Расскажу о том, как я решил остаться служить в Германии и стал прапорщиком. Вводная часть для понимания:
«Прапорщик – от старинного слова «прапор», то есть «знамя». В России звание появилось в 1649 году при Алексее Михайловиче, который приказал назначить знаменосцами самых лучших, проверенных в боях бойцов. При Петре I прапорщиками стали называть младших офицеров пехоты и кавалерии.
В Вооружённых силах СССР звание “прапорщик” было введено с 1 января 1972 года. По своему служебному положению, обязанностям и правам прапорщики занимали место, близкое к младшим офицерам, и служили в Советской Армии на разных должностях»
А теперь сама история в художественной форме. Некоторые персонажи и события выдуманы и не имеют никакого отношения к суровой действительности за окном:
"…Гвардии рядовому Кантемирову хорошо служилось на Директрисе БМП войскового стрельбища Помсен. Полученное образование в Челябинском политехническом техникуме (ЧПТ, техник-электрик) помогло молодому солдату при работе с различными электроустановками полигона.
Спортивная подготовка и самый трудный период службы в Еланской учебной дивизии закалили характер и привели организм в нужную кондицию для выполнения поставленных задач…
Однажды молодой (и в смысле возраста, и по периоду службы…) оператор Директрисы БМП (боевая машина пехоты) стоял в наряде по кухне. Каждые сутки по очереди один солдат второго периода службы заступал в данный наряд, в задачу которого входило – помочь повару (подай, принеси, отнеси, помой…), накрыть на стол завтрак, обед и ужин, убрать со стола и перемыть посуду.
А после ужина, который длился допоздна, так как операторы ужинали на ночных стрельбах по очереди, отпи…арасить (очень тщательно промыть) кухню и столовую. Обычно наряд длился до 24.00.
Во время различных проверок и итоговых стрельб солдат выполнял ещё по совместительству обязанности дневального. Благо, тумбочка и телефон стояли рядом с входом в столовую. Так сказать, по совместительству…
Наступил поздний саксонский вечер. Зима… Обычные ночные стрельбы. Кантемиров заканчивал наряд, перемыл посуду, протёр четыре стола и собрался было вымыть пол на кухне, как в столовую зашли офицеры и прапорщик стреляющей разведроты и попросили рядового о возможности поужинать за столом и в тепле. Ужин принесли с собой в пакетах и термосах.
Рядовой полигонной команды имел полное право вежливо и аккуратно послать офицеров вместе с прапорщиком куда подальше, ужинать на свежем саксонской воздухе. И затем, к тому же, доложить заместителю командира полка, майору Тасоеву, о позднем визите незваных гостей в расположение полигонной команды. И наверняка, дальнейшая беседа с майором не прибавила бы настроения офицерам-разведчикам.
Но, во-первых, Кантемиров был не так воспитан; и, во-вторых, у солдат полигонной команды сложились самые дружественные отношения с офицерами разведроты, да и не только с ними.
Солдат вздохнул, вернул четыре убранных стула со стола на место и приветливо махнул рукой – мол, присаживайтесь, господа офицеры… Чего изволите-с?
Три офицера и старший прапорщик, техник роты, весело расселись и принялись за домашнюю еду, собранную жёнами на ночную стрельбу. Прапорщик тут же протянул Тимуру пирожок, а ротный попросил рядового принести кружку, куда налил кофе из термоса. Домашний пирожок и кофе…
Что ещё нужно солдату второго периода службы для полного счастья поздним вечером в наряде по кухне в центре Германской Демократической Республики? Да просто иметь честь присутствовать при товарищеском разговоре офицеров и прапорщиков.
И тем более повязка «Дневальный полигонной команды» лежала рядом на подоконнике. Никуда не денешься от тумбочки, телефона и общества офицеров-разведчиков вместе с техником роты.
Благодаря Нагиеву офицеры знали о солдатской специальности рядового –наводчик-оператор БМП-2. Ни один из офицеров до сих пор не видел секретной боевой машины, и, тем более, не стрелял.
