Летнюю поездку на полуостров мы решили назвать «Большое крымское путешествие». Хотелось на автомобиле проехать по всему побережью, посетить главные туристические города, проверить сервис и конкурентоспособность крымских курортов по сравнению с заграничными отелями..
Наше автотурне проходило в начале июля. В первые дни месяца температура воды в море была плюс 19 градусов – довольно прохладно, чтобы долго купаться. По мере того как вода прогревалась, приплыли медузы. В какие-то дни их было очень много, потом они исчезли. Отдельным квестом стало изучение крымских пляжей: от галечных в Судаке, Ялте и Севастополе до песчаных в Евпатории и Оленевке. Отрубающийся время от времени навигатор тоже придавал путешествию остроты – правда, заблудиться так ни разу и не получилось.
Судак и его крепость
Дорога в Крым, можно сказать, была идеальной. Мы поехали в будний день по платной трассе М-4 «Дон», машин было немного. Переночевав в Ростове-на-Дону, мы первым делом отправились в Судак. От Краснодара по трассе мчались почти одни, пробки на мосту не было вовсе, так что приехали даже раньше запланированного.
Забронировав на «Яндекс. Путешествия» номер в гостевом доме «Триера» с рейтингом «5,0», мы были удивлены сообщению от его владельца: «За поздний заезд после 22 часов нужно сделать доплату 800 рублей. Парковка рядом у соседей – 300 рублей в сутки». После отказа оплачивать дополнительные сборы он предложил нам отменить бронь. Поскольку это было невозможно сделать по правилам сервиса, пришлось ехать к столь нерадушному владельцу на постой, пообещав, правда, оставить отзыв на его услуги. Видимо, одумавшись, он решил дополнительных денег с нас не брать. Милая девушка-администратор Ангелина услужливо предложила поставить бесплатно нашу машину в гараж напротив и на утро подала отличный завтрак прямо на уютную веранду номера. Ее работу мы оценили на пять, подарили журналы, а инцидент посчитали исчерпанным.
Ночной Судак и его набережная напомнили мне Адлер девяностых: уличные кафе, из которых гремит попсовая музыка, между столиками танцуют хорошо подвыпившие туристы, туда-сюда слоняется местная молодежь…
Море находится рядом, но купаться в черте города не хотелось. Мы отправились на пляж «Академический» в пяти километрах от центра Судака, рядом с творческим кластером Росмолодежи «Таврида Арт». Здесь обустроено несколько небольших пляжей, сделаны велодорожки, есть кафе, шезлонги, зонтики, туалеты, душевые. Вода в море была прохладной, а в остальном – можно смело рекомендовать.
Главная достопримечательность здешних мест – Судакская крепость. Ее стоит посетить хотя бы ради красивых фотографий на фоне древних башен и высоких стен. На главных воротах висит табличка еще Украинской Советской Социалистической Республики: «Памятник архитектуры 1389 года». Долгое время крепость называли Генуэзской, но после того, как ученые установили, что с середины VII века, задолго до появления генуэзцев в Северном Причерноморье, на этой территории в течение нескольких веков существовал защищенный оборонительными сооружениями византийский город Сугдея, крепость переименовали.
В разные периоды истории город входил в состав Боспорского царства, Византийской империи, подчинялся Золотой Орде, Генуе, Османской империи… Во время российско-турецкой войны отряд российских войск без боя занял город. После присоединения Крымского полуострова к России в 1783 году город навеки стал российским.
Почти все архитектурные объекты, сохранившиеся на территории города-крепости, построены в период присутствия генуэзцев с 1365 по 1475 год. Входной билет с экскурсией стоит 500 рублей, детский – 100. Есть внутри и частный аттракцион – «Выставка орудий пыток эпохи инквизиции». Здесь за 200 рублей в шутливой форме вам предложат примерить на себя кандалы или повисеть на дыбе.
Ялта и Белая дача
Решив больше не экспериментировать с непроверенными гостевыми домами, мы в дальнейшем останавливались в отелях уровня 3–4 звезды с высокими рейтингами. И, надо отдать им должное, нареканий почти не было.
Вечером на набережной Ялты не протолкнуться от огромного количества отдыхающих. На утро мы отправились в Дом-музей А.П. Чехова, известный также как «Белая дача».
В 1898 году в деревне Верхняя Аутка, как называлось это место раньше, Чехов купил участок в 37 соток и начал строительство. Архитектором стал Иван Шаповалов, и возвели дом из крымского камня всего лишь за 10 месяцев. Снаружи он был побелен, поэтому местные жители называли его «Белая дача». Здесь сразу появились водопровод, канализация и печное отопление, а в 1912 году – электричество. На первом и втором этажах располагаются по четыре комнаты, а на третьем – комната сестры писателя Марии Павловны, которая была создателем и первым директором музея. Она прожила до 93 лет и похоронена на ялтинском городском кладбище, рядом с матерью и братом Михаилом.
