Найти в Дзене
Русская Семёрка

Запретные имена: как казаки никогда не называли своих детей

Оглавление

В дореволюционной России каждое сословие — будь то воины, купцы или ремесленники — имело свои уникальные традиции имянаречения. Казаки, эта вольная и самобытная этносоциальная группа, не были исключением. Их подход к выбору имени для ребенка был особым и даже имел свои строгие запреты.

Традиция и святцы

Основным ориентиром для жителей донских и кубанских станиц служил православный календарь. Имя новорожденному чаще всего выбирал священник — в честь святого, память которого отмечалась в день рождения или крещения младенца.

Однако мнение родителей также играло важную роль. Первенца-сына было принято называть в честь деда по отцу. Благодаря этой традиции в казачьих семьях складывалась своеобразная «чехарда» имен: Иваны Григорьевичи сменялись Григориями Ивановичами, а Степаны Федоровичи — Федорами Степановичами. Младшие дети также часто получали имена в честь уважаемых родственников или членов общины. Таким образом, у казаков сформировался свой собственный, довольно узкий круг популярных имен.

Мирские имена и прозвища

Помимо официальных, церковных имен, в казачьей среде были широко распространены так называемые мирские имена, напоминавшие прозвища. Как отмечал лингвист Леонид Щетинин в своей работе «Русские имена» (1972 г.), эти имена можно встретить даже в официальных документах XVII–XVIII веков, где они нередко шли следом за календарными. Например: Андрей Дружина Карпов сын, Гринька Бык Павлов сын или Иван Тишина Тимошин.

Семь разных Семенов

Л.М. Щетинин обратил внимание еще на одну особенность донской антропонимики – у казаков существовали многочисленные народные варианты церковных имен, часто образованные с применением уменьшительных суффиксов. Например, Ивана могли называть Ивашкой, Иванкой, Иванчиком или Иванцом, Михаила – Мишкой, Мишухой, Мишуткой или Михалем, а Григория – Гриней, Гринькой, Гришкой или даже Грицаком.

Другой специалист по ономастике, лингвист Алоис Назаров, тоже указал на свойственную казакам высокую вариативность календарных имен в статье «Ономастика и генеалогия уральских казаков», которая вышла в алматинском журнале «Вопросы антропонимики» (выпуск 1 за 2003 г.). Больше всего вариантов исследователь нашел у имени Семен: Семенка, Сенка, Сенко, Семенко, Семка и Сенька. Впоследствии от каждого из этих производных вариантов одного имени были образованы разные фамилии.

«Блудный сын»: почему Сталин переводил деньги отцу маршала Василевского

Вообще, наиболее популярными среди казаков, согласно переписям XVII-XVIII веков, были имена Иван, Григорий, Василий, Федор, Семен, Степан, Андрей, Михаил и Петр. Встречались в донских станицах и обладатели редких антропонимов, вроде Никандра, Агафона или Харлампия.

Женские имена менее изучены исследователями, поскольку они реже упоминались в документах той эпохи. Однако известно, что чаще всего казаки называли своих дочерей Мариями, Катеринами, Ефросиньями и Прасковьями (Параскевами).

Лишь бы не княжеское

Если говорить об именах, которыми казаки явно пренебрегали, то речь идет о трех взаимосвязанных группах:

  • родовые антропонимы, которые носили Рюриковичи;
  • княжеские имена восточнославянского происхождения, вошедшие в церковные святцы позднее остальных (после официальной канонизации различных русских правителей);
  • скандинавские, распространенные среди многих представителей русской элиты со времен призвания варягов.

К первой группе можно отнести такие имена как Рюрик, Олег, Ольга (Хельга), Игорь (Ингварь) и Глеб, они имеют варяжское происхождение и выделены особо, по династическому признаку. Во вторую группу входят: Всеволод, Владимир, Ярополк и Святополк, а также всевозможные Славы – Ярослав, Изяслав, Мстислав, Святослав, Борислав (Борис – как сокращенный вариант) и Ростислав. К третьей группе исследователи относят имена скандинавской знати: Аскольд, Дир, Тур, Рогволд и другие.

Доктор филологических наук Елена Соколова посвятила княжеским антропонимам статью «Однословные мужские некалендарные имена в письменных текстах старшей эпохи», которая опубликована в журнале «Известия Волгоградского государственного педагогического университета» (№ 10 за 2008 г.). Исследовательница обратила внимание, что в X-XIII веках русские князья при выборе имен для своих детей были ограничены небольшим списком антропонимов, приличествующих их высокому социальному статусу.

Характерно, что при крещении правители брали еще одно имя – в честь какого-либо православного святого. Например, князь Ярослав Мудрый (около 978 – 1054 гг.) был окрещен Георгием, а князь Владимир Мономах (1052-1125 гг.) – Василием.

Возможные причины

Ученые выдвигают различные версии, пытаясь объяснить: почему казаки избегали княжеских имен. Некоторые специалисты отмечают, что причина заключается в высоком социальном статусе русских правителей и представителей родовой знати. Простые люди долгое время не могли позволить себе такие имена, опасаясь недовольства властей. Кандидат исторических наук Евгений Пчелов написал об этом в статье «Варяжские имена первых князей в русской ономастике», которая вышла в журнале Novogardia (№ 1 за 2020 г.).

«Как можно думать, в доцарский период эти имена были исключительно принадлежностью княжеского именослова и являлись родовыми, династическими именами Рюриковичей», – отметил Е.В. Пчелов.

Поскольку среди казаков существовала традиция нарекать детей в честь дедов и других старших родственников, то княжеские имена просто остались «за бортом» их старинной антропонимики. Даже когда любой желающий уже мог назвать своего сына Олегом или Игорем, а дочь – Ольгой, жители кубанских и донских станиц продолжали использовать устоявшиеся в их среде имена.

Другие исследователи полагают, что причина непопулярности скандинавской и восточнославянской антропонимики среди казаков заключается в сравнительно позднем включении этих имен в православные святцы. Так, сам креститель Руси, князь Владимир I Святославич (около 956 – 1015 гг.) обрел официальное место в церковном календаре лишь в XIV веке. Некоторые другие князья были канонизированы позже. Вероятно, сторонники соблюдения традиций не приняли таких «новшеств» и при выборе имени продолжали следовать сформировавшимся обычаям.

Право на существование имеет и третья версия: предки казаков бежали на юг от притеснения властей. Они долгое время воевали с дружинами русских князей. Поэтому вольные люди с Дона могли крайне враждебно относиться ко всяким там Игорям и Святославам с Олегами, не считая представителей древней родовой знати достойными уважения людьми. Поэтому такие имена они не давали своим детям. Никто же не станет называть ребенка в честь ненавистного врага.

Даже в XIX веке, по данным различных войсковых переписей, среди казаков практически не было ни Глебов, ни Ярославов, ни Всеволодов, ни им подобных.

Детище Троцкого: самые необычные факты о Красной Армии

Голландская экспедиция 1799 года: как британцы предали русских солдат

Самый подлый русский богатырь: что было не так с Алёшей Поповичем

The post Запретные имена: как казаки никогда не называли своих детей appeared first on Русская семерка.