Разговор само собой зашёл за боевую технику. Вопросов интересующихся офицеров было много. А рядовому было, что ответить поздним гостям, исходя из личного опыта стрельб из автоматической пушки.
И если на вооружении 67 МСП стояли бы БМП-2, не факт, что Кантемиров согласился бы служить на войсковом стрельбище. Молодой солдат под пирожок и кофе прочитал внимательным слушателям лекцию о ТТХ БМП-2 и методах дневной и ночной стрельбы из автоматической пушки.
Специалист секретной боевой техники, хотя и давал подписку о неразглашении Большой Военной Тайны, говорил подробно и в охотку. Своим же говорил... Да ещё разведчикам!
И следующей весной весь полк ждал пополнения в виде новой боевой единицы БМП-2. Всё тайное скоро станет явным. В благодарность от слушателей бывший оператор-наводчик получил ещё один бутерброд с колбасой и вторую кружку кофе.
Мечты сбываются! Заслужил, однако… Вот тут прапорщик Нагиев вдруг впервые предложил рядовому подумать о сверхсрочной службе в ГСВГ и сообщил, что у солдата с техническим образованием есть прекрасная возможность получить звание прапорщика без всякой учёбы тут же после года солдатской службы.
И что удивительно, офицеры охотно поддержали техника роты – давай мол, Кантемиров, полку нужны грамотные спецы, поможешь нам с автоматической пушкой БПМ-2. Вместе и постреляем! На том и расстались…
А молодой человек, оставшись в растерянности один после пирожка, бутерброда и кофе продолжил тщательно протирать пол на кухне и думать, думать, думать… Что молодого парня ждало на гражданке? Естественно, мама с папой и младший брат.
Ну, ещё цех Челябинского тракторного завода или шахта «Комсомольская». Родной шахтёрский посёлок с друзьями детства, с которыми чуть не угодил под уголовную статью перед самым призывом?
А здесь служба, к которой он, в общем-то, привык и показал себя не с самой худшей стороны. И возможно уже весной он станет прапорщиком, будет пить кофе с бутербродами, да и вдобавок стрелять с БМП-2. И самое главное – Германия! Саксония! Заграница!
Тридцать первого января Тимуру стукнуло ровно двадцать лет и ранней весной солдат начал всерьёз задумываться о службе прапорщиком. Начальник стрельбища, прапорщик Быков готовился к замене в Советский Союз и ещё раз подтвердил, что солдаты, отслужившие один год и имеющие средне-техническое образование по профилю выбранной службы, могут получить звание прапорщика без учёбы в специальной школе.
Гвардии рядовой Кантемиров, выбрав удобный момент отличного расположения духа гвардии майора Тасоева, лично обратился к заместителю командира полка с просьбой о содействии в дальнейшей службе прапорщиком. Чем добавил настроения майору, который активно поддержал решение оператора Директрисы БМП и, не откладывая дело в долгий ящик, тут же забрал молодого солдата с собой в полк.
В штабной канцелярии Кантемиров получил список необходимых документов для оформления службы прапорщиком и на следующий день отправил письмо родителям. Отец с младшим братом обрадовались неожиданному известию, а вот мама очень разволновалась за сына и просила ещё раз подумать и всё взвесить.
Молодой человек сам принял первое в жизни волевое решение, которое полностью изменит его судьбу и всю дальнейшую жизнь…
В один прекрасный весенний день на стрельбище прибыл заместитель командира мотострелкового полка гвардии майор Тасоев, который зачитал перед строем полигонной команды приказ о присвоении гвардии рядовому Кантемирову, новоиспечённому Черпаку, звания «гвардии прапорщик». И торжественно вручил комплект формы и погоны. Вот такой оказался стремительный взлёт у нашего героя – после года срочной службы из рядового и сразу в прапорщики. Карьера!
Через час бывший солдат вышел из отдельного офицерского домика в новой форме и просто сказал: «Строиться, полигонная команда»…
***
Семьи дрезденского гарнизона жили не в закрытых военных городках, как было принято, а на городских улицах в типовых пятиэтажках, и в основном по улице Курт-Фишер-Аллея (Kurt-Fischer Allee).
