Найти в Дзене

Музей-усадьба Н.А. Римского-Корсакова в Вечаше: знакомство с творчеством композитора

Оглавление

В августе 2025 года нам удалось побывать в Плюсском районе Псковской области и посетить, пожалуй, одно из самых популярных туристических мест района – музей композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Музей состоит из двух усадеб – Вечаша и Любенск, территориально находящихся в полутора километрах друг от друга.

Усадьба Вечаша
Усадьба Вечаша

Усадьбы расположены в 6 км от трассы Р-23 «Санкт-Петербург – Псков», необходимо свернуть у деревни Заполье в сторону Плюссы и ехать до указателя.

-2

В усадебных домах открыты тематические экскурсии: в Вечаше акцент сделан на творчестве, а в Любенске больше можно узнать о жизни и семье композитора. Кассы музеев работают до 16:00. Экскурсия в каждой усадьбе длится примерно час, поэтому желающим посетить обе, лучше приезжать в первой половине дня. Мы приехали поздновато и, вовремя не сориентировавшись, на экскурсию в Любенск не попали.

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908) – великий русский композитор, профессор, дирижер, создатель композиторской школы, участник знаменитой «Могучей кучки», автор 15 опер и множества других музыкальных произведений.

-3

Немного фактов из биографии Н.А. Римского-Корсакова:

Родился в городе Тихвин в дворянской семье, известной своими традициями службы на Российском Императорском флоте. Семейный дом находился на берегу реки Тихвинки, напротив Тихвинского монастыря. В 6 лет началось обучение игре на фортепиано, в 11 лет начал сочинять первые музыкальные произведения. В 12 лет был отдан на обучение в Морской кадетский корпус. Когда Николаю исполнилось 18 лет, семья переехала в Санкт-Петербург, в том же году он познакомился с Милием Балакиревым, организатором кружка, который позднее стал называться «Могучая кучка». Под его влиянием было написано первое крупное сочинение – Первая симфония.
С 18 лет до 21 года Николай Андреевич служил на клипере «Алмаз», участвовал в экспедициях к берегам Северной Америки. После экспедиции вернулся к сочинительству и решил связать дальнейшую жизнь с музыкой.
-4

Вечаша

Имение Вечаша в конце XVIII в. принадлежало Д.В. Татищеву, который получил его в дар от Екатерины II. В конце XIX века оно было приобретено полковником Федором Огаревым на имя жены, Софьи Михайловны. Софья Михайловна в 1894 году разместила объявление в петербургской газете об аренде дома на лето, на которое и откликнулся Н.А. Римский-Корсаков.

-5

Приехав сюда впервые в 1894 году, Николай Андреевич с семьей арендует этот дом на лето еще пять раз в (1895, 1898, 1899, 1904, 1905 гг.). И каждый раз будет возвращаться из поездки с новым произведением.

-6
Вид с обратной стороны.
Вид с обратной стороны.

В 1894 г. в этом имении будет кипеть работа над оперой «Ночь перед Рождеством», в 1895 г. – «Садко», в 1898 г. – «Царская невеста», в 1899 г. – «Сказка о Царе Салтане», в 1904 г. – «Сказание о невидимом граде Китеже».

Римский-Корсаков в своих произведениях часто обращался к былинным сюжетам и сказкам, поэтому его называют главным сказочником в мире русской музыки.

Каждой опере в выставочном зале музея посвящена отдельная витрина, центральным экспонатом в каждой витрине является первое издание клавира оперы.

Первое издание клавира оперы «Сказка о Царе Салтане».
Первое издание клавира оперы «Сказка о Царе Салтане».
Первое издание клавира оперы «Царская невеста».
Первое издание клавира оперы «Царская невеста».

Также в зале представлены костюмы с премьерных спектаклей. Например, костюмы царя Берендея и берендейки из спектакля «Снегурочка» в Мариинском театре (1882 г.).

Костюм царя Берендея и берендейки из премьерного спектакля в 1882 г.
Костюм царя Берендея и берендейки из премьерного спектакля в 1882 г.

И костюм Садко с премьеры в Мариинском театре (1901 г.).

Костюм Садко из премьерного спектакля в 1901 г.
Костюм Садко из премьерного спектакля в 1901 г.

Интересный факт – в опере «Садко» партию варяжского гостя исполнял Федор Иванович Шаляпин.

Федор Иванович Шаляпин в образе варяжского гостя в опере «Садко».
Федор Иванович Шаляпин в образе варяжского гостя в опере «Садко».

Также привлек внимание красочный макет «Новгородская пристань», сделанный учениками одной из школ, к опере «Садко». Макету, если мы верно запомнили, уже 50 лет.

