В наше время дарить подарки - непростое занятие. У всех же все есть. А если и нет - маркетплейсы легко доставят любую диковинку.
Во времена Петра I - у царя и его окружения материальных проблем, конечно, не было. А вот товарный голод (особенно в условиях войны и строительства Петербурга) наблюдался. Тогда деликатесы и импорт нужно было именно доставать. И потому подарки доставляли искреннюю радость и дарящему и одариваемому.
Рассмотрим же культуру дарения на примере взаимоотношений Петра I и Екатерины Алексеевны с их главным "минхерцом" Александром Даниловичем Меншиковым.
Конечно, в плане дарения Петр Алексеевич, как государь, был вне конкуренции. Вы вот можете подарить другу целый город? А царь Петр мог. И надарил Данилычу столько казенного добра, что историки до сих пор не могут определиться, сколько у Меншикова было крепостных - 30 тыс. или 100 тыс.
В свою очередь Меншиков тоже любил широкие жесты, когда речь шла о подарках царю.
Фрегат "Самсон", заказанный Меншиковым на голландской верфи - отличный подарок, как мне кажется.
Пушки, личный заказ Меншикова на Олонецком заводе - тоже неплохо.
Но иногда (особенно когда над душой чиновника маячит сразу несколько антикоррупционных дел) лучший подарок государю - деньги. Вот Меншиков и дарил царю на ДР деньги. Один раз 100 тыс. рублей в конверте занес.
Другое дело - мелкие спонтанные подарки, так сказать, от души.
О новомодном камзоле, который Екатерина прислала Данилычу из Амстердама, речь уже заходила.
Но и Меншиков в свою очередь дарил царице трендовые вещи из новых коллекций.
При сем присылаю к вашей милости малой презент, а имянно шарф, только что для моды, да дочере моей крестной маленкие серги
Тут надо отметить, что Меншиков был крестным отцом некоторых из детей Петра и Екатерины - и, как и сейчас, в обязанности крестного входило дарение креста, а также видимо - для девочек, серег.
Стандартным, но всегда желанным, подарком были цитрусовые - лимоны и апельсины, привозимые иностранными купцами.
Екатерине и Петру, которые терпели лишения в Прутском походе, Меншиков из Петербурга отправил
Несколько лимонов и помаранцев, ис которых некоторую часть посылаю ныне к господину контра адмиралу купно с Вами
А когда находился в Северной Померании,наоборот, отправил в Петербург местный деликатес, на что царица отвечает
Благодарствую за устерсы
Кстати лифляндская портомоя в письмах предстает очень тактичной женщиной. Даже если она как царица (да и по необходимости) пользовалась вещами Меншикова, то все равно считала необходимым спросить, пусть и формальное, разрешение.
И Данилыч, разумеется, всегда его давал. Иногда "с верхом".
Что же изволили вы во употребление себе взять из моево обозу лошадей и каляску, о том зело радуюсь.. Также оставлено у нас несколько соболей и камок, ежели ис того Вам потребно будет, извольте брать
Любому родителю приятно получить подарок, связанный с детьми. Особенно, если родитель в длительной командировке.
Поэтому Екатерине, конечно, нравилось, когда Меншиков посылал ей в Амстердам или Стокгольм кафтанчик сына, "Шишечки" - чтобы та увидела, как ребенок вырос.
Или, к примеру, такое:
При сем посылаю колечко, в котором волосушки дражайшего Вашего сына. Також прошу, всемилостивейшая государыня, не возымей на мя гнев, что оное не высокой работы, ибо хорошаго мастера, паче ж надлежащих камней сыскать не могу
Детская тема безотказно работала у фаворита и с самим Петром.
Посылаю к Вашему величеству, чаю, угодной Вам презент, а имянно персоню дражайшего Вашего купиды
Речь об известном портрете царевича Петра Петровича (Шишечки) в образе Купидона.
Царю Меншиков дарил и собак (в частности, известную Лизетт Даниловну), и певчих птичек.
Конечно, было много подарков в виде съестных припасов, но такой тривиальной информацией генерал-губернатор письма царю не засорял - передавая подарки через Екатерину или секретаря.
В отличии от Данилыча, который подарками все-таки прежде всего пытался угодить царственным адресатам, сам Петр I в дарении мог позволить проявить свою индивидуальность. Думаю, ему не важно было - понравится минхерцу подарок или нет. Главное, чтобы ему, царю, нравился.
С другой стороны, как такая милота (которую царь подарил Меншикову за победу при Калише) могла не понравиться? Думаю, Меншиков был счастлив.
Подарки царя практичны и часто связаны с профессиональной деятельностью одариваемого.
Меншиков - генерал-губернатор и первый строитель Петербурга. Следовательно, книга о садово-парковой архитектуре явно пригодится.
Картуз инновационной конструкции тоже, очевидно, не только для того, чтобы Данилыч уши не застудил - а для внедрения и последующего распространения в войсках.
Буксбом - кустарник для живой изгороди. В Ораниенбауме, загородном дворце Меншикова, явно пришелся ко двору. И приятно, и полезно.
Посылаю к вам презент, книгу огородную и дому, а также два картуза, которыя сам здес учил мастеров делат, понеже несшивная на уши перед ней отворот. Также когда придут суды, нанятые с огородными вещми, изволте взят четыреста аршин буксбому себе, да еще двесте отдайте в адмиралской огород
Но и приятные мелочи с глубоким смыслом - тут Петр тоже был на высоте. Просто фунт табаку - ерунда. Фунт табаку - трофей с захваченного шведского корабля, это совсем другое дело. Такой табак, наверно, и курился как-то по-другому.
Взяли наши здесь на море швецкой карабль с железом, с сукнами и протчими некоторыми товарами, которые розданы салдатам, а нам на роздел досталось несколько фунтов табаку, ис катораго к вашей милости посылаем фунт
Особенно Петр любил дарить подарки, сделанные собственными, царственными, но мозолистыми руками. И хорошо, если это была поделка с токарного станка, а не самолично вырванный зуб.
Но и продукты своего интеллектуального труда царь тоже с гордостью дарил.
Вместо яйца посылаю при сем книгу труда своего Морского Регламенту… Не подивуй на письмо: писано на святой неделе
Так что, как по мне, очень милые и полезные подарки дарились в петровское время. И никаких ужасных яиц Фаберже.
(кстати если есть идеи подарков-накидывайте в комментариях)