Рядом, ближе к Эльбе, в частном секторе по улице Клараштрассе (Clarastraße) стояли коттеджи командования гвардейской 1 Танковой Армии. Это была так называемая «нижняя территория», где находились Штаб армии, ГДО (Гарнизонный дом офицеров) и русская школа. Впритык к Дому офицеров примыкало одноэтажное здание, вытянутое в длину, где расположился гарнизонный спортзал.
Двадцатилетний защитник Родины, получивший звание прапорщика Советской Армии и возможность свободного передвижения по городу, первым делом записался в библиотеку и стал частым гостем в ГДО. Насколько позволяла служба.
Библиотекарь, супруга начальника очага русской культуры и отдыха, узнав, что симпатичный паренёк интересуется спортивной тематикой, сообщила по секрету, что в спортзале начались занятия офицеров по рукопашному бою, которые ведёт вольнонаёмный из Ленинграда по имени Лев Георгиевич.
Прапорщик нашёл тренера, представился и начал заниматься два раза в неделю. Странная команда собиралась в зале, переделанном из бывшей кайзеровской конюшни, где до сих пор оставались большие металлические кольца, вбитые в стены.
Обычно занятия посещали человек пятнадцать-двадцать. Кроме тренера и боксёра, все были офицерами, разными по званиям и должностям. Вместе тренировались легкоатлеты, футболисты, борцы, биатлонист и был даже один специалист по прыжкам в воду. От лейтенанта и до подполковника…
Сам Лев Георгиевич после закрытия редкого вида спорта и начала гонений на тренеров, смог завербоваться вольнонаёмным в Германию. Парни оказались одного возраста и самыми молодыми в группе, примерно одной весовой категории, разминались обычно в паре и быстро подружились.
Звание КМС (Кандидат в мастера спорта) имел только Кантемиров, тренер владел никому непонятным чёрным поясом. После первых спаррингов боксёр понял, что в реальном поединке с каратистом вряд ли справится. Тимур постоянно пропускал удары ногами, и хотя тренер бил аккуратно, голова после боя отходила несколько дней.
Тренировки обычно начинались с игры, полчаса играли в мини-футбол, затем каждый разминался, как мог. Вскоре прапорщик стал своим в узком кругу военных спортсменов. Примерно через год в зале появился невысокий мужчина лет тридцати в светлом плаще и с кожаным портфелем в руках. Прошёл в раздевалку упругим шагом, левое плечо чуть опущено и подано вперёд.
Боксёр оценил походку новичка и узнал от тренера, что в зале начал заниматься новый директор Дома советско-германской дружбы, фамилия Путилин, самбо или дзюдо. Мастер спорта из Ленинграда. Лёва предупредил товарища, что с этим борцом лучше не шутить, так как самбист служит на Ангеликаштрассе, 4. Все военнослужащие гарнизона подписывали приказ «ноль десять» и как бы не знали, что по данному адресу работает КГБ СССР.
Татарская кровь взыграла в жилах юного прапорщика, вспомнившего спортивную базу «Юность» на берегу озера Увильды, где боксёры гоняли на танцах таких же самбистов и дзюдоистов.
Не за легкоатлетами же им было бегать? То ли дело, легкоатлеточки! Вот из-за них то и дрались молодые боксёры с такими же молодыми борцами на танцах. Ну, не с шахматистами же им было драться из-за девчонок?
Деревенские пацаны старались лишний раз не появляться на танцплощадке, зная, что перед лицом внешней угрозы боксёры, забыв былые войны, объединялись в одну команду с борцами.
Сборный отряд сельских пацанов со всей округи, как бы не объявлял всеобщую мобилизацию, ни разу не смог совладать с ватагой единоборцев. Количество всегда уступало спортивной подготовке и дисциплине…
Вот именно сегодня захотелось вдруг уральскому спортсмену отправить в нокаут целого капитана госбезопасности. Ну, когда ещё представится такой случай? И потом будет, что рассказать однополчанам. Да и разминался Путилин почти как боксёр, как будто задирая начальника войскового стрельбища Боксдорф.