В доме сохранилась прежняя обстановка: мебель и вещи находятся на тех же местах, как при жизни Антона Павловича. Именно здесь он написал пьесы «Три сестры», «Вишневый сад», рассказы «Дама с собачкой», «Архиерей», «На святках», «Невеста». Ни один предмет не пострадал и в годы Великой Отечественной войны благодаря усилиям сестры Марии.
Экспозицией под открытым небом можно назвать и сад, который Чехов создавал лично. Сам писатель говорил: «Если бы не литература, я стал бы садовником». По задумке Антона Павловича это должен был быть «сад вечной весны», где вне зависимости от времени года постоянно что-то должно цвести. Так оно и вышло – Белая дача буквально круглый год утопает в зелени. И по сей день в саду сохранилось порядка трети растений, которые еще помнят руки писателя. Экскурсовод показала нам цветущую магнолию из Северной Америки, грушу, плодоносящую уже 120 лет, и бамбук, из которого писатель, по-видимому, делал удочки.
Здесь растут кипарисы, кедры, а дорожки посыпаны морской галькой. Во время экскурсии мы обратили внимание на сидящую на ветвях крупную сойку. Через весь участок течет небольшой горный ручей, который летом практически пересыхает. Одна из многочисленных скамеек в саду носит название Горьковской, в честь гостившего здесь Максима Горького.
Чехов, живя в Ялте, скучал по Москве, а сам город называл теплой Сибирью. Жена-актриса Ольга Книппер-Чехова приезжала к нему ненадолго, между репетициями и спектаклями. Пережив мужа на 55 лет, она продолжала посещать этот дом и общалась с его сестрой Марией.
В гостях у Чехова бывали писатели Иван Бунин, Александр Куприн, художники Исаак Левитан и Константин Коровин, композитор Сергей Рахманинов и певец Федор Шаляпин. Однажды приехала и труппа МХТ, находящаяся на гастролях, с режиссерами Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко.
В качестве сувениров в музее продают открытки с портретом писателя и книги про Чехова.
Ливадия и новый миропорядок
В трех километрах от Ялты находится знаменитый Ливадийский дворец, бывшая резиденция российских императоров. Именно здесь в феврале 1945 года проходила Ялтинская конференция, определившая послевоенное устройство мира.
На начало XX века во дворце, спроектированном в итальянском стиле архитектором Николаем Красновым, были все коммуникации, лифт, телефон, телеграф. Семья Николая II гостила здесь всего четыре раза и после 1914 года уже не приезжала. После революции дворец был национализирован, в нем открыли санаторий для крестьян.
В ноябре 1941 года началась немецкая оккупация, и дворец сильно пострадал. К Ялтинской конференции его отремонтировали: завозили стройматериалы, мебель, посуду…
У входа вас встречают мраморные львы. В большом нарядном зале площадью 218 квадратных метров – Парадной столовой – в царские времена проходили обеды, торжества и балы. Здесь же состоялась встреча Сталина, Черчилля и Рузвельта, а в наши дни организуют торжественные мероприятия с участием руководства Республики Крым.
Конференция глав держав антигитлеровской коалиции проходила в строжайшем секрете, в целях безопасности информации о ней не было. Повестка дня тоже определялась на месте, вопросы рассматривались один за другим, по степени их важности. Только через несколько дней о встрече и ее итогах напишут советские и иностранные газеты. Памятное фото трех сидящих рядом лидеров было сделано во внутреннем Итальянском дворике дворца. На конференции присутствовала и дочь Франклина Рузвельта Анна. В 1960 году одна из улиц Ялты была названа в честь американского президента за его вклад в сохранение мира.
У Рузвельта во дворце был свой кабинет и столовая. Каждая делегация приглашала в течение восьми дней конференции к себе на ужин коллег из других государств, чтобы отметить окончание заседаний. Так, Сталин 8 февраля в Юсуповском дворце давал ужин, который закончился далеко за полночь. 10 февраля в Воронцовском дворце уже Черчилль устраивал прощальную встречу за столом. В музее сохранилось меню на русском и английском языках: гостям подавали заливного осетра, дичь, молочного поросенка с хреновым соусом, белую рыбу с соусом шампань, запеченную кефаль, шашлык из баранины, дикую степную козу, жареную перепелку и куропатку…
11 февраля в Ливадийском дворце был прощальный завтрак, на котором подписали все итоговые документы.
На втором этаже здания находятся комнаты членов царской семьи, в том числе кабинет Николая II. Есть его невысокая восковая фигура – он был ростом 1 метр 68 сантиметров. Здесь можно увидеть макет его любимой яхты «Штандарт», которую называли чудом морской навигации. Она стоила в два раза дороже самого дворца – более 5 миллионов рублей. Судно швартовалось на набережной Ялты, и в отсутствие царской семьи на нее разрешалось подниматься гостям и жителям города, гулять по палубам. Еще одним артефактом того времени является персидский ковер, на котором изображены Николай II, императрица Александра Федоровна и цесаревич Алексей, – подарок персидского шаха к 300-летию правления Дома Романовых. После революции ковер оказался за границей и в 1983 году был выкуплен на аукционе в Германии выходцем из царской России, бароном Эдуардом фон Фальц-Фейном. Через 10 лет он преподнес его в дар Ливадийскому дворцу.
