История короткой и страстной любви дочери губернатора Санкт-Петербурга Софьи Перовской и сына крепостного крестьянина Андрея Желябова изначально была обречена на трагический финал, но совсем не из-за того, что их разделяло разное социальное положение.
Скорее наоборот - из-за того, что их сближала общая одержимость идеей, ради которой они были готовы отказаться не только от личного счастья, но и от жизни, хотя каждый в отдельности мог избежать этой участи – оказаться на одном эшафоте.
Бунтарская юность дочери губернатора
Софья родилась и выросла в богатой аристократической семье, имеющей родственные связи с императором, знатными семьями Нарышкиных и Разумовских. Ее отец Лев Перовский в разное время занимал важные государственные должности, но был деспотом в семье, унижал жену, открыто ей изменял, жестко воспитывал детей. К тому времени, когда родилась младшая дочь Софья, он был служащим государственного банка в Санкт-Петербурге, потом семья переехала в Псков, затем – в Симферополь, где отец получил должность Таврического вице-губернатора.
С детских лет Софья начала проявлять свой бунтарский характер, не желая подчиняться требованиям отца, из-за чего в семье часто возникали конфликты. Когда девочке было восемь лет, отца назначили губернатором Санкт-Петербурга и он вернулся в город на Неве. Мать с детьми остались в Крыму, в своем родовом имении, но через несколько лет его пришлось продать из-за долгов отца.
В Санкт-Петербурге Софья отказалась обучаться в Смольном институте благородных девиц, а вместо этого пошла на Аларчинские женские курсы, которые давали девушкам возможность получить высшее образование. Ее интересовали все науки, она проявляла великолепные способности к химии, физике, математике, увлекалась психологией, хотела стать врачом.
Она с ранних лет много читала, ее кумирами были Чернышевский и Добролюбов, Софья прониклась их идеями, почерпнутыми из чтения, которые у молодой девушки воплотились в неуемную жажду деятельности. На курсах у нее появились подруги, которые также отличались передовыми для того времени взглядами. Они читали запрещенную литературу, носили короткие стрижки и предпочитали мужскую одежду.
Это стало предметом постоянных скандалов в семье, поэтому в 17-летнем возрасте Софья окончательно разорвала отношения с отцом и ушла из дома. С матерью она продолжала поддерживать связь и часто в тайне от отца ее навещала.
Начало революционного пути
Софья поселилась на окраине города, в крошечной квартирке, где никто не знал, что она дочь губернатора, свое дворянское происхождение она также тщательно скрывала. В то время среди студентов и демократически настроенной молодежи было модно «хождение в народ» – существовало такое движение, призванное помогать крестьянам, а также при помощи пропаганды идей социализма стараться поднять их на революцию.
Ещё больше интересных материалов и видео в нашем Телеграмме ❤️ Обязательно посмотрите ❤️
Софья вступила в петербургский народнический кружок «чайковцев», названный так по имени его руководителя Николая Чайковского, и сразу же активно включилась в работу по пропаганде. Она встречалась с крестьянами и рабочими, горячо старалась донести до них социалистические идеи, рассказывала о неизбежности революционного переворота и социальных преобразований в России, о планах будущего устройства русского общества.
Вскоре в Санкт-Петербурге начались массовые аресты пропагандистов, и Софья вместе с другими «народниками» была арестована. Она пять месяцев провела в Петропавловской крепости и только благодаря связям отца получила оправдательный приговор. Но на суде, слушая пламенную речь организатора своего кружка, она все больше убеждалась, что выбрала единственно правильный путь в жизни. Отца, взявшего ее на поруки, она даже не поблагодарила за свое освобождение.
После ареста Перовская пришла к мысли, что пропаганда – малоэффективный способ борьбы с самодержавием, для того, чтобы произошли изменения в обществе, нужны более радикальные меры. Вместе с подругами Верой Фигнер и Верой Засулич она вступила в тайную организацию революционеров «Земля и воля», члены которой активно распространяли революционную литературу, принимали участие в стачках, разрабатывали планы покушения на царя – они считали, что именно царь в России является первопричиной всех бед крестьян и рабочих, и только его физическое устранение сподвигнет народ на революцию и заставит правительство изменить социальное устройство общества.
Судьбоносная встреча на конспиративной квартире
В 1879 году в организации «Земля и воля» произошел раздел на две организации, одной из которых стала «Народная воля», пропагандировавшая более жесткие методы ведения борьбы. Софья вошла в исполнительный комитет этой организации, возглавляемый революционером Андреем Желябовым.
Впервые они встретились на конспиративной квартире во время обсуждения и координации дальнейших действий «народовольцев». Софья была очарована этим рослым, мужественным человеком, обладавшим незаурядным красноречием и убежденностью в своих радикальных идеях.
Желябов был выходцем из крестьян, его родители, бывшие крепостные, постарались дать сыну образование. В юности он поступил в университет, но был исключен оттуда за вольнодумство, и так же как Софья, загоревшись революционными идеями, порвал со своими родителями.