Новгородская пристань. Макет к опере «Садко».
Новгородская пристань. Макет к опере «Садко».

На удивление оказалось, что в рабочем кабинете композитора нет ни одного музыкального инструмента. Он был и не нужен – Николай Андреевич сочинял музыку в голове, записывал ноты на бумагу, а вечером, если требовалось, мог проиграть получившиеся партии на фортепиано. Удивительный природный талант!

Кабинет Н.А. Римского-Корсакова. Восстановлен в 2008 году к 100-летию памяти композитора по сохранившимся документам. В кабинете находятся предметы из дома С.М. Огарёвой: два кресла, шкатулка, книги, настольная лампа, в горке - посуда.
Кабинет Н.А. Римского-Корсакова. Восстановлен в 2008 году к 100-летию памяти композитора по сохранившимся документам. В кабинете находятся предметы из дома С.М. Огарёвой: два кресла, шкатулка, книги, настольная лампа, в горке - посуда.

Усадьба Огаревой привлекла композитора не только большим домом с красивой террасой, а еще своим парком, раскинувшимся на берегу живописного озера Песно. Здесь Н.А. Римский-Корсаков мог вдохновляться природой и ее звучанием, искать новые идеи для произведений в пении птиц, шуме дождя, жужжании насекомых. Именно здесь родился знаменитый отрывок «Полет шмеля» из оперы «Сказка о Царе Салтане».

Озеро Песно.
Озеро Песно.
-16
-17
-18
-19
-20
-21

Усадьба Вечаша находилась в собственности дворянской семьи Огаревых до 1919 года, затем вошла в состав совхоза. Усадебный дом сохранялся в качестве жилья для крестьян, но в 1929 году был разобран на строительные материалы. Здание было восстановлено в 1989-1995 годах по документам, предоставленным потомками композитора. Вдохновителем проекта была внучка Николая Андреевича Татьяна Владимировна Римская-Корсакова.

-22
-23

Любенск

Вторая усадьба – в Любенске – была арендована Н.А. Римским-Корсаковым на лето 1907 года, а осенью этого же года куплена на имя его детей. В Любенске композитор сочинил свою последнюю оперу – «Золотой петушок» (1907 г.).

До 1920 года усадьба находилась в собственности семьи композитора, а затем была занята совхозом. Во время войны в 1941-1945 гг. дом был сожжен и восстановлен, также как и усадьба в Вечаше, в 1989-1995 гг. К сожалению, в 2022 году случился пожар, уничтоживший часть здания и некоторые экспонаты. В настоящее время фундамент сгоревшей части здания остается законсервирован. Дом ожидает восстановления.

Усадьба Любенск.
Усадьба Любенск.
-25
По дороге в Любенск.
По дороге в Любенск.

P.S.

После посещения музея мы решили разнообразить маршрут поездкой по автодороге Плюсса – Струги Красные – Новоселье – Цапелька. Помимо посёлка Плюсса и речки Плюсса у этой дороги есть ещё один большой плюс – это хороший асфальт. :)

Въездной знак в поселок городского типа Плюсса. Показалось, что буква Ю хочет убежать.
Въездной знак в поселок городского типа Плюсса. Показалось, что буква Ю хочет убежать.
Река Плюсса.
Река Плюсса.

Посещение музея вдохновило в будущем побывать на опере в Мариинском или Большом театре, а также посетить другие музеи, посвященные Н.А. Римскому-Корсакову. Их в России всего три, два других:

  • дом-музей в Тихвине;
  • музей-квартира в Санкт-Петербурге.

Отступая от темы, хочется поделиться фотографией музея в городе Тихвин. Проезжая город в 2022 году, удалось прогуляться около музея по набережной реки Тихвинка и полюбоваться видом на Тихвинский монастырь. Безусловно, в очень красивом месте жила семья композитора.

г. Тихвин. Дом-музей Н. А. Римского-Корсакова (фото август 2022 г.).
г. Тихвин. Дом-музей Н. А. Римского-Корсакова (фото август 2022 г.).
г. Тихвин. Тихвинский монастырь. Река Тихвинка. Вид со стороны музея Н. А. Римского-Корсакова (фото август 2022 г.).
г. Тихвин. Тихвинский монастырь. Река Тихвинка. Вид со стороны музея Н. А. Римского-Корсакова (фото август 2022 г.).

Цитируя Н.А. Римского-Корсакова: «Когда о музыке говорят, что она на что-то похожа, это ещё не страшно. А вот если музыка ни на что не похожа, тут уж дело плохо!».

Рекомендуем всем побывать в столь замечательных музеях и вдохновиться золотыми временами классической музыки.