Сначала он - участник театра марионеток, как и все. Но после грубой насмешки матери над его представлением он «уплывает» на валун (или на «берег озера») - на авансцену, где прозрачный занавес отделяет его от других.
В театре кукол он носит костюм, напоминающий латы рыцаря, а на голову надевает ведро. Тема Треплева - отказ от маски и несвободы. После первой попытки Кости выстрелить в себя Аркадина полностью замотает его голову и лицо бинтом, словно желая стереть его личность. Нина тоже не понимает Треплева. Чтобы как-то обратить ее внимание на себя, он выходит в смешном костюме чайки, похожем на те, которые надевают аниматоры, но затем снимает и костюм, и голову чайки, чтобы быть собой.
Тригорин с удочкой на берегу, в свитере толстой вязки, похож на Хемингуэя. Его мечта - войти в сонм великих. Персонажи шаржированы и объединены вокруг Аркадиной. Мать к сыну холодна и занята только собой и своей личной жизнью. Она предстает то в образе английской наездницы, то - вечно молодой богини Цирцеи, умащающей свое тело кремом. Петр Сорин и сын Константин Треплев, по сути, ее пленники. У Сорина и Кости нет денег, и они не могут уехать из имения. А Аркадина их не дает - ей нужно поддерживать красоту. Она живет своей мечтой - не стариться и иметь власть. Мать принимает Костю в беседке-храме, поражающей богатством цветов и растений.
В мире Аркадиной и Нина другая. На валуне, в спектакле Кости, она нимфа или чайка, а на сцене девушка становится заурядной в своем голубом платье и голубых туфлях. Она влюбляется в Тригорина. Писатель и девушка встречаются на берегу озера, и их шаги по сцене сопровождаются звуками шлепанья по воде. Таков и их роман - мелководный и недолгий.
Кульминацией спектакля становится последняя встреча Треплева и Нины на валуне, который Костя перед самоубийством перетащит вместе с помощниками в дом и поставит на огромный стол для чаепития. А до этого приехавшая и резко постаревшая мать (Наталья Арсентьева) снова сделает вид, что сына нет в ее жизни. Беллетрист подарит всем подарки, и стол опять начнет вращаться как заезженная пластинка. Тригорин, сменив имидж на клоунский (любовник наконец смирится с участью пажа и выйдет в костюме актера театра дель арте) в насмешку протянет Косте его книгу, которая окажется... миниатюрного формата. А мать, смеясь, заметит, что не читала ее - не успела.
В финале на сцену выйдет Нина в роскошном бордовом платье, но их разговор с Треплевым на валуне за чашкой чая будет тих и спокоен. Герой все уже для себя решил. Он испил свою чашу страданий до дна. Его озеро высохло (зрительские места застелены тканью), и Нина, спускаясь по проходу в зрительном зале, подхватит кусок этой ткани и принесет ее с собой, словно саван. В этой версии Треплев прощается с Ниной, кланяется маме и стреляет в себя, скрывшись внутри валуна.
Последняя сцена трагическая: мать с рыданиями ложится на камень, который закрывают цветным занавесом, словно и стол, и камень на глазах заросли цветами. Стол с камнем-гробом продолжает вращаться, а зал оглашается криками чаек, потому что художник Треплев и был нездешней природы - чайкой, с высокой и трепетной душой, искавший свободу.
P.S.Спектакль очень необычный и интересно построен! Очень яркое событие фестиваля "Горький+"!