В рукопашных схватках на войне не всегда решающее значение имеет физическая сила. Помимо этого важно психологическое состояние бойца, его хитрость и смекалка и, конечно же, личная смелость и желание идти до конца. О том, как приходилось драться с немцами руками и подручными средствами в своих книгах не раз рассказывал легендарный советский разведчик Виктор Николаевич Леонов.
Однажды Леонов даже поспорил о тактике ведения рукопашного боя с маршалом Еременко. Маршал, выступая перед молодыми офицерами рассказывал, как в Гражданскую они дрались с белыми:
Ерёменко рассказывал, как они в гражданскую дрались в окружении. Я говорю: вы защищались, а они хотели вас уничтожить. Слабость их, что они не сумели этого сделать, и вам, хотя и не всем, однако удалось вырваться... Но с маршалом разве можно спорить? А офицеры поняли эту мысль, после выступления подходили пожать мне руку. (Источник: Виктор Леонов. Книга "Как русские научились воевать")
Леонов говорил, что стороны в рукопашном бою не могут драться с одинаковой энергией. Одна сторона будет защищаться, а вторая будет стараться выполнить приказ. И от целеустремленности нападающих будет зависеть исход поединка. Конечно же легендарный разведчик чаще всего был на атакующей стороне. И судя по результатам его деятельности целеустремленности у него было достаточно. Леонов дважды Герой Советского Союза.
У Виктора Николаевича даже был свой свод правил, которыми он пользовался вступая в рукопашную схватку. Учился он и на своих и на чужих ошибках. Первые ранения, как он сам вспоминал, он получил в начале войны, когда был еще неопытным. А ранение, по его мнению, всегда результат ошибки.
Как пример одной из ошибок, Леонов привел случай с бывшим разведчиком Владимиром Ляндэ, который после войны пошел работать в отдел по борьбе с бандитизмом в Ростове-на-Дону.
Владимир Николаевич Ляндэ родился в Ростове-на-Дону в 1918 году в той его части, которая до 1929 года была отдельным армянским городом Нахичеванью. Парень окончил семилетнюю школу № 20 и поступил в техническое училище по специальности электрика. После обучения работал на Сельмаше до своего призыва в Красную Армию. Служить он попал в Военно-Морской флот в бригаду тарпедных катеров. Однако с началом Великой Отечественной войны он попросил перевести его в бригаду морской пехоты.
Ляндэ поучаствовал в обороне Одессы и Севастополя, сражался под Москвой, был ранен, после возвращения в строй его, старшину 2-ой статьи зачисляют в 181-й разведывательный отряд Леонова. Вскоре он был повышен до старшины 1-й статьи и возглавил разведывательную группу «Х-13». В группе было три человека, сам Ляндэ, радист Михаил Костин «Знаток» и Анатолий Игнатьев «Смелый».
Зимой в начале 1944 года их троих забросили в немецкий тыл в Норвегию на Варангер. Там они должны были следить за передвижением немецких военных и транспортных судов и докладывать в штаб Северного флота. Бойцы прятались в холодных норвежских лесах более девяти месяцев. Немцы все это время тоже не сидели сложа руки и всячески пытались найти и уничтожить группу.
За указанный промежуток времени группа дважды обнаруживалась немцами, но благодаря смелым и решительным действиям тов. Ляндэ группа оба раза благополучно отрывалась от пр-ка и продолжала выполнять задание. (Из наградного листа Владимира Ляндэ)
За время выполнения боевого задания группа Ляндэ обнаружила 77 немецких конвоев. По его донесениям было затоплено 28 немецких кораблей и повреждено 12. Разведчиков эвакуировали осенью того же 1944 года. Все они были представлены к званию Героя Советского Союза. Но вместо Золотой Звезды получили по ордену Красной звезды каждый.
