Найти в Дзене

Голос Левитана в доме Ламановой: где мода встретилась с новостями

Какая связь между портнихой, одной из самых известных в стране редакций и популярным романом? Казалось-бы, это несвязные друг с другом вещи. Но на самом деле это не так. Все вместе их объединяет красивое здание практически в самом центре Москвы, которое в наше время именуется как "доходный дом Н. П. Ламановой". Кем является Ламанова и какое отношение она имеет к доходному дому, а тем более к известному роману? Об этом сегодня как раз и поговорим.

Надежда Петровна Ламанова
Надежда Петровна Ламанова

Для начала, давайте выясним, кто такая Надежда Петровна Ламанова? Если описать всю ее жизнь лишь несколькими фразами, то с уверенностью можно сказать о том, что она воплотила в жизнь мечты многих - приехала покорять Москву никому не известной портнихой и стала в итоге известным кутюрье, поставщиком царского двора. Более того, с годами ее стали называть не иначе как "русская Коко Шанель".

Надежда Петровна родилась в далеком 1861 году в небольшом селе Шутилово, что в Нижегородской области. В наше время, согласно последней официальной переписи, там проживает всего около 500 человек. В те далекие годы и того меньше. Правда был один нюанс - в те годы Шутилово являлось не просто маленьким селом в российской глубинке, а имением, принадлежавшем отцу Ламановой, который являлся отставным полковником Русской гвардии. В те времена такое часто практиковалось, когда военные люди, особенно активно проявившие себя в годы службы, или просто дослужившиеся до определенного звания и статуса, получали какие-то земельные наделы, а к ним еще подневольных крестьян в придачу. Так было и в этом случае.

Москва в 1895 году
Москва в 1895 году

Надежда еще с юных лет для себя решила, что не будет жить на деньги родителей, тем более со временем с ними стало совсем туго, а станет зарабатывать на жизнь сама. Так, после окончания гимназии она отправилась сразу в Москву, чтобы заниматься кройкой и шитьем. Почему именно этим? Ей нравилось то, как искусно родная мать шила платья для нее и сестер. Как позже вспоминала сама Надежда Александровна, в Москву она прибыла не имея никакого состояния и богатств, а только лишь огромное желание развиваться в выбранном ремесле. Но дело было не только в желании. Чуть ранее скончался сначала отец, а следом за ним и мать. Надежда осталась одна, с сестрами на руках, которых нужно было кормить и содержать. В итоге, было решено ехать в Москву, где она поступила в школу кройки и шитья О. А. Суворовой, после которой устроилась в модную мастерскую Войткевичей. Природный талант, упорство и усердие в учебе привели к тому, что она стала ведущей закройщицей в одной из самых известных в ту пору модных мастерских.

Но даже такой статус не устраивал Ламанову. Накопив сбережений, а также набравшись ценного опыта, она решается на довольно смелый шаг - открыть свою собственную мастерскую. Для понимания стоит сказать о том, что в те годы модные дома и всевозможные мастерские росли буквально как грибы после дождя и выиграть конкуренцию на этом, довольно перенасыщенном рынке, было необычайно трудно. Тем не менее, здесь сказался опыт, полученный в мастерской Войткевичей. Ламанову уже знали многие и шли не только за модными нарядами, но и конкретно к ней. Мастерскую она в итоге открыла по адресу Большая Дмитровка, дом 11.

Надежда Петровна Ламанова
Надежда Петровна Ламанова

Кстати, здесь как раз стоит упомянуть о том, как Ламанова вообще связана с каким-то известным романом. Дело в том, что со временем в Москву перебрались и сестры Ламановой, которые начали заниматься аналогичным ремеслом. Прямо напротив первой мастерской Ламановой расположилась "Шляпная мастерская госпожи Марии Ламановой-Неппенстрем". Как несложно догадаться, она была ее сестрой. Неппенстрем - фамилия мужа. Шляпная мастерская сестры располагалась в так называемом "доме Евдокии Родионовны Живаго". Евдокия Родионовна, в свою очередь, была представительницей рода довольно известного московского купца Ивана Афанасьевича Живаго.

Когда вы прочли данную фамилию, то наверняка подумали о том, что Борис Пастернак написал роман "Доктор Живаго" в честь кого-то из данного рода. И вот здесь как раз самое интересное, потому как это и правда, и не совсем. У Евдокии Родионовны было пятеро сыновей, один из которых - Александр Васильевич, действительно был доктором. То есть, фактически "доктором Живаго". Но вот к роману он имеет отношение весьма косвенное. Дело в том, что Пастернак во время прогулки по Москве чисто случайно наткнулся на чугунную плитку с фамилией купца Живаго, после чего сразу решил, что именно такую фамилию будет носить герой его романа. Реальным же прототипом был совершенно другой доктор - Дмитрий Авдеев, близкий друг Пастернака.

Автор фото: Михалев Александр Викторович
Автор фото: Михалев Александр Викторович

Время шло и, выражаясь современным языком, бизнес Ламановой процветал. В итоге, спустя некоторое время она переехала со своей мастерской, а также магазином, в более просторное здание по адресу - Большая Дмитровка, 25. Ламанова уже шила не сама, на нее работали несколько десятков искусных мастериц кройки и шитья. За платьями Ламановой стояла реальная очередь и люди записывались даже просто для снятия замеров очень и очень задолго. Пиком успеха Ламановой стал 1898 год, когда она стала "поставщиком двора Ее Императорского Высочества". Именно такая надпись красовалась позже над "Домом моды госпожи Ламановой", построенным в 1908 году по заказу самой Ламановой архитектором Никитой Лазаревым. Он был построен на Тверском бульваре, дом 10 и представлен выше на фото. В наше время это здание как раз и есть тот самый "доходный дом Н. П. Ламановой".

Само здание было уникально тем, что не являлось мастерской кройки и шитья в ее обычном понимании, наподобие тех, в которых ранее трудилась сама Ламанова. Нет, помимо мастерской там также располагался магазин, школа, демонстрационный зал, а также салон, в который приезжали, в том числе, ведущие европейские модельеры. Если подвести итог всего вышесказанного, то мы видим ярчайший пример того, как всего этого смогла добиться обычная провинциальная девушка, приехавшая однажды в Москву из-за внезапно возникшей нужды, а также с огромным желанием зарабатывать самой на жизнь и любовью к кройке и шитью. Ну а причем здесь тогда известная редакция, о которой говорится в самом начале?

-5

Речь в данном случае идет о Телеграфном Агентстве Советского Союза, в простонародье именуемом как ТАСС. Дело в том, что во время Революции Ламанова продала этот дом и власти долгое время не могли решить что с ним делать далее. Богатое убранство, мрамор и всевозможные архитектурные изыски подсказывали, что там необходимо открыть музей. Однако, в 1937 году выбор был сделан в пользу ТАСС. Именно это здание стало основным домом для тогда еще молодого СМИ. Когда грянула Великая Отечественная война журналистам, из тех, которые не были на фронте, предложили эвакуироваться в Куйбышев, но большая часть из них решила остаться. Но не только этим стал известен дом на Тверском бульваре. Именно в стенах этого здания в ночь на 9 мая 1945 года знаменитый диктор Юрий Левитан (на фото выше) зачитал легендарные слова о том, что "представители германского верховного командования подписали акт о безоговорочной капитуляции". Слова, которые ждали миллионы человек на всем земном шаре.

Читайте также: