У каждого из нас есть друг, который мечтает о своем деле. Мой, назовем его Максим, горел идеей открыть маленькую уютную кофейню в Перми. Он уже представлял, как будет варить лучший в городе флэт уайт, а по выходным продавать свежие круассаны. Он почти взял кредит на 500 тысяч, чтобы арендовать помещение и купить оборудование. Но в последний момент остановился и сделал одну простую, но гениальную вещь. Он проверил, а нужен ли вообще кому-то его кофе, не потратив на это ни рубля из будущего кредита. И этот тест он провел в главной городской Telegram-группе Объявления Пермь.
Глава 1: Путь в никуда. Как 9 из 10 стартапов сжигают деньги
Давайте посмотрим, как обычно поступают начинающие предприниматели. Они влюбляются в свою идею и начинают вкладывать деньги:
- Аренда и ремонт: Находят помещение, платят залог за несколько месяцев, делают косметический ремонт. (Минус 150 000 ₽)
- Оборудование и закупка: Покупают кофемашину, витрину, мебель, закупают первую партию зерен и молока. (Минус 250 000 ₽)
- Маркетинг: Заказывают вывеску, печатают листовки, пытаются запустить рекламу. (Минус 50 000 ₽)
И вот, полмиллиона потрачено, двери открыты… а клиентов нет. Оказывается, в этом районе люди предпочитают кофе с собой из окна, а не уютные посиделки. Или что круассаны по такой цене никому не нужны. Бизнес закрывