Найти в Дзене
ПРАЙМ

"Этого не выдержим". У Европы началась санкционная агония

Оглавление
   Здание Европарламента, Брюссель, Бельгия© Unsplash/Guillaume Périgois
Здание Европарламента, Брюссель, Бельгия© Unsplash/Guillaume Périgois

Олег Обухов

ЕС исчерпал рычаги давления на Россию. Новый, 19-й пакет санкций не затронет энергетику. Вместо этого в Брюсселе делают ставку на вторичные ограничения – причем чужими руками. Там надеются напугать третьи страны и компании, торгующие с Москвой, не европейскими, а американскими санкциями. Однако без гарантий Вашингтона этот план рискует остаться блефом.

Читайте ПРАЙМ в нашем Telegram-канале

Стратегическое банкротство

Санкционная фантазия ЕС уперлась в стену. Брюссель больше не хочет – да и скорее даже не может – бить по энергетике России. Ведь как бы европейские чиновники ни скрывали этого, изначальные цели не достигнуты. Де-факто ограничения больно ударили по самой Европе: рост цен на энергоносители, инфляция, деиндустриализация (перенос производств в США), потеря лакомого рынка. Это создает внутреннее давление на страны Евросоюза. Все чаще возникают исключения, оговорки, борьба за национальные интересы – например, со стороны Венгрии, Словакии, даже Германии и Франции.

Вполне вероятно, что это и послужило причиной "творческого кризиса" при разработке очередного пакета антироссийских санкций. Теперь ЕС хочет прикрыться усилением давления Вашингтона на Москву, пишет Politico.

Идеи у брюссельских чиновников иссякли – у ЕС исчерпан "творческий потенциал", отмечает директор факультета государственной и муниципальной политики Университета "Синергия" Алексей Бычков. По его мнению, все варианты использованы и возможностей на сколько-нибудь ощутимые для России меры больше нет. Кроме того, в рядах ЕС очевиден раскол из-за атак ВСУ на нефтепровод "Дружба". Критическая инфраструктура, питающая европейскую экономику, внезапно оказалась мишенью, добавляет эксперт.

"Заявления Венгрии и Словакии о разрушении газопровода "Дружба" и последовавшая за этим реакция Киева – фактически в виде насмешки – внесли еще больший разлад. И Брюссель стремится по максимуму переложить ответственность за украинский кризис на Вашингтон. А там добиваются прямо противоположного".

Игра "кто на кого"?

По словам Бычкова, Дональд Трамп всячески демонстрирует: это он задает тон в украинском вопросе. Но здесь же кроется и мастерский трюк: все решения должны проходить через него, а вот ответственность за провалы заранее возложена на Европу. Мол, если не по-моему, значит, разбирайтесь сами. Брюссель, в свою очередь, лишь подхватывает эту риторику, перекладывая часть груза обратно. Получается замкнутый круг взаимных обвинений.

"Тогда это было связано с Индией и Китаем, но сегодня речь уже идет непосредственно о том, что американцы начнут контролировать поставки энергоресурсов в ЕС — причем не из США, а из других стран, включая Россию. Ведь мы помним серьезный интерес Соединенных Штатов к газопроводам, проложенным по дну Балтийского моря", – рассуждает политолог.

С тем, что нет ничего удивительного в "творческом кризисе" Брюсселя, согласен и основатель "Школы практического инвестирования" Федор Сидоров. Ведь это уже девятнадцатый пакет санкций. И какой бы бурной ни была фантазия европейских чиновников, в какой-то момент наступает понимание – а чего ради? И прежняя оголтелость сменяется осмотрительностью, полагает частный инвестор.

"За несколько лет санкционного давления Брюссель фактически исчерпал все инструменты, которые можно было применять без серьезных ударов по собственной экономике. Ограничения уже затронули импорт угля, нефти и нефтепродуктов, действуют потолки цен, правила против "теневого флота". Дальнейшие шаги все более затратны для европейских компаний и потребителей, чем и объясняется осторожность".

К тому же многие ключевые механизмы давления – прежде всего финансовые и торговые – находятся под контролем США. Американская юрисдикция распространяется на долларовые расчеты, страхование судов, международные банковские транзакции. Евросоюз без активного участия США не способен обеспечить эффективность санкций. Поэтому Брюссель предпочел обозначить лишь политическую линию, в значительной степени отдав в руки Вашингтона ее практическое наполнение, продолжает Сидоров.

"А там не спешат с радикальными шагами против импорта российских энергоносителей. В условиях избытка на мировом рынке нефти и газа любое чрезмерное давление может дестабилизировать ценовую конъюнктуру, что сильно ударит по американской экономике. Администрация Трампа занимает выжидательную позицию, призывая Европу самой определиться со своей энергетической стратегией, прежде чем требовать от США усиления санкций", – уточняет эксперт.

Санкционный перформанс ЕС

По оценкам экспертов, Вашингтон, скорее всего, возьмет паузу. Белому дому спешить некуда. Американцам выгоднее быть сторонними наблюдателями, дожидаясь действий Европы по урегулированию украинского конфликта. Это ослабляет Брюссель, выставляя ЕС нерешительным и зависимым игроком. Трамп понимает: кто не спешит, тот контролирует ситуацию. К тому же заставить Старый Свет заплатить еще большую цену – как политическую, так и экономическую – всегда было частью его стратегии.

Ирония в том, что Россия давно уже адаптировалась. США сохраняют выгодную позицию. А Брюссель по-прежнему ищет новые способы наказать Москву старыми методами.