Найти в Дзене

Разрушаем главный миф о школе. Что такое социализация?

Когда я говорю со своими знакомыми о домашнем образовании. Все сразу мне говорят: «А как же социализация?». После этого вопроса, я понимаю, что все уверенны в том, что ребёнок в школе социализируется. Но так ли это? Мы привыкли думать, что социализация — это когда ребенок просто находится среди других детей. Чем их больше вокруг — тем лучше процесс идет. ⛔️Стоп. Это ловушка. Представьте, что вы забросили неопытного пловца в центр океана с напутствием: «Плыви! Социализируйся!» Шансы, что он научится красиво плавать, малы. Гораздо вероятнее, что он наглотается воды, испугается и будет всю жизнь обходить моря стороной. Так вот, школьный класс слишком часто оказывается таким же океаном, а не бассейном под присмотром тренера. Это не про количество детей в радиусе трех метров. Это внутренний, сложный процесс становления личности. Это набор суперспособностей, без которых во взрослом мире — никуда: Звучит здорово, правда? Кажется, что школа — идеальное место, чтобы тренироваться. Но здесь нас
Оглавление

Когда я говорю со своими знакомыми о домашнем образовании. Все сразу мне говорят: «А как же социализация?». После этого вопроса, я понимаю, что все уверенны в том, что ребёнок в школе социализируется. Но так ли это?

Мы привыкли думать, что социализация — это когда ребенок просто находится среди других детей. Чем их больше вокруг — тем лучше процесс идет.

⛔️Стоп. Это ловушка.

https://unsplash.com/@lishakov
https://unsplash.com/@lishakov

Представьте, что вы забросили неопытного пловца в центр океана с напутствием: «Плыви! Социализируйся!» Шансы, что он научится красиво плавать, малы. Гораздо вероятнее, что он наглотается воды, испугается и будет всю жизнь обходить моря стороной.

Так вот, школьный класс слишком часто оказывается таким же океаном, а не бассейном под присмотром тренера.

Что такое социализация на самом деле? (Спойлер: это не про «сидеть смирно»)

Это не про количество детей в радиусе трех метров. Это внутренний, сложный процесс становления личности. Это набор суперспособностей, без которых во взрослом мире — никуда:

  • Эмоциональный интеллект. Узнать, что чувствует другой, просто взглянув на него. Понимать, что твои слова могут ранить или исцелить.
  • Дипломатия. Не кричать «Это мое!», а найти слова, чтобы договориться. Не дать сдачи, а выйти из конфликта с достоинством и сохранив отношения.
  • Командная работа. Умение не тянуть одеяло на себя, а стать частью команды, где общая победа важнее личного успеха.
  • Гибкость. Вести себя с бабушкой, с учителем, с лучшим другом и с незнакомым взрослым в поликлинике по-разному — и это не лицемерие, а социальный навык.
  • Эмпатия. Подставить плечо, когда другу грустно. Порадоваться за другого так, как радуешься за себя.

Звучит здорово, правда? Кажется, что школа — идеальное место, чтобы тренироваться. Но здесь нас ждет главное разочарование.

Досуговый центр
Досуговый центр

Почему в школе часто происходит НЕ социализация, а ее полная противоположность?

Школа дает возможность для общения, но сама ее структура убивает саму суть здоровой социализации. Вот как это работает:

1. «Резервация сверстников». В реальной жизни вы когда-нибудь проводили 8 часов в день, 5 дней в неделю в замкнутом пространстве с 30 людьми ровно вашего возраста? Нет. В мире мы взаимодействуем с разными поколениями. Школа же создает искусственную, неестественную среду, которая не готовит ребенка к реальности.

2. Бег с препятствиями, а не жизнь. Жесткое расписание, перемены в 10 минут (на которых часто запрещено бегать и «шуметь»). Когда тут учиться дружить? Когда ссориться и мириться, договариваться о правилах игры, просить прощения? Для этого нужно время и пространство. В реальности их нет.

3. Конкуренция вместо кооперации. Система оценок, рейтингов, сравнения («А вот Петя получил пятерку!») поощряет видеть в другом не друга, а соперника. Вместо «как нам вместе решить эту задачу?» работает установка «я должен быть лучше Пети». Настоящая социализация — про «мы», школьная система — про «я».

4. Правилам не учат. Школе нужна тишина и дисциплина. Но никто не проводит уроков на тему «Как подойти познакомиться?», «Что делать, если тебя дразнят?», «Как мирно решить спор?». Дети предоставлены сами себе. И часто побеждает не тот, кто прав, а тот, кто громче или сильнее. Робкий ребенок получает не опыт социализации, а опыт травли и выученной беспомощности.

5. Дефицит взрослых. У учителя в классе 30+ человек. Его задача — дать материал и сохранить порядок. У него нет ресурса быть тонким психологом, который разрешит каждый конфликт и научит каждого эмпатии. Его главная цель — чтобы было тихо. Поэтому дети усваивают: главное — не высовываться.

Вспомните себя в школе. Вы дружили с теми, с кем жили рядом и гуляли вечером, ходили на кружки.

Кружки по интересам
Кружки по интересам

Так где же тогда учиться этим «суперспособностям»?

Парадокс в том, что настоящая, живая социализация происходит за пределами школьных стен. Там, где есть жизнь.

  • Секции или кружки. Здесь собираются разновозрастные ребята с общим интересом. Старшие помогают младшим, младшие тянутся за старшими. Вот она, естественная иерархия!
  • Дворовая компания. Та самая, где нужно самим придумать во что играть, установить правила, разрешить споры без помощи взрослых. Бесценный опыт.
  • Семейный ужин с гостями, поездка к бабушке, помощь соседу. Ребенок видит, как общаются взрослые, учится поддерживать разговор, проявлять уважение, быть частью сообщества.
  • Просто жизнь: поход в магазин (самому выбрать хлеб и рассчитаться на кассе), поездка в транспорте, прогулка в парке, семейные путешествия. 

💡Вывод, который стоит запомнить:

Школа — это только площадка. Но она не предоставляет тренера, правил и порой даже мяча. Задача родителей — не перекладывать ответственность на систему, а стать главным «тренером» по социализации для своего ребенка.

Гости и семейные застолья
Гости и семейные застолья

⚠️⚠️⚠️

Создавайте среду. Ищите кружки, привозите гостей, отпускайте во двор, разбирайте сложные ситуации после школы. Не спрашивайте «Какую оценку получил?», спросите «А с кем ты сегодня играл? А было ли весело? А что ты чувствовал?».

Потому что социализация — это не про то, чтобы быть как все. Это про то, чтобы быть собой и уметь строить связи с другими. И этому учатся в жизни, а не в четырех стенах класса.

⁉️Согласны? Как проходила Ваша социализации? Пишете в комментариях.