Найти в Дзене
окно в икону

Святые Гурий, Самон и Авив

С праздником, уважаемые читатели! Город Эдессы находится в нынешних политических реалиях на юго-востоке Турции. Оттуда, если идти по прямой на юг, не очень далеко от мест, где проповедовал Господь Иисус Христос. По преданию, именно такой путь проделали слуги царя Авгаря, чтобы получить в дар их больному правителю от Господа Его образ - Спас Нерукотворный. После в город пришёл апостол Фаддей и крестил многих горожан, которые уже видели чудеса от чудесного образа. Неслучайно в городе было много христиан и в более позднее время. И конечно, были гонения. А в гонениях - мученики. Самыми известными были святые мученики Гурий, Самон и Авив, которые почитаются все вместе, в один день. Хотя пострадал святой Авив позже, чем святые Гурий и Самон, но такому единству есть объяснение. Первые были замучены до смерти в диоклетиановы гонения в начале четвёртого века. Они были пойманы и после мучений посажены в темницу. После этого их ещё мучили, и в конце концов казнили. Святой Гурий был пожилым челов

С праздником, уважаемые читатели! Город Эдессы находится в нынешних политических реалиях на юго-востоке Турции. Оттуда, если идти по прямой на юг, не очень далеко от мест, где проповедовал Господь Иисус Христос. По преданию, именно такой путь проделали слуги царя Авгаря, чтобы получить в дар их больному правителю от Господа Его образ - Спас Нерукотворный. После в город пришёл апостол Фаддей и крестил многих горожан, которые уже видели чудеса от чудесного образа. Неслучайно в городе было много христиан и в более позднее время. И конечно, были гонения. А в гонениях - мученики. Самыми известными были святые мученики Гурий, Самон и Авив, которые почитаются все вместе, в один день. Хотя пострадал святой Авив позже, чем святые Гурий и Самон, но такому единству есть объяснение.

Первые были замучены до смерти в диоклетиановы гонения в начале четвёртого века. Они были пойманы и после мучений посажены в темницу. После этого их ещё мучили, и в конце концов казнили. Святой Гурий был пожилым человеком, святой Самон был мужчиной средних лет, поэтому его мучили дольше, так как он был физически крепким и легче переносил страдания. Собратья-христиане похоронили их.

Через примерно двадцать лет в новые, уже последние для той поры гонения, в городе жил диакон по имени Авив - юный, но очень ревностно проповедовавший веру. За это он был арестован и как упорный христианин приговорён к сожжению. Мать и родственники святого хотели забрать хотя бы пепел с места казни, но обнаружили целое и нетронутое огнём тело святого. Тогда было решено положить его тело в гробницу Гурия и Самона. Возможно, ещё и день страданий святых был общим, хотя и разделён десятками лет.

На византийской миниатюре показано, как они лишились жизни: святой Гурий с седой бородой подклоняет голову под меч, святой Самон ждёт своей очереди на казнь, святой Авив взывает к Богу из горящей печи.

Мученичество святых Гурия, Самона и Авива Эдесских. 10 в. Миниатюра из Минология Василия II.
Мученичество святых Гурия, Самона и Авива Эдесских. 10 в. Миниатюра из Минология Василия II.

Традиция изображать святых вместе - самая устойчивая, хотя можно найти и примеры отдельных образов этих святых, но чаще всего они и на иконах, и на росписях вместе - святые мученики города Эдессы.

Святые Гурий и Самон облачены в византийские туники и пла­щи, святой Авив — в диаконском стихаре и с кадилом в руке. Часто у него изображается также ларец. Как правило, в облике трех святых подчеркивается разница во­зраста: старец, средовек и юноша, это и соответствует данным жития, и знаменует собой преемственность поколений хри­стиан.

Интересно, что справа, как правило, оказывается святой диакон Авив, а вот положение двух других святых отличается. Иногда композиция распределяет их по возрасту: самый старший Гурий, затем среднего возраста Самон и потом юный Авив, иногда старший Гурий в центре, слева от него Самон и справа Авив.

Определить кто есть кто можно и без чтения подписей: у святого Гурия борода либо большая, либо седая, у святого Самона она тёмная и небольшая, у святого Авива её нет.

Немного больше разнообразия в отличиях в одеждах и композиции встречаем в поздней иконописи восемнадцатого - начала двадцатого веков.

Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я
буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть
вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной
связи!