Банкротство физических лиц за последние годы стало реальным инструментом для граждан, которые оказались в сложной финансовой ситуации, и хотят освободиться от долгового бремени, ставшего для них неподъемным. Но несмотря на всю популярность процедуры она остается сложным юридическим процессом, который самостоятельно пройти довольно непросто. Сегодня в статье разбераем пошагово весь путь должника от первых признаков неплатежеспособности до финального списания долгов через суд.
Шаг 1. Определить признаки банкротства
Первое, что должен сделать гражданин – это честно признаться самому себе: он не справляется со своими обязательствами. Какие признаки определяет ФЗ №127 "О несостоятельности (банкротстве"?
- просрочка по платежам более 3 месяцев;
- общая сумма долга превышает 500 000 рублей
Согласно закону, если у гражданина есть все эти признаки, то он может официально заявить о своей несостоятельности и подать на банкротство. Но! Согласно ст. 213.4 ФЗ №127, гражданин также вправе подать заявление, если он предвидит свое банкротство, то есть при наличии определенных обстоятельств, которые свидетельствуют о том, что он не может погашать текущие обязательства по кредитам и займам и имеет признаки неплатежеспособности или недостаточности имущества. Следовательно необязательно ждать, пока сумма долга достигнет 500 000 рублей, а просрочки превысят 3 месяца - на банкротство можно подать и ранее. Если гражданин понимает, что самостоятельно справиться с ситуацией уже невозможно, самое время задуматься о процедуре банкротства.
Шаг 2. Найти финансового управляющего
Финансовый управляющий – это ключевая фигура всего процесса. Без него банкротство не может состояться: согласно Закону, именно он проверяет имущество, взаимодействует с кредиторами и подаёт отчёты в суд.
Где искать информацию о финансовом управляющем?
- официальный сайт Саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (СРО);
- ресурсы вроде ЕФРСБ (Единый федеральный реестр сведений о банкротстве);
- консультации у юристов, которые сотрудничают с управляющими.
Запросите у финансового управляющего его ФИО, регистрационный номер, ИНН.
Что важно проверить:
- опыт управляющего в делах физических лиц;
- его членство в СРО;
- отзывы и репутацию.
Также можно проверить его в реестре дисквалифицированных лиц и на сайте Электронного правосудия: это поможет понять, не отозвана ли у финуправляющего лицензия и проверить наличие завершенных дел.
На практике найти участливого и ответственного управляющего самому – задача не из лёгких. Многие неохотно берутся за частные дела, ведь вознаграждение фиксировано и относительно небольшое.
Шаг 3. Подготовить документы на банкротство
Документы на банкротство – это фундамент всего дела. Даже небольшие ошибки на этом этапе могут оттянуть процесс на месяцы.
Необходимый пакет документов при банкротстве можно посмотреть здесь. Основные документы, которые нужно приложить к заявлению, это:
- паспорт и ИНН;
- СНИЛС;
- справка о доходах за последние 3 года (2-НДФЛ или аналог);
- сведения о всех кредитах и займах (договоры, графики платежей, выписки);
- документы на имущество: недвижимость, автомобили, доли;
- сведения о банковских счетах, вкладах, ценных бумагах и движении по ним за последние 3 года;
- список кредиторов и должников (если таковые есть);
- копия трудовой книжки (при наличии);
- справки о состоянии здоровья и выписки от врачей (если долги возникли из-за болезни);
- сведения о семье (свидетельство о браке/расторжении, свидетельство о рождении ребенка, документы об алиментах, брачный договор и пр.).
В заявлении нужно указать:
- данные о себе;
- сумму задолженности;
- причины неплатежеспособности;
- просьбу ввести процедуру банкротства.
Форма заявления о банкротстве не фиксированная, шаблоны можно найти в сети Интернет самостоятельно, но Законом установлен перечень данных, которые необходимо указать в заявлении:
- наименование Арбитражного суда, куда гражданин будет подавать заявление;
- суммы и сроки требований кредиторов по всем долговым обязательствам;
- подробные обоснование невозможности платить по кредитам;
- информация об открытых делопроизводствах, если такие имеются;
- сведения об имеющемся у гражданина имуществе и информация по счетам с указанием номеров счетов и сумм на них, их реквизиты;
- название СРО, из которой назначен финансовый управляющий, ее адрес.
Как видите, список довольно обширный, поэтому процесс сбора документов - это один из самых трудоемких для должника процессов.
Шаг 4. Подать заявление и ждать первого судебного заседания
Дальше – дело за процессуальной частью.
Что нужно сделать:
- Оплатить вознаграждение финансовому управляющему: 25 000 рублей, перечисляются на депозит суда (в ближайшем будущем планируется повышение данной суммы вознаграждения).
- Подать заявление и пакет документов в арбитражный суд по месту жительства. Это можно сделать лично (отнести в канцелярию), по почте (лучше отправить письмо с уведомлением о вручении) или через систему «Мой арбитр».
- Если документы собраны верно и нет никаких ошибок, то остается только ждать назначения даты первого заседания, как правило, оно происходит через 1-2 месяца в зависимости от загруженности суда.
Шаг 5. Первое судебное заседание и выбор процедуры
Когда суд признаёт заявление обоснованным, судья может потребовать личного присутствия должника в суде, чтобы удостовериться в его добросовестости. И если доказательств о несостоятельности гражданина оказывается достаточно, то суд назначает финансового управляющего и начинается одна из двух процедур:
- Реструктуризация долгов.
Суд предлагает составить должнику и кредиторам план погашения задолженности с учётом доходов должника. Но на практике этот вариант применяется крайне редко, так как большинство должников не имеют стабильных доходов. - Реализация имущества.
Имущество (кроме единственного жилья и предметов первой необходимости) выставляется на торги, а вырученные средства идут на погашение кредитных обязательств.
Что ждёт должника на первом заседании:
- обсуждение возможности реструктуризации;
- назначение управляющего;
- определение дальнейшей процедуры.
Если вводится процедура реализации имущества, то по итогу после продажи всего ценного долги списываются. Даже если проданного имущества хватило только на то, чтобы погасить часть долгов.
Шаг 6. Списание всех долгов
Финальный аккорд – долгожданное освобождение от всех долгов. Суд выносит определение о завершении процедуры, и гражданин официально освобождается от обязательств.
Но важно понимать:
- самостоятельно пройти этот путь – это почти как лечить себя от тяжёлой болезни без врача;
- сбор документов, переговоры с управляющим, судебные заседания – всё это требует знаний и опыта;
- многие управляющие не заинтересованы работать «в плюс» с частными лицами, ведь их вознаграждение фиксировано.
Поэтому зачастую проще и выгоднее обратиться в компанию, которая специализируется на списании долгов: профессионалы возьмут на себя все хлопоты, а человек получит результат с минимальными потерями нервов и времени.
Шаг 7. Итог: самостоятельное банкротство или помощь специалистов?
Многих граждан интересует вопрос: "Можно ли пройти процедуру банкротства самому?" Да, можно. Будет ли это просто? Однозначно – нет.
Выбор всегда остаётся за вами. Но, как показывает практика, доверить банкротство специалистам – это не только экономия сил, но и гарантия спокойствия.
Если вы сомневаетесь в том, сможете ли самостоятельно пройти этот путь, если не знаете, подходит ли ваша ситуация под банкротство, свяжитесь с юристами "Свобода-Финанс" для бесплатной консультации:
- по телефону 8 (800) 302-70-97
- на официальном сайте
Наши юристы разберут вашу ситуацию по крупицам и помогут пройти процедуру банкротства "безболезненно", без стрессов и максимально мягко и комфортно.