Особо важным пленным, захваченным дивизией СС "Норд" в мае 1942, был депутат Верховного Совета СССР Абрамов Иван Кириллович. Ниже документ с содержанием его допроса.
Разведотдел дивизии СС «Норд», КП дивизии, 24.5.42
Допрос военнопленного
ФИО: АБРАМОВ Иван Кириллович
Родился: 1910, Якутия, Восточная Сибирь (восточнее оз. Байкал)
Национальность: Тунгус
Воинская часть: Политический отдел 80-й отдельной морской бригады
Воинское звание: Политрук (3 звезды)
Школьное образование: 5 классов
Гражданская специальность: охотник на пушных зверей, руководитель пушной артели
Партийная принадлежность: Состоит в партии с 1929 г.
Характеристика: Типичный азиат, хитрый, трусливый, лживый.
Взят в плен: 22.5.42 в котле перед участком разведбатальона дивизии СС «Норд»
После захвата пленный отрицал, что является членом партии или политруком. У него были найдены разные личные фотографии, на одной из них у него на груди отчётливо виден знак, который один из образованных русских перебежчиков опознал, как Знак депутата Верховного Совета СССР.
Кроме того, при нём находился датированный 1933 годом снимок из Кисловодского курорта. Поездка с его родины на этот курорт составляет свыше 11000 км. Обычный русский ни за что не сможет позволить себе такую поездку. Помимо прочего, у него была найдена небольшая записная книжка с различными адресами (см. приложение). Эти адреса свидетельствуют о том, что пленный имеет связь с высокими лицами в Москве, живущими вблизи Кремля. Кроме того, в записях были найдены номера партбилета (2083983) и удостоверения депутата (567), которые определённо принадлежат ему. После начального отрицания, он показал, что в качестве представителя Нюкжинского района был выбран в депутаты Читинской области (округ). В этом качестве он был принят в Верховный Совет СССР, затем как кандидат распределён в Совет Национальностей. На основании показаний пленного, и с помощью уже упомянутого перебежчика, было составлено схематическое изображение Совета (прил. №2).
Несмотря на высокое положение, занимаемое пленным, уровень его образования низок, а стиль речи в высшей степени примитивен.
Из описаний выходит, что при царском режиме его народность угнеталась, а после захвата власти Советами вышла далеко на передний план. Только этим можно объяснить то, что пленный нашёл вход в высший эшелон власти. Показания разных образованных перебежчиков явствуют, что такие члены правительства являются основной опорой сталинско-еврейской власти, поскольку безусловно и без раздумий голосуют за то, что им предлагают.
В качестве члена правительства пленному, не имеющему никакого военного образования, было присвоено звание лейтенанта Красной Армии, и в декабре 1941 он прошёл в Иркутске двухмесячные курсы политруков. По окончании этих курсов ему было присвоено звание политрука, и через Москву-Кемь он был переведён в 80-ю отдельную морскую бригаду на участок фронта Лоухи-Кестеньга.
Он показал, что выполнял здесь лишь обязанности инструктора политического отдела по вопросам снабжения и обеспечения продовольствием. Он отрицает, что в Москве со стороны Правительства, или в Кеми со стороны Кемской оперативной группы, получал какие-либо особые инструкции в отношении выполнения политической работы в войсках. Учитывая различные показания о том, что перед Членами Верховного Совета СССР даже армейские генералы должны стоять по стойке «смирно» и отдавать им честь, становится сомнительным, что АБРАМОВ занимал здесь довольно-таки второстепенную должность. По его словам, он, после выбытия из строя батальонного комиссара 1-го батальона 80-й морской бригады Баркова, самостоятельно занял его должность.
Перебежчики и пленные местного лагеря военнопленных, опознавшие его, дали ему характеристику строгого и энергичного политрука.
Пленный, очень заботящийся о своей собственной жизни, прикидывается пугливым.
Задачей политруков он считает воспитание солдат, младших и старших командиров в коммунистическом духе. Для поддержки политрука каждой роте придаётся до 6 «агитаторов», которые выполняют эту задачу на уровне взвода и сразу же передают политруку деморализующие высказывания красноармейцев, сержантов и офицеров. Он признал, что ведущаяся пропаганда частично построена на лжи. Таковыми, например, являются советские утверждения о том, что немцы избивают, пытают и расстреливают военнопленных, а также, что немецкая армия близка к поражению. Он говорит, что эти приказы, идущие сверху, нужно исполнять. Что касается обращения с немецкими солдатами, попавшими в плен к русским, то он утверждает, что есть категорический приказ Сталина, согласно которому всех пленных нужно незамедлительно доставлять в штаб дивизии, либо армии, и ни в коем случае нельзя с ними поступать незаконно, жестоко обращаться и грабить их.
Гауптштурмфюрер СС
Starke
Дополнение: Пленный сказал, что в марте 1941 встречался в Москве с секретарём Президиума Верховного Совета СССР Горьким. Беседа с ним носила поверхностный характер.
Говорит, что прибыл на этот участок фронта в 80-й морскую бригаду лишь 27 апреля.
Гауптштурмфюрер СС
Starke
---------------------------
Фотографии Абрамова И.К. не нашлось.
Страница Абрамова И.К. на сайте Память народа здесь.
Список депутатов Верховного Совета СССР 1-го созыва здесь.
------------------------
Переводчику за перевод:
номер карты Сбер: 5484 5500 1572 4931