Севастопольский колорит
Прогулка по вечернему Севастополю – необходимое условие посещения Крыма. Фото у памятника затопленным кораблям должно быть у каждого. Не обошлось без приключений. Продавец ракушек на набережной впарил нам огромную ракушку с умело заклеенной дырой, благо мы это заметили, вернулись, и он отдал нам деньги. Рестораны были заполнены под завязку, так что пришлось поискать хорошее место. Неплохим оказался рыбный ресторан «Баркас» на набережной.
На следующий день мы посетили Новый Херсонес и обновленный Свято-Владимирский собор. Самое большое изменение с момента его открытия в июле 2024 года – это полностью покрытые мозаикой своды, потолок и пол храмов. Огромную работу проделали мозаисты под руководством заслуженного художника России Михаила Леонтьева. Единовременно работали свыше 200 художников, сумевших уложить в цельные картины с библейскими сюжетами до 100 миллионов отдельных кусочков смальты.
К сожалению, мы не смогли попасть ни на один из диких пляжей Севастополя, рекомендованных местными жителями. На живописный «Баунти» мы посмотрели вниз с отвесной скалы, по которой нужно было карабкаться, держась за веревку, чтобы спуститься вниз. Чтобы пройти по лестнице на Яшмовый пляж, нужно было где-то припарковать автомобиль, но свободных мест не оказалось, и мы решили ехать дальше. Петляя между стройками и частными домами, с трудом разыскали пляж «Голубая бухта», но и там спуск к воде оставлял желать лучшего. В расположенный рядом музей «35-я береговая батарея» не было билетов (примечательно, что вход бесплатный), а аргумент, что мы из журнала и пишем материал о Крыме, не произвел на девушку в будке никакого эффекта.
В поисках лучших пляжей
Больше всего времени мы провели в Евпатории. Вдоль морского берега были сделаны насыпи, стояли огневые позиции из мешков с песком, за морем следили специальные приборы на треногах, кое-где оказались перекрыты подъезды к морю. А в остальном курортная жизнь шла своим чередом.
Мы остановились в уютном отеле Ribera Resort & SPA, ни в чем не уступающем турецким курортам. Вода постепенно нагревалась, и приплыли медузы. Они жалили не сильно, но удовольствие плавать среди этих обитателей морей так себе. Мы отправились в Оленевку и наткнулись на местном пляже на «зубы дракона». Пройдя немного дальше по косе с белым песком, мы расположились на пляже «Майами».
В здешних местах море у берега неглубокое, так что детям купаться – одно удовольствие. Примечательно, что медуз практически не было. Официантка в кафе рассказала нам, где недалеко находятся лавандовые поля. Приехав туда, мы наткнулись на табличку с надписью «Стой! Стреляют! Мины!» и решили не проверять серьезность угрозы.
Еще одно отличное место для купания – пляж в поселке Новофедоровка, расположенном в Сакском районе, в 30 километрах от Евпатории. Здесь галька перемешана с песком, вход в море пологий, есть шезлонги и бунгало. Работает множество кафе и баров, есть водные аттракционы. Самое интересное, что здесь отличная сап-станция «Магия ветра», где можно взять на прокат сап-борд по цене 500 рублей в час, научиться виндсерфингу с инструктором за 2000 рублей в час, что в два раза дешевле, чем в других местах на побережье.
Обратная дорога домой далась тяжелее, чем в Крым. Мы поехали в субботу, через Симферополь. По пути не работал навигатор, торопились проехать через мост, так что все штрафы пришли потом именно с трассы «Таврида». Пробка перед Крымским мостом растянулась на 900 машин, простояли три часа. До Москвы двигались в бесконечном потоке машин, кафе и заправки были полны людей, а в каком-нибудь «Помпончике» пришлось простоять полчаса за порцией пельменей. В целом доехали без происшествий и ни разу не пожалели, что отправились в Крым именно в июле, пока еще там немного народу.
Стоимость поездки в Крым
(в июле 2025 года из рассчета на двоих, на 10 дней, в рублях)
Бензин (АИ-92) – 37 000
Платные участки дороги (М-4) – 8700
Гостиницы (3–4 звезды) – 99 000
Рестораны и кафе – 26 000
Музеи (билеты) – 3200
Сувениры и подарки – 19 000
Итого: 192 900
Текст и фото: Антон Семенов
Опубликовано в журнале "Отдых в России" №124 (сентябрь-ноябрь 2025)