Последовало деликатное предложение о спарринге, озвученное при всех, от которого борец, как честный спортсмен, не мог отказаться. В тесном коллективе возник животрепещущий вопрос советского спорта: «Кто сильней – боксёр или самбист?».
Путилин попросил потенциального противника накинуть борцовскую куртку и постелить маты перед схваткой. Мол, не на пол же ему бросать юного боксёра, да ещё целого прапорщика Советской Армии?
Молодой человек, секунду подумав, согласился с доводом и сообщил оппоненту, что отправит борца в нокаут не очень больно. Но быстро! А падать самбист и так умеет.
КМС по боксу дрался с человеком старше себя два раза в жизни и помнил, чем всё закончилось. Первый раз, перед самым призывом чуть не угодил под уголовную статью. Второй случай произошел в войсках до присяги, в батальоне обеспечения танкового училища, где новобранец разошёлся во взглядах несения службы со старослужащим каптёром, ответил ефрейтору ударом на удар и сломал ему челюсть.
В результате недопонимания спортсмену пришлось распрощаться с боксёрской карьерой в спортроте ЧВТКУ (Челябинского Высшего Танкового Командного Училища) и продолжить службу в Еланской учебной дивизии в мотострелковой роте, где курсант Кантемиров выучился на наводчика-оператора секретной БМП-2 (боевая машина пехоты). Тимур считал, что и на гражданке, и в армии ему невероятно повезло. Легко отделался!
Сейчас внутренний голос подсказывал молодому человеку, что не стоит в третий раз испытывать судьбу и связываться с сотрудником КаГеБе. А с другой стороны, самбиста надо бы поставить на место. Падать умеет?
Вот, блин, пусть и покажет своё мастерство после боксёрского удара. Но, опять же, целый директор! Да и мужик-то вроде нормальный, не ставит из себя большого командира, как некоторые в зале. Может, просто отработать по корпусу, не оставляя следов на лице сотрудника спецслужбы?
Кантемиров оставался уверен в победе, чувствовал себя в отличной форме, всё же целый год тренировался, и с юношеским максимализмом не послушал голоса разума. Молодость!
Когда боксёр начал приближаться челночным шагом к сопернику, подготавливая ударную позицию, то сразу осознал, что в ногах при движении на мягком мате нет привычной упругости боксёрского ринга. А с виду лёгкая куртка сковывает руки.
Самбист, в свою очередь, не стал дожидаться атаки противника, чуть дёрнул корпусом вправо, а сам ушёл влево. Молодой соперник, получив резкий удар сзади под колени, упал на спину. Перед глазами мелькнул потолок, затем нога в штанине. Левая рука вместе с туловищем боксёра оказалось зажата ногами борца.
Тимур хотел вывернуться и, хотя бы, лёжа, заехать сопернику в нос, но тут же почувствовал резкую боль в предплечье зажатой руки.
– Всё. Харэ! Я «Ша» сказал!
Противник отпустил руку, вскочил кувырком назад через голову и протянул ладонь.
– Плечо в порядке? Не ушиб? Надо было слегка стукнуть по корпусу, я бы тут же руку выпустил.
– Вот я вроде и хотел стукнуть… – Вставая и разглядывая расходившихся зрителей, уныло произнёс боксёр.
А всё-таки, классно самбист его сделал. Как в кино! Шустрый оказался директор. И юркий. А с виду не скажешь? Разочарованные зрители начали разбредаться по залу. Как-то быстро всё закончилось.
Соперники уселись на скамейку, прапорщик, потирая плечо, спросил:
– Что за приёмчик такой заковыристый? После удара под колени только и успел ногу заметить. И ещё хлопок штанины услышал.
– Обыкновенные «ножницы», ничего особенного. Всё я сделал до того, как ты бой начал, куртку попросил одеть и на маты встать, и ты уже оказался на моём поле. – Борец взглянул на соперника. – И ещё, боксёр, ты смотрел только на руки, а ног не видел.
