Найти в Дзене
Шпионский роман

Нелегал из контрразведки. История создания

Это первая книга о сотруднике нелегальной разведки Матвее Саблине, оперативный позывной Север. Первый вопрос от редактора был «Как мог простой парень из глубинки поступить в МГИМО?». Конец 40-х, начало 50-х. Еще не выпустились первые студенты. Уровень подготовки школьников из-за прошедшей войны довольно низкий. Срабатывало и то, что если в анкете указывалось о близких родственниках имевших контакты с иностранцами, то это могло серьезно испортить карьеру. Так что за границу не особо рвались. Образ Матвея собирательный. Герой России Алексей Козлов тоже в начале 50-х приехал вологодской глубинки поступать в МГИМО в деревянным чемоданчиком. Важно иметь характер и склонность к изучению языков, а анкета у ребят из рабочих и сельских семей, чьи отцы сражались на войне, были отличные. Все бы, наверное, итак у Матвея сложилось успешно, если бы не женский фактор. Как образно выразился Уполномоченный КГБ в ГДР генерал Великанов «не на ту бабу залез». Под этим псевдонимом описан генерал Коротков,
Обложка книги издательства Эксмо
Обложка книги издательства Эксмо

Это первая книга о сотруднике нелегальной разведки Матвее Саблине, оперативный позывной Север. Первый вопрос от редактора был «Как мог простой парень из глубинки поступить в МГИМО?». Конец 40-х, начало 50-х. Еще не выпустились первые студенты. Уровень подготовки школьников из-за прошедшей войны довольно низкий. Срабатывало и то, что если в анкете указывалось о близких родственниках имевших контакты с иностранцами, то это могло серьезно испортить карьеру. Так что за границу не особо рвались. Образ Матвея собирательный. Герой России Алексей Козлов тоже в начале 50-х приехал вологодской глубинки поступать в МГИМО в деревянным чемоданчиком. Важно иметь характер и склонность к изучению языков, а анкета у ребят из рабочих и сельских семей, чьи отцы сражались на войне, были отличные.

Все бы, наверное, итак у Матвея сложилось успешно, если бы не женский фактор. Как образно выразился Уполномоченный КГБ в ГДР генерал Великанов «не на ту бабу залез». Под этим псевдонимом описан генерал Коротков, «король нелегалов». В справке приведены данные Александра Михайловича на тот момент. Признаюсь, не хватило духа дать его настоящую фамилию. Так же как Таранов, это начальник 5 отдела управления С ПГУ КГБ Тарасов Дмитрий Петрович. Так же Норкин в книге это Корзников Николай Алексеевич начальник 3-го отдела (нелегалы) Аппарата Уполномоченного КГБ. Это реальные люди про которых мало известно, но на них держалось многое в разведке. Для меня принципиально рассказывать о таких людях.

Не закончив институт Саблин попадает в армию. Срок срочной службы тогда был 5 лет. Благодаря вмешательству дяди лучшего друга, офицера ГРУ, студент-недоучка со знанием иностранных языков, разряду по боксу попадает на службу в подразделение спецназа ГРУ, дислоцированное в ГДР. С первых дней венгерского мятежа их бросают в самые опасные места. При очередной зачистке лесного массива от мятежников Матвей получает ранение. Он получает свой первый боевой орден и предложение работать в КГБ.

Венгерские события это особая тема для управления нелегальной разведки. Многие нелегалы получили приказ пробраться в страну и, пользуясь документами прикрытия, выявляли связи и планы мятежников. Журналисты, бизнесмены из Европы и не только искали выходы на венгерское подполье, предлагая помощь деньгами и оружием. Восставшие шли на контакт. Об этом становилось известно контрразведке. Получается мы сами и спровоцировали представление о широкой поддержке мятежа Западом.

5-й отдел управления С, в который попал Матвей после спецподготовки, занимался безопасностью нелегалов. Это один из самых закрытых отделов. Не только его деятельность, но и сотрудники засекречены. Его определили на германское направление. В то время деятельность БНД, разведки Западной Германии была для нас как открытая книга. Наш агент Хайнц Фельфе получил ранг правительственного советника и был назначен начальником реферата "Контршпионаж против СССР и советских представительств в ФРГ". Работая с документами Матвей верно подметил, что, обладая таким массивом документов, мы невольно подставляем наш источник. Слишком ограниченный круг лиц имел такой доступ. Предвидя это, советская разведка задалась целью вербовки сотрудников БНД, чтобы не потерять доступ к информации в случае провала Фельфе. Именно на это был нацелен молодой сотрудник, получивший оперативный позывной Север. Так же в сферу его интересов попала и БОБ. Берлинская оперативная База это форпост ЦРУ в Германии. Его вывели на очень колоритный персонаж. В книге он выведен под именем Александр Копинский с агентурным псевдонимом Саша, Эрвин. В действительности его звали Александр Григорьевич Копацкий.

Небольшое отступление. В декабре 1961 года из посольства в Хельсинки бежал в США заместитель резидента ПГУ КГБ майор Анатолий Голицын. Он принес в ЦРУ сведения о теории тотального проникновения КГБ в разведывательные и контрразведывательные органы многих стран. Это утверждение нашло активную поддержку у шефа внешней контрразведки ЦРУ Джеймса Энглтона. Начался масштабный поиск «кротов» КГБ. По данным Голицына, этот «крот» имел в КГБ псевдоним «Саша», был русского происхождения, его фамилия начиналась на «К» и он начинал работать в Германии. Американцы искали «Сашу» много лет.

Вербовщикам КГБ он рассказал такую историю. Родом он из Киева, учился в военном пехотном училище в Новосибирске, в августе 1941 года воевал во фронтовой разведке в звании лейтенанта. В конце 1943 года был выброшен с парашютом на территорию Польши, на границу с Германией. Там был обнаружен при высадке, и, раненный в ногу и шею, взят в плен. Находился в госпитале до апреля 1944 года, и в это время был завербован абвером в качестве связника с РОА, Русской Освободительной Армией, возглавляемой предателем, генералом Власовым. После выписки из госпиталя Копинский, теперь уже в звании лейтенанта вермахта, проходил службу в Абвере в «Штабе Валли», а в марте 1945 года был переведен в контрразведку РОА. В мае 1945 года сдался в плен к американцам и был заключен в концлагерь Дахау. Там в 1946 году его и завербовали американцы для работы в тебе известной «Организации Гелена» — западногерманской разведслужбе.

Север догадался, что часть этой истории вымысел, но агент человек явно неординарный. Через него он планировал зайти в БОБ ЦРУ.