Крушение фуникулера, являвшегося исторической достопримечательностью Лиссабона, привело к гибели полутора десятка человек, еще около 20 получили ранения.
В час пик
По данным издания SIC Notícias, 3 сентября около 18:00 по местному времени вагончик транспортной системы Elevador da Glória перешел в состояние неконтролируемого спуска, врезался в расположенное рядом здание и был полностью разрушен.
Все случилось во время вечернего часа пик, по свидетельству очевидцев, в вагончике находилось более 40 человек. По данным португальских властей, 15 человек погибли, еще 23 получили ранения.
Лиссабонский фуникулер «Глория» считается одной из старейших систем подобного рода в мире и туристической достопримечательностью португальской столицы.
Фуникулер XIX века, работающий до сих пор
Проект фуникулера был представлен в 1875 году, строительство началось в 1882, а эксплуатация — в 1885 году. Изначально движение вагонов обеспечивалось водяной противовесной системой, затем паровой машиной, а к 1915 году фуникулер электрифицировали.
Фуникулер «Глория» имеет маршрут всего в 275 метров, который преодолевает за три минуты. Дорога соединяет площадь Рестаурандореш с садом Сан-Педру-де-Алькантара. Уклон маршрута составляет более 17 градусов, так что фуникулер доставляет пассажиров с холма вниз и обратно. Изначально это должно было упростить передвижение по городу, но с годами превратилось еще и в туристический аттракцион. В год фуникулер «Глория» перевозит около 3 миллионов человек. В 2002 году его признали национальным памятником Португалии.
Всё было хорошо или хорошо не всё?
Вопросы к техническому состоянию фуникулера, эксплуатацией которого занимается муниципальная компания общественного транспорта Carris, возникали давно. Аварии на «Глории» уже случались, но не носили фатального характера. В компании Carris утверждают, что фуникулер обслуживался в точном соответствии с технической необходимостью. В 2022 году был проведен капитальный ремонт системы.
Расследование катастрофы начала португальская прокуратура. Власти страны объявили 4 сентября днем национального траура по погибшим.
Вопрос о том, насколько надежны лиссабонские фуникулеры, поднимался не раз. Помимо «Глории» в португальской столице работают линии «Бика» и «Лавра». Все они были созданы еще в XIX веке, и более столетия с момента электрификации в эти системы не вносились принципиальные новшества. Прибыль, которую системы дают за счет туристов, перекрывала все разговоры об устаревании фуникулеров с точки зрения безопасности.
Также известно, что сотрудники фуникулера критически относились к решению о передаче работ по техническому обслуживанию и ремонту «Глории» сторонним организациям. В ходе расследования предстоит изучить вопрос о том, насколько привлеченные фирмы соответствовали необходимому уровню технической компетенции.
Португальская трагедия напомнила о катастрофе в Тбилиси
Мэр Лиссабона отдал распоряжение о приостановке работы фуникулеров «Бика» и «Лавра» для проведения технической проверки их систем.
Предварительной причиной крушения фуникулера «Глория» называют обрыв основного троса. Но ключевым станет ответ на вопрос, что к нему привело.
Крушение городского фуникулера в Лиссабоне напомнило катастрофу, произошедшую 35 лет тому назад в Тбилиси. 1 июня 1990 года на дороге, соединявшей проспект Руставели с горой Мтацминда, произошел обрыв тягового троса. В результате неконтролируемого схода и разрушения двух кабин погибли 19 человек, более 40 получили ранения. После этого ветка фуникулера была закрыта на многие годы. После кардинальной перестройки систем ее вновь запустили только в 2024 году.
АиФ в MAX https://max.ru/aif
АиФ в Телеграм
Официальный канал АиФ https://t.me/aifonline
АиФ. Здоровье https://t.me/aif_health
АиФ. На даче https://t.me/aif_dacha
АиФ. Кухня https://t.me/aif_food
Вопрос-Ответ — вопросы, ответы, викторины и интересные факты обо всем на свете. https://t.me/aif_vo