Найти в Дзене
Заря Молодежи

Мальчик резвый, кудрявый, влюблённый...

…Мой отец запевал арию Фигаро звучным тенором только по утрам и только в хорошем расположении духа. Она и правда на редкость бодра и жизнелюбива. И за свои почти два с половиной века существования обращалась к самым разным проказникам Керубино. Ведь именно «маленькому пажу» адресована ария Моцарта. И именно такие слова приходят на ум, когда видишь харизматичного Первого пажа Альмавивы в «Женитьбе Фигаро», дипломном спектакле мастерской Кирилла Пирогова и нашей Галины Тюниной щукинского института. / «Мальчик резвый кудрявый, влюбленный/… Не довольно ль вертеться, кружиться, / Не пора ли мужчиною быть»/. Народная артистка России Галина Борисовна Тюнина, блистательная театральная и киноактриса, окончила Саратовское театральное училище/ мастерская педагога и актрисы Валентины Ермаковой/ и ГИТИС /актерско-режиссерское отделение Петра Фоменко/.В театре Мастерская Фоменко с его основания. Лауреат самых престижных театральных премий - Золотая маска, Хрустальная Турандот, Чайка, им. Станис

…Мой отец запевал арию Фигаро звучным тенором только по утрам и только в хорошем расположении духа. Она и правда на редкость бодра и жизнелюбива. И за свои почти два с половиной века существования обращалась к самым разным проказникам Керубино. Ведь именно «маленькому пажу» адресована ария Моцарта. И именно такие слова приходят на ум, когда видишь харизматичного Первого пажа Альмавивы в «Женитьбе Фигаро», дипломном спектакле мастерской Кирилла Пирогова и нашей Галины Тюниной щукинского института. / «Мальчик резвый кудрявый, влюбленный/… Не довольно ль вертеться, кружиться, / Не пора ли мужчиною быть»/.

Фильм «Дневник его жены». Галина Тюнина - Вера Бунина, Евгений Миронов – Леонид Гуров
Фильм «Дневник его жены». Галина Тюнина - Вера Бунина, Евгений Миронов – Леонид Гуров

Народная артистка России Галина Борисовна Тюнина, блистательная театральная и киноактриса, окончила Саратовское театральное училище/ мастерская педагога и актрисы Валентины Ермаковой/ и ГИТИС /актерско-режиссерское отделение Петра Фоменко/.В театре Мастерская Фоменко с его основания. Лауреат самых престижных театральных премий - Золотая маска, Хрустальная Турандот, Чайка, им. Станиславского, множества кинопремий. Только за роль балерины Спесивцевой в фильме «Мания Жизели» актриса получила их целых пять. Сыграла Марину Цветаеву в сильно недооцененном фильме Михаила Козакова («Очарование зла), Веру Бунину в биографической киноленте «Дневник его жены»… В театре - только главные роли. Аркадина и Раневская, шекспировская Оливия и чеховская Ольга, княжна Марья Болконская, Анна Павловна Шерер, графиня Наталья Ростова старшая в инсценировке «Войны и мира». И комический дар актрисы великолепен, вспомним ставшую классической сцену «обольщения» Лыняева «монашенкой» Глафирой в спектакле «Волки и овцы» (неповторимый дуэт с Юрием Степановым).

Идя по стопам великих учителей, Тюнина стала педагогом. Чрезвычайно талантливых молодых актеров воспитали они вместе с Кириллом Альфредовичем Пироговым, замечательным актером театра и кино. Талантливых и - ансамблевых настолько, что и после окончания вуза ребята не захотели расстаться и продолжают играть Бомарше на разных театральных сценах. В этом им помогали «Студия 711»,Щукинский театральный институт, театр Моссовета.А в августе, когда закончился сезон в театре Фоменко, мы получили счастливую возможность увидеть ставший уже культовым спектакль на сцене Мастерской.

…Влетел видный высокий Фигаро (Никита Тау), вбежал роскошный высоченный Граф (Эмиль Гасан-Заде)… Так что явлению рослого, в локонах Пажа мы уже не слишком удивились (Сергей Васильев). В этой чудной компании хорошего роста и внешности даже «несимпатичный герой» – Базиль (Виктор Трайбер). Зато женщины здесь изящны, миниатюрны, хрупки, как фарфоровые статуэтки пастушек на комодах послевоенных мам. Аристократичная Графиня (Марфа Пашкова) повыше будет Сюзанны и Фаншетты, но и она выглядит почти кукольно в объятиях Графа. Огромный «гвардейский» красавец, он движется со своей, особой грацией и буквально складывается пополам, чтобы приобнять ее или Сюзанну.

-2

Нежная Сюзон Альбины Абрамовой мила и детски округла, но ловка в плетении интриг необычайно - не хуже изобретательного Фигаро. На минутку: ведь они с графиней и его околпачили, а не только самовлюбленного Графа. Пластика у всех нереальная (педагог по танцу- Марина Соколова). Актеры даже не танцуют, это слово здесь неточно: проносятся кометами над сценой, вылетают из-за кулис и снова упархивают.