Между ними сразу же возникла симпатия, которая быстро переросла в романтические отношения. Софья не была красавицей, хотя обладала правильными чертами лица и детской миловидностью, за которой скрывался довольно твердый характер. Но Андрея привлекла не ее внешность, они увидели друг в друге родственные души и стали жить вместе.
Говорили, что они тайно обвенчались, и Андрей даже подарил ей кольцо. Как и все влюбленные, они мечтали о семье, детях, счастливой совместной жизни, но оба понимали, что будущее их туманно и неопределенно, потому что на первом месте в их жизни была борьба, и ради высокой революционной идеи они готовы были пожертвовать личным счастьем, а, как потом оказалось, – и жизнью.
Общая борьба за идею
Считается, что именно Желябов убедил Софью Перовскую в необходимости радикальной борьбы и склонил ее к участию в террористической группе, готовящей покушение на императора Александра II, того самого, который отменил крепостное право и дал его родителям вольную. Хотя, по мнению некоторых историков, ее убеждения сформировались задолго до знакомства с ним, она сама пришла к мысли, что убийство царя - это единственный способ всколыхнуть народные массы и приблизить революцию.
Софья была мужественной женщиной, властной, самоуверенной, бесстрашной. Позднее ее брат Василий Перовский рассказывал, что эти качества проявлялись у нее с детства, она всегда отличалась безрассудной храбростью, убежденностью в своей правоте, никто никогда не видел, чтобы она плакала или чего-то боялась.
Будучи еще ребенком, Софья бесстрашно бросилась в пруд спасать соседского мальчика, случайно оказавшегося в воде и не умевшего плавать. По роковому стечению обстоятельств, это был сын псковского губернатора, тот самый Коля Муравьев, который позднее вырос, сделал блестящую карьеру, стал прокурором и главным обвинителем Перовской и других цареубийц по делу «Народной воли», потребовав для них смертной казни через повешение.
Но это было потом, а тогда Софья вместе с Андреем Желябовым, полюбившие друг друга так же неистово, как и дело, которому они отдались, готовили план кровавой расправы над виновником всех российских несчастий. Пути назад у них не было, они собирались осуществить задуманное в один из мартовских дней 1881 года.
Убийство императора Александра II и последний поцелуй с любимым
В разработанном Желябовым и Перовской террористическом акте Софье отводилась важная роль. Она лично отслеживала все постоянные маршруты передвижения царя по городу, чтобы определить наиболее удачное место и время для нападения, лично принимала участие в закладке мины под мостовой, на которой должен был подорваться царский кортеж. По задумке организаторов покушения, если Александр II останется жив после взрыва, его планировалось забросать бомбами.
Но когда практически все было готово, и даже был назначен день покушения на царя, Андрея Желябова неожиданно арестовали. Попытки организовать его освобождение ни к чему не привели, тогда Софья решила довести начатое дело до конца.
В снежный, холодный день 1 марта 1881 года она с товарищами вышла навстречу царскому кортежу, который отправлялся к Михайловской площади для участия в разводе караула. Неожиданно выяснилось, что царь не поехал по обычному маршруту, тогда Перовская проявила редкое хладнокровие и находчивость – она отправила четверых участников покушения на набережную Екатерининского канала, а сама вышла навстречу кортежу и в нужный момент подала сигнал к нападению.
Первая брошенная бомба не достигла цели, царь успел выпрыгнуть из поврежденной кареты и даже обратился к нападавшему с вопросом – кто он и зачем это сделал, но вторая бомба, брошенная ему под ноги, оказалась смертельной. Четверо заговорщиков были схвачены на месте, Софье удалось скрыться.
❤️ Другие интересные статьи и видео в нашей группе в VK👇 Посмотрите👇
В течение десяти дней она пряталась по конспиративным квартирам, одновременно пытаясь организовать освобождение своих товарищей, хотя никаких шансов на это не было. Через десять дней на Невском проспекте ее опознали прохожие, и она тоже оказалась в тюрьме.
Встреча двух влюбленных произошла в зале суда. Поначалу дело Желябова не рассматривалось вместе с другими цареубийцами, он сам попросил присоединить его к их числу. Во время судебного заседания Софья Перовская держались стойко, но отрешенно от всего происходящего, лишь иногда она поднимала глаза, чтобы встретиться взглядом с Андреем, и даже находила в себе силы ему улыбнуться. Оба понимали, что приговор будет самым суровым.
Казнь через повешение, запрошенная прокурором Муравьевым, состоялась через месяц на Семеновском плацу. Это была последняя публичная казнь в России и первая, когда на эшафот взошла женщина. Софье и Андрею разрешили попрощаться друг с другом. Влюбленные крепко обнялись и поцеловались, прежде чем на их головы надели белый саван и приговор был приведен в исполнение.
На императора Александра II покушались семь раз, и только Софье Перовской ценой собственной жизни удалось завершить задуманное. Хотя никакой революции после этого не произошло – Россия не была к ней готова, за Александром II пришел его сын Александр III, а на месте гибели его отца построили храм Спас на Крови, деньги на строительство которого собирали по всей России.
Напишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/040925/65280/