– Что, приходилось с нами биться? Кстати, меня Тимур зовут.
Путилин усмехнулся.
– Из боксёров ты первый. Должность уже наверняка знаешь, а зовут меня Виктор Викторович.
Кантемиров кивнул, пожал протянутую ладонь и спросил.
– Научите меня приёмам?
– Ты сначала падать научись. – Вновь усмехнулся самбист. – Ну, а ты мне удар поставишь?
– А вы вначале уклоняться научитесь.
– Я до борьбы успел походить в секцию бокса.
– И чего бросили?
– Нос сломали, и я решил перейти в секцию дзю-до. – Борец повернулся к рядом сидящему боксёру и с самым серьёзным лицом объяснил переход: – Более философский вид спорта!
Тимур потёр плечо и рассмеялся, Виктор Викторович улыбнулся в ответ. Тридцатилетний мужик остался доволен схваткой, а двадцатилетний парень был молод и просто радовался жизни, не подозревая о будущих встречах с сотрудником госбезопасности, и совсем не в спортзале. И поводы для бесед окажутся не самыми приятными для юного гражданина страны Советов…
В том году советский прапорщик перешёл с запрещенной купли-продажи одежды и аппаратуры (ст. 154 УК РСФСР «Спекуляция») на более запрещенные валютные сделки (ст. 88 УК РСФСР «Нарушение правил о валютных операциях»).
Кантемиров выезжал в субботу вечером из Дрездена в Восточный Берлин, где покупал у знакомых югославов пачку западных марок, затем отправлялся в Лейпциг, продавал бундесмарки чуть дороже вьетнамцам или арабам и уже с совершенно другой пачкой ГДР-овских банкнот возвращался под утро понедельника домой, на родное стрельбище.
Почти за сутки молодой человек умудрялся заработать месячную зарплату прапорщика ГСВГ, около пятисот социалистических марок. Конечно, к операциям с валютой Тимур пришёл не за один день, многое пришлось постигать по ходу пьесы…
Однако, социалистическое государство в лице Комитета Государственной Безопасности твёрдо стояло против деяний своего гражданина и считало, что только органы советской власти обладают исключительным правом на совершение валютных операций.
Поэтому на тот период жизни молодого человека только за информацию о запрещенных деньгах в кармане военнослужащего новый знакомый из спортзала получил бы поощрение по службе. А если бы служивый смог реализовать полученную информацию в оперативно-розыскное дело и задержать «валютчика», врага государства, с поличным, то капитан госбезопасности тут же стал бы майором.
Будущий юрист, студент-заочник Ленинградского государственного университета (ЛГУ), осознавал риск и старался максимально обезопасить себя от любого намёка на владение западной валютой.
Хотя молодому человеку очень хотелось совершить покупки, приодевшись в специальных магазинах «Intershop», где принимали только капиталистические деньги. Однако начальник стрельбища не мог привезти домой даже банку Кока-Колы, не говоря уже о том, чтобы угостить армейских товарищей каким-либо заморским виски или джином.
Ферботен (Verboten), понимаешь ли… Запрещено! «Конспирация и ещё раз конспирация!»…" Роман Тагиров.
P.S. Напомню о книгах, изданных в Электронном формате PDF. Всего 14 книг: 5 – о службе в ГСВГ и 9 – приключения главного героя (прапорщик Кантемиров) после службы.
Предлагаю желающим купить все книги разом (14 штук) за 1500 руб. Деньги скинете мне на карту, а я отправлю книги в нескольких письмах. Так быстрее и лучше доходят, выслал многим камрадам.
Обычно вначале высылаю пару книг для пробы, а после оплаты отправляю остальные. Кому интересно, пишите мне на tagitus@yandex.ru
Или можно приобрести по одной штуке на платформе "Цифровая витрина". Находим по автору – Роман Тагиров. Первые пять по 199 руб. за штуку, остальные – по 249руб. (они больше по объему): https://www.cibum.ru/book/my