Чему ж дивиться, постановщик спектакля Пирогов не только актер, он прекрасный музыкант. И Фоменки привыкли создавать партитуру своих драматических ролей, учат этому и театральных «детей». Под пленительную музыку Россини и Скарлатти, Люли и Глюка. И хоть тут нет моцартовских созвучий, так кстати пришедшихся к незабвенной постановке Плучека в Сатире, прихотливый букет из четырех музыкальных имен создает свой неповторимый аромат. Музыка пронизывает действие, продолжает его после диалогов еще громче, ярче, эмоциональней. Недаром герои спектакля еще и очень певучи.

Марселина Дарьи Тарасюк столь ослепительно хороша и молода, что невольно думаешь, где же были глаза у Графа. Но в той части роли, где Ключница заново обрела сына, она становится женски мягка и сценически заразительна. Здесь нет маленьких ролей, все выпуклы и убедительны. Но никто, представьте, не утрирует. Даже Садовник Антонио (Трофим Писарев), вдребезги пьяный, находит свои краски, обозначая состояние героя. Даже Судья Бридуазон (Андрей Попов), которого Бомарше сделал заикой. «Мы долго думали, как нужно заикаться, наш режиссер Галина Борисовна Тюнина нашла какую-то характерность. Самая популярная фраза у моего персонажа – это «Па-анимаю». И на этом всё и строится», – рассказывал в интервью актер.

И дополнительная радость для всех поклонников Фомы и фоменок: юные, начинающие артисты разговаривают в точности, как их старшие коллеги: концовка каждой фразы интонационно приподнимается, добавляя в нее воздуха и полетности. Декорации лаконичны и условны, лишь обозначая действие – Дом, Парк. Одеяния дам условно историчны, но весьма изысканны, благородны, цвета слоновой кости (сценография — Максим Обрезков, костюмы — Денис Шевченко)

Изящная вещичка, с шутками, розыгрышами, несусветной путаницей (комедия положений!) на всех парах летит к финалу. Недаром наш эпикуреец Пушкин не видел лучшего средства от хандры: «Откупори шампанского бутылку /И перечти «Женитьбу Фигаро». Иль перечти? О, этот соединительный/разделительный союз! Сколько шума наделал он в день свадьбы некоего графского домоправителя!..

Однако под легкой, почти прозрачной завесой сюжета таятся глубокие смыслы. Их хорошо считал Александр Сергеич, нащупав узловые темы: Художник и Власть, Толпа и Художник, Свобода и Власть. Зачем бы надо автору переносить действие из предреволюционного Парижа в консервативную Испанию? «В ней много смысловых пластов для существования артистов – от пластики, которая должна быть прекрасна, до драматических глубин, от танцевальных дивертисментов до потаенных, исповедальных монологов, которые мы подслушиваем», –подчеркнул в интервью Кирилл Пирогов.

Фигаро Никиты Тау договаривает многие, обычно сокращаемые монологи героя, исполненные истинной горечи и сарказма. Произносит даже больше, чем веселый Фигаро с печальными глазами Андрея Миронова в легендарном спектакле. О сильных мира сего, о невозможности пробиться на «олимп» без чина и званий, без «родных человечков». О газете, о театре и прочих публичных местах, где нельзя говорить вслух всё, что думаешь…

Актер внешне малоэмоционален, серьезен, несуетлив и вовсе не похож на хитрого плута – своего оперного собрата. Все у него внутри: ирония, негодование, лирика. И будто золотым ключиком, извлекаются из самых глубин души. Личная история героя - сироты, потерянного в детстве и всего добившегося своим умом и талантом, в какой-то мере близка к истории артиста. В таком Фигаро есть что-то от Гамлета с его тоской по «потерянному раю». Что вовсе не отменяет безоглядной молодой свежести и стремительности спектакля, вмиг пролетевшего, и, как верно взятая нота, оставившего по себе сладкое послевкусие.

Никита Тау не только глубокий, интересный актер, но и популярнейший блогер. А теперь он открыл творческое рекламное объединение. «Я реально его смотрю, чтобы успокоиться», «Мой любимый афрорус», «Отечественный психотерапевт», – так пишут в сети его Интернет-фанаты.

Надеюсь, театр Фоменко еще пригласит на свою сцену дивных мальчиков-девочек Пирогова-Тюниной «с их кружевами, и с венками, и с цветами, с помадой, с духами…с ночной серенадой». А пока, уже в ГИТИСе в новом учебном году стартует актерско-режиссерская мастерская режиссера Ивана Поповски (волшебник сцены, ученик Фоменко), Пирогова и Тюниной.

«Это будет эксперимент конкретной мастерской именно потому, что курс набирает такая выдающаяся триада. Не воспользоваться этим было бы для ГИТИСа большой потерей», – сообщает ректор Григорий Заславский. То ли еще будет, ой-ей-ей!..

Ирина Крайнова

Фото из открытых источников Интернета