- Новое исследование следов свинца в статуе позволяет предположить, что металл, из которого она сделана, был произведен в Китае и, возможно, привезён семьёй Марко Поло.
- Приходите на мой канал ещё — к нашему общему удовольствию! Комментируйте публикации, лайкайте, воспроизводите на своих страницах в соцсетях!
Новое исследование следов свинца в статуе позволяет предположить, что металл, из которого она сделана, был произведен в Китае и, возможно, привезён семьёй Марко Поло.
Бронзовая статуя крылатого льва, долгое время украшавшая центр площади Сан-Марко в Венеции, прибыла из далёкой страны, согласно новому исследованию. Она была изготовлена в Китае более 1000 лет назад для охраны гробницы и, возможно, была привезена в Италию отцом Марко Поло по Великому шёлковому пути в XIII веке.
«Венеция — город, полный загадок, но одна из них разгадана: «Лев» Святого Марка — китайский, и он шёл по Великому шёлковому пути», — заявил соавтор научной статьи об этом Массимо Видале, археолог из Падуанского университета.
В научной статье, опубликованной вчера в журнале Antiquity, Видале и его коллеги определили источник бронзы, использованной для создания культового льва, ставшего официальным символом Венеции в начале 1260-х годов, но точное происхождение которого неизвестно.
Исследователи изучили серию из девяти образцов из разных частей льва и использовали масс-спектрометрию для определения соотношения изотопов свинца в металле. Как пишут исследователи в исследовании, металлические сплавы, такие как бронза, представляющая собой смесь меди и олова, содержат небольшое количество свинца, и вариации в составе атомов свинца могут указывать на геологическое происхождение меди.
Сравнив соотношение изотопов свинца венецианского льва с мировыми базами данных, исследователи сузили область происхождения бронзы до Нижней реки Чан (Янцзы) на территории современного Китая. В этом районе Восточного Китая находятся крупные месторождения нескольких важных руд, включая железо, медь, цинк и золото. Эти месторождения использовались для других артефактов; например, предыдущее исследование, проведенное другой исследовательской группой, показало, что артефакт династии Шан (1600–1050 гг. до н.э.) имеет тот же изотопный сигнал свинца, что и венецианский лев.
Исследователи предположили, что открытие, что бронза была произведена в Китае, может помочь объяснить некоторые странные стилистические решения при создании венецианского льва; он не похож на других средневековых львов XI–XIV веков, найденных в Европе.
Однако венецианский лев действительно имеет некоторое сходство с китайским искусством династии Тан (618–907 гг. н. э.) — в частности, «чжэньмушоу», или «стражами гробниц», согласно исследованию. Эти монументальные статуи часто изображали гибридных существ с львиными мордами и гривами, острыми ушами, рогами и поднятыми крыльями. Венецианский лев имеет несколько из этих черт, а также металлические «шрамы» в местах, где один или два рога могли быть удалены.
Исследователи предположили, что одно из возможных объяснений происхождения венецианского льва связано с венецианскими купцами Никколо и Маффео Поло, отцом и дядей Марко Поло. В XIII веке братья прошли по Шелковому пути и основали торговые фактории, в конечном итоге добравшись до города, известного сегодня как Пекин, и проведя четыре года при дворе Хубилая. Возможно, Поло столкнулись там со статуей «хранителя гробницы», которая соответствовала их представлениям о внешнем виде льва, предположили исследователи.
В XIII веке, когда Венецианская республика контролировала восточные торговые пути, её символом был крылатый лев, покоящийся на воде с Евангелием от Святого Марка, покровителя Венеции, под лапами. Этот образ, также изображённый на флаге республики, символизировал господство Венеции на морях.
«В стремлении к распространению нового могущественного символа [Венецианской] республики у братьев Поло, возможно, возникла несколько дерзкая идея переделать скульптуру в правдоподобного (если смотреть издалека) крылатого льва», — пишут учёные. Братья-купцы, возможно, отправили статую обратно в Венецию по частям, доверив местному мастеру по металлу восстановить её, превратив в символ, который теперь ассоциируется со Святым Марком.
«Конечно, это лишь один из возможных сценариев, основанный на сопоставлении исторических и археометаллургических данных, — пишут исследователи. — Теперь слово за историками».