Найти в Дзене
Международная панорама

Знаменитая статуя крылатого льва в Венеции изготовлена ​​в эпоху китайской династии Тан

Оглавление

Новое исследование следов свинца в статуе позволяет предположить, что металл, из которого она сделана, был произведен в Китае и, возможно, привезён семьёй Марко Поло.

Происхождение знаменитой статуи венецианского льва долгое время было неясным, но новое исследование показало, что медь, использованная для её изготовления, была привезена из Китая. (Изображение предоставлено Getty Images)
Происхождение знаменитой статуи венецианского льва долгое время было неясным, но новое исследование показало, что медь, использованная для её изготовления, была привезена из Китая. (Изображение предоставлено Getty Images)

Бронзовая статуя крылатого льва, долгое время украшавшая центр площади Сан-Марко в Венеции, прибыла из далёкой страны, согласно новому исследованию. Она была изготовлена ​​в Китае более 1000 лет назад для охраны гробницы и, возможно, была привезена в Италию отцом Марко Поло по Великому шёлковому пути в XIII веке.

«Венеция — город, полный загадок, но одна из них разгадана: «Лев» Святого Марка — китайский, и он шёл по Великому шёлковому пути», — заявил соавтор научной статьи об этом Массимо Видале, археолог из Падуанского университета.

В научной статье, опубликованной вчера в журнале Antiquity, Видале и его коллеги определили источник бронзы, использованной для создания культового льва, ставшего официальным символом Венеции в начале 1260-х годов, но точное происхождение которого неизвестно.

Исследователи изучили серию из девяти образцов из разных частей льва и использовали масс-спектрометрию для определения соотношения изотопов свинца в металле. Как пишут исследователи в исследовании, металлические сплавы, такие как бронза, представляющая собой смесь меди и олова, содержат небольшое количество свинца, и вариации в составе атомов свинца могут указывать на геологическое происхождение меди.

Сравнив соотношение изотопов свинца венецианского льва с мировыми базами данных, исследователи сузили область происхождения бронзы до Нижней реки Чан (Янцзы) на территории современного Китая. В этом районе Восточного Китая находятся крупные месторождения нескольких важных руд, включая железо, медь, цинк и золото. Эти месторождения использовались для других артефактов; например, предыдущее исследование, проведенное другой исследовательской группой, показало, что артефакт династии Шан (1600–1050 гг. до н.э.) имеет тот же изотопный сигнал свинца, что и венецианский лев.

Исследователи предположили, что открытие, что бронза была произведена в Китае, может помочь объяснить некоторые странные стилистические решения при создании венецианского льва; он не похож на других средневековых львов XI–XIV веков, найденных в Европе.

Однако венецианский лев действительно имеет некоторое сходство с китайским искусством династии Тан (618–907 гг. н. э.) — в частности, «чжэньмушоу», или «стражами гробниц», согласно исследованию. Эти монументальные статуи часто изображали гибридных существ с львиными мордами и гривами, острыми ушами, рогами и поднятыми крыльями. Венецианский лев имеет несколько из этих черт, а также металлические «шрамы» в местах, где один или два рога могли быть удалены.

Исследователи предположили, что одно из возможных объяснений происхождения венецианского льва связано с венецианскими купцами Никколо и Маффео Поло, отцом и дядей Марко Поло. В XIII веке братья прошли по Шелковому пути и основали торговые фактории, в конечном итоге добравшись до города, известного сегодня как Пекин, и проведя четыре года при дворе Хубилая. Возможно, Поло столкнулись там со статуей «хранителя гробницы», которая соответствовала их представлениям о внешнем виде льва, предположили исследователи.

В XIII веке, когда Венецианская республика контролировала восточные торговые пути, её символом был крылатый лев, покоящийся на воде с Евангелием от Святого Марка, покровителя Венеции, под лапами. Этот образ, также изображённый на флаге республики, символизировал господство Венеции на морях.

«В стремлении к распространению нового могущественного символа [Венецианской] республики у братьев Поло, возможно, возникла несколько дерзкая идея переделать скульптуру в правдоподобного (если смотреть издалека) крылатого льва», — пишут учёные. Братья-купцы, возможно, отправили статую обратно в Венецию по частям, доверив местному мастеру по металлу восстановить её, превратив в символ, который теперь ассоциируется со Святым Марком.

«Конечно, это лишь один из возможных сценариев, основанный на сопоставлении исторических и археометаллургических данных, — пишут исследователи. — Теперь слово за историками».

Приходите на мой канал ещё — к нашему общему удовольствию! Комментируйте публикации, лайкайте, воспроизводите на своих страницах в соцсетях!