Найти в Дзене
Автовыбор

Как в СССР построили ВАЗ-2107 с заводским двигателем 1,3 л на 140 л. с: рассказываю про моторы РПД

ВАЗ-2107 – знаковый автомобиль в истории отечественной классики. "Семёрка" до сих пор остаётся самой распространённой моделью на дорогах страны – сейчас зарегистрировано около 1,25 млн экземпляров. Многим она запоминалась утилитарной, некомфортной и медленной, но в её прошлом были и куда более интересные заводские версии. Одна из них оснащалась 1,3-литровым двигателем мощностью 140 лошадиных сил и разгонялась до 180 км/ч. Давайте разбираться, как этого удалось добиться. Статья будет интересной? Не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал! В 1980-х годах прошлого века существовало не так много возможностей для форсирования двигателей. Как правило, производители повышали мощность путём увеличения объёма мотора, что приводило к соответствующим негативным последствиям. Турбины тех лет отличались низкой надёжностью, а системы управления клапанами только начинали своё развитие. Именно поэтому инженеры искали иные решения, которые концептуально отличались от классического двига
Оглавление

ВАЗ-2107 – знаковый автомобиль в истории отечественной классики. "Семёрка" до сих пор остаётся самой распространённой моделью на дорогах страны – сейчас зарегистрировано около 1,25 млн экземпляров. Многим она запоминалась утилитарной, некомфортной и медленной, но в её прошлом были и куда более интересные заводские версии. Одна из них оснащалась 1,3-литровым двигателем мощностью 140 лошадиных сил и разгонялась до 180 км/ч. Давайте разбираться, как этого удалось добиться.

Статья будет интересной? Не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал!

В 1980-х годах прошлого века существовало не так много возможностей для форсирования двигателей. Как правило, производители повышали мощность путём увеличения объёма мотора, что приводило к соответствующим негативным последствиям. Турбины тех лет отличались низкой надёжностью, а системы управления клапанами только начинали своё развитие. Именно поэтому инженеры искали иные решения, которые концептуально отличались от классического двигателя внутреннего сгорания.

Предпосылки и влияние немцев

Советскому Союзу был нужен автомобиль с мощным мотором. В первую очередь, его планировали использовать специальные службы, для которых скорость нередко становится ключевым фактором успеха при выполнении задачи. "Раздувать" агрегаты было бессмысленно – имеющиеся технологии не оказывали значительного эффекта на динамику, ведь с увеличением объёма росла масса автомобиля. Именно поэтому руководство "АвтоВАЗа" решило пойти по иному пути.

В конце 1960-х годов автомобильную отрасль поразила новинка – немецкая компания NSU выпустила седан Ro 80, который сразу признали "Европейским автомобилем года". Ключевая особенность модели – компактный мотор объёмом 995 см3, который выдаёт 113 лошадиных сил. Добиться таких показателей позволил роторно-поршневой двигатель Ванкеля.

Советские инженеры увидели в таком моторе перспективу – он лёгкий и мощный, а при серийном производстве возможно добиться сравнительно невысокой себестоимости. Технологии двигателя NSU легли в основу линейки агрегатов "РПД ВАЗ", которые экспериментально устанавливали на многие модели. К 1980-м годам инженерам удалось запустить мелкосерийную сборку, и кузов ВАЗ-2107 пришёлся кстати.

Новая модификация получила название ВАЗ-21079. Внешне она не отличалась от стандартной версии, но под капотом автомобиля прятался "зверь", выдающий мощность порядка 140 лошадиных сил. Отсутствие явных визуальных отличий делало машины идеальными для наблюдения, а при необходимости они могли догнать любую другую советскую модель.

Двигатели РПД были очень компактными
Двигатели РПД были очень компактными

Проект по внедрению роторных двигателей был засекречен, поэтому в открытой продаже таких автомобилей не было. После мелкосерийной сборки экземпляры распределялись между специальными службами, МВД и ГАИ. Однако широкого применения эти автомобили не нашли – сотрудникам приходилось использовать их только для особых задач.

Расход топлива у РПД составлял около 18 литров на 100 километров пробега, но и это не было ключевым недостатком агрегата. Основная проблема заключалась в надёжности моторов, которая значительно уступала "вазовским" двигателям тех лет. Из-за ограниченного ресурса уплотнений ротора компрессия падала до критической отметки уже после 30-40 тысяч километров пробега. С этим недостатком конструкции столкнулись и другие автопроизводители.

Тем не менее, подразделение, работающее над роторными двигателями, продолжало свою работу. В конце 1980-х годов был выпущен мотор РПД-415, который устанавливали на линейку "Самара". С ним "Восьмёрка" могла разогнаться до 220 км/ч, в то время как стандартная версия была медленнее примерно на 70 км/ч.

По-прежнему выпускают?

В начале 1990-х годов мелкая серия автомобилей, оснащённых роторными двигателями, появилась в открытой продаже. До наших времён сохранились лишь единичные экземпляры, которые находятся в частных коллекциях. Но самое интересное, что новый двигатель РПД-415 по-прежнему можно купить. По всей видимости, кто-то приобрёл целый склад этих моторов и постепенно распродаёт его. Для производства агрегатов возможностей нет.

За эту сумму можно приобрести новый шестнадцатиклапанный мотор
За эту сумму можно приобрести новый шестнадцатиклапанный мотор

Судя по данным сайта, двигатель был куплен почти 400 раз. Однако его точное состояние определить невозможно – на фотографиях не видны следы износа, зато очевидна проблема с коррозией. Учитывая "болячку" этих двигателей в виде проблем с уплотнениями, ресурс агрегатов, залежавшихся на складах, может оказаться крайне ограниченным.

Идея производства автомобилей с роторными двигателями так и не получила крупносерийной реализации у "АвтоВАЗа". Но практика показывает, что решить коренные проблемы этой конструкции не смогли даже крупнейшие мировые производители, такие как Mazda.