Вернувшись домой Ляндэ решил продолжить борьбу, на этот раз с организованной преступностью. Несмотря на то, что все оперативники его отдела ходили в штатском, сам он предпочитал носить морскую форму. Послевоенный Ростов был не самым безопасным местом. В городе осталось немало оружия, которое частично оказалось в руках различных мелких банд, грабителей и уголовников. Они пускали его в ход при любом удобном случае.
Ляндэ не раз вступал в рукопашные схватки с бандитами оказывающими сопротивление. И всегда выходил из них победителем. Бандиты боялись его. К сожалению его служба в милиции продлилась не очень долго. Печальный случай произошел в 1949 году на Берберовке. Этот район давно носил дурную славу. До революции здесь селились беднейшие слои населения. В новогоднюю ночь Владимиру Ляндэ поступила информация, что в этом районе будет гулять известный криминальный авторитет находящийся в розыске.
Владимир решил задержать его самостоятельно, так как находился в этот момент не на службе. Он попросил вызвать дополнительные силы, а сам отправился на Берберовку. По пути к нему присоединился бывший фронтовик и, на тот момент, участковый капитан милиции Шитков. Они притаились у дома, где находился бандит. Через какое-то время Ляндэ направился внутрь, а капитан остался снаружи его прикрывать.
Казалось бы разведчик прошедший войну имеет достаточно опыта для задержания бандита. Тем более Леонов характеризовал Ляндэ, как "атлета, решившегося на рукопашную схватку с вооруженным альпийским егерем". Но в тот вечер все пошло не так, как нужно:
Ловили главаря банды. Ляндэ открыл калитку, а тот стоит напротив и уже пистолет у него в руках. И тут Володя допустил ошибку, начал доставать своё оружие. Но было уже поздно... (Источник: Виктор Леонов. Книга "Как русские научились воевать")
Ляндэ получил несколько пуль от бандита и скончался на месте. Капитан Шитков так же попытался остановить преступника, и в свою очередь тоже был сражен пулей. На следующий день в городе состоялись похороны двух фронтовиков и милиционеров капитана Шиткова и Владимира Ляндэ. Самого бандита вскоре тоже застрелили при задержании.
Прошедший войну герой погиб уже в мирном городе. Ему не было и 31. В Ростове-на-Дону его именем названа улица на Первом поселке Орджоникидзе. А в школе №20 создана экспозиция в его память. Герой дважды защищал свой город. В первый раз от фашистских захватчиков. Второй раз от бандитов, что мешали спокойно жить и работать простым советским гражданам. К сожалению он пал в этой борьбе.
Что касается ситуации, когда у врага в руках уже взведенный пистолет, а твое оружие находится в кобуре, то она кажется безвыходной. Лезть за пистолетом и надеяться что противник будет ждать, это не лучшая идея. Но командир разведчиков Владимир Леонов имел рецепт и на такой сложный случай:
Если я встречался один на один, то сразу бросал свой маузер, который, однако, не падал на землю, а на пружинке болтался у самых ног. Мне показывают — выше руки поднимай, и тут я делаю обманное движение, после которого немец если и выстрелит, то уже промахнётся. А мне этих двух-трёх секунд достаточно, чтобы он упал. (Из воспоминаний Владимира Николаевича Леонова)
Не обходил Виктор Николаевич стороной и психологическую составляющую поединка:
Очень важный момент — нужно стараться увидеть глаза противника. Он должен сразу испугаться. При внезапном столкновении необходимо знать и некоторые особые приёмы. Нельзя в этом случае хвататься за кобуру, уже поздно, враг выстрелит раньше. (Там же)
Виктор Николаевич Леонов дожил до 86 лет. Написанные им сочинения до сих пор актуальны и являются примером блестящих операций проводимых советскими разведчиками в годы Великой Отечественной войны. Причем не только у нас.
...в 2010 году из телепередачи “Виктор Леонов — советский Джеймс Бонд” я узнал, что портреты нашего героя как пример для подражания размещены на базе американских “морских котиков” (спецназ ВМФ США) (Источник: Читальный зал. Национальный проект сбережения русской литературы. "Все для Победы". Алексей Тимофеев)
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.