4 сентября легендарному интеллектуальному клубу «Что? Где? Когда» исполняется 50 лет. Программа в своё время перевернула представления о телевидении в Советском Союзе и показала, что знания являются силой. 78.ru изучил историю «Что? Где? Когда»? и вспомнил биографию её создателя — Владимира Ворошилова.
История программы «Что? Где? Когда?»
История легендарной интеллектуальной передачи началась 4 сентября 1975 года, только тогда шоу называлось «Семейная викторина: „Что? Где? Когда?“». И если бы современный зритель увидел тот формат, то сильно бы удивился. Участниками стали две семьи из Москвы — Ивановы и Кузнецовы. Съёмочная группа поочерёдно приезжала в гости к каждой из них, задавала по 11 вопросов, а итоговый выпуск смонтировали из этих двух сюжетов, добавив семейные фотографии.
— Формат игры менялся на протяжении лет, но атмосфера напряжённости и остроты сохраняется с самого первого выпуска, — говорит нынешний ведущий интеллектуального клуба Борис Крюк.
Проект «зашёл», но создатели решили поработать над форматом. Тем более, что на худсоветах (а в то время любой проект на экране нужно было согласовывать с партией) выпуски резали и даже не хотели ставить в эфир.
— Игра постепенно менялась. Искали форму одежды знатоков, дошли до смокингов, решили, что лучше не придумаешь. Меняли количество секторов — их было 18, 40, потом 12, сейчас дошли до 13. Это оптимально, и мы это не меняем, — говорил Крюк.
Постепенно возник тот формат, который знаком зрителям и сегодня. Первые знатоки были набраны из числа студентов ведущих вузов Москвы, а задания создавались как авторами передачи, так и телезрителями.
Любопытный факт: один из первых вопросов принадлежал будущему ведущему Борису Крюку, который, будучи девятилетним мальчиком, прислал задание в виде шахматной задачи. Мало кто знает, но с 1976 по 1982 программа снималась в баре телецентра в Останкино; с 1983 по 1986 — на улице Герцена, 47; а в 1988-м переехала в Центр Международной Торговли на Красной Пресне, где «прожила» год.
Идея самой передачи принадлежала Владимиру Ворошилову, который вёл её больше 25 лет, но сначала в кадре появился Александр Масляков (всего на один выпуск).
— Вопросы не должны касаться специальных знаний, они рассчитаны на кругозор нормального человека «из толпы». Вопросы, их решение должны помочь такому человеку поверить в свои силы, убедить его в том, что, обладая минимумом фундаментальных знаний, он может при помощи логического мышления, сообразительности, наблюдательности и других благоприобретённых качеств решить любую проблему, которую ставит перед ним жизнь, — писал Ворошилов в книге «Феномен игры».
В 1977 году Ворошилов стал главным ведущим интеллектуального клуба, однако зрители долгое время не знали, кому принадлежит голос за кадром. До этого телеведущий уже прославился как автор и создатель программы «Аукцион», ставшей новаторской для советского эфира, ведь именно в ней впервые появились рекламные вставки с товарами народного потребления (что-то вроде нынешнего магазина на диване). Но несмотря на интерес зрителей, партийное руководств было возмущено выступлением самодеятельного ансамбля, исполнившего шуточную песню о радиации, которая не прошла цензурное согласование.
Естественно, «Аукцион» закрыли, а Владимира Ворошилова чуть было не лишили работы, но сначала запретили появляться в эфире. Он каким-то чудом смог добиться выхода в эфир «Что? Где? Когда?», но его защитить никто не мог. Так и появился голос «господина ведущего» или «инкогнито из Останкино». Лишь в 1980 году его имя впервые прозвучало в студии, а на экране он появился в начале 90-х, когда советское руководство было свергнуто. После кончины Ворошилова в 2001-м место за игровым столом занял его пасынок Борис Крюк. В нескольких интервью он подчёркивал, «Что? Где? Когда?» это не просто игра, это своеобразное соревнование, сродни спорту.
— По сути, это как хоккей или баскетбол, только с интеллектуальной составляющей. Для одних зрителей передача воспринимается как напряжённое спортивное состязание, а для других — как своеобразный сериал, где мы наблюдаем целые поколения игроков: от юного Друзя до Друзя-отца и уже Друзя-дедушки, — описывает игру Борис Крюк.
Кстати, сейчас уже мало кто помнит, но «Что? Где? Когда?» могли закрыть в 2001 году после летней серии игр. Ведь многие не понимали, сможет ли игра существовать без Ворошилова. Тогда новый ведущий Борис Крюк принял решение, и случай определил будущее программы. Знатокам нужно было выиграть, а зрителям проголосовать за продолжение съёмок — если что-то из этого бы не пошло, то проект закрыли. Но в итоге знатоки победили, а 91% зрителей попросили продолжить работу.
Впрочем, многих в последнее время начала раздражать манера ведения Бориса Крюка. Вот что пишет известный Дзен-канал «Записки актёра» — авторы не смотрели передачу несколько лет и были поражены тем, что теперь стало с интеллектуальным клубом.
— Итак — ведущий. Борис Крюк. Формально — преемник Ворошилова. Фактически — совсем не тот уровень. Пытается копировать интонации, манеру общения, но теряет главную составляющую — интеллигентность. Более того, позволяет себе выражения, которые звучат неуместно в рамках программы, которую всё ещё позиционируют как интеллектуальную. Фразы вроде «дичь какая-то» или «попадос» в эфире Первого канала? Серьёзно?
Но ещё больше меня смутила манера, с которой он ведёт игру. Подсказки, намёки, интонации, словно специально помогающие «своим». В некоторых командах он явно выделяет фаворитов, другим — будто вставляет палки в колёса. Это создаёт ощущение ангажированности и несправедливости. А уж шутки… временами пошлые, неловкие — те, от которых испытываешь испанский стыд. Не удивительно, что, по слухам, Фёдор Двинятин отказался участвовать, пока шоу ведёт Крюк. И его можно понять. Репутация размыта. А ведь когда-то это была вершина телевизионной культуры.
Символы «Что? Где? Когда?»: сова, волчок и «чёрный ящик»
Одним из ключевых символов телеигры стала сова — по задумке, она является образом мудрости и знаний. С этим связана забавная история, которая произошла в 1977 году, когда в студии появилась вовсе не сова, а филин по кличке Фомка, которого привезли из зообазы Госкино в Петушках. Птица спокойно просидела весь эфир и после этого превратилась в своеобразного талисмана программы. Позднее, в 1984 году, главным призом знатоков стала знаменитая «Хрустальная сова», а затем и «Бриллиантовая сова».
Ещё одним символом игры является волчок, который появился практически сразу — в 1976-м. Нашёл его Ворошилов, отправившийся в магазин «Дом игрушки». Там его внимание привлекло изделие под названием «Скачущий всадник» — его ещё с 50-х годов выпускал московский завод «Красный пролетарий», вынужденный осваивать производство потребительских товаров. Телевизионный вариант игрушки доработали — добавили стрелку, усилили основание и сбалансировали конструкцию, чтобы волчок уверенно держался в кадре.
— Волчок не будет автоматизированным, а останется механическим, потому что к нему больше доверия у зрителей. Переодевать знатоков тоже не будем. Я думаю, что если и будут какие-то изменения, то всё надо делать небольшими шажками. Я против изменений ради изменений. Когда начинает что-то пробуксовывать, я думаю, что сделать. В игре должно быть всё учтено и продумано, — сказал Крюк.
Именно в «Что? Где? Когда?» появилась традиция использовать на телевидении загадочный «чёрный ящик» (многие думают, что это было в «Поле чудес», а вот и нет!). Впервые он появился в эфире в 1983 году: внутри находилась необычная антиалкогольная рюмка, в которой, благодаря особенному рисунку, создавалась иллюзия плавающих мух. С того момента в ящик помещали самые неожиданные вещи — от бикини и банки с медицинскими анализами до настоящего бортового самописца самолёта, тоже именуемого «черным ящиком».
Обычно содержимое подготавливают заранее, но иногда возникают ситуации, когда предмет нужно положить непосредственно перед тем, как ящик выносят в зал. К таким экспонатам относились, например, горячие пельмени или живые животные. В этом случае редакторам выделяется не более 15—20 секунд, чтобы успеть спрятать «ответ» внутри и сохранить элемент неожиданности для знатоков.
В чём успех программы «Что? Где? Когда?»
Уже 50 лет передача выходит в эфир, и за эти годы она расширилась. Появились весенние игры, зимние и осенние. Количество игроков растёт, «ЧГК» есть по всему миру.
Ранее Борис Крюк говорил, что главный секрет успеха игры в том, что она идёт в прямом эфире (в последнее время это чаще всего запись, но с минимальным монтажом).
— Думаю, если бы игра шла в записи, она бы давно загнулась. А прямой эфир — это нерв ведущему, знатокам, присутствующим в зале, и, конечно, телезрителю. Здесь нельзя сказать: «Стоп! Это перепишем». Пять лет назад к нам в среднем приходило около 30 000 вопросов в месяц. Сейчас, я думаю, что вместе с электронной почтой речь идёт примерно о 50 000 вопросов в месяц, но всё зависит от того, выходим мы в эфир или нет, — говорит ведущий.
Раньше за победу в игре давали ценные книги — это было ещё одной фишкой интеллектуального шоу. В 90-е ситуация изменилась и появились призы, а теперь — деньги.
— Сегодня есть люди, которые воспринимают игру не просто как развлечение, а как возможность подзаработать. Они регулярно ищут интересные факты в библиотеках или онлайн, присылают свои находки, и нередко среди этих вопросов встречаются действительно удачные, — говорит ведущий.
Впрочем, есть те, кому не нравится новый формат и вопросы, звучащие на программе.
— Впечатления у меня остались печальные. И, что хуже всего — стало скучно. Всё упростили, лишили глубины, заменили эффектом. И когда я наткнулся на выпуск с участием юмористов из КВН и Камеди Клаб — почувствовал окончательную потерю прежнего духа. Им вообще задали простенькие вопросы в стиле «Кто подсказал Гоголю идею „Ревизора“?». Ну серьёзно? В детстве меня удивлял один вопрос — почему уважаемые люди в пиджаках соревнуются с пенсионерами из Воркуты за условные 3000 рублей? А теперь вопросов в десятки раз больше. Но уже совсем не тех, — написали «Записки актёра».
«Что? Где? Когда?» за пределами России: почему в мире игра не прожилась
Телевизионный формат «Что? Где? Когда?» получил широкое распространение за пределами России. Бывшие союзные республики активно внедряли этот формат в свои передачи, но большого успеха он не имел.
В 2011-м телеканал ABC представил шоу под названием Million Dollar Mind Game («Интеллектуальная игра на миллион долларов»). Несмотря на определённые отличия от оригинала, основная идея оставалась прежней: к игре могли присоединиться обычные зрители, а не только приглашённые эксперты.
Проект просуществовал всего сезон. Зрители отмечали, что в отличие от многих других викторин, здесь требовались не узкие энциклопедические знания, а интеллект, логика, умение взаимодействовать с командой и находить неожиданные решения — качества, которые становились решающими в борьбе за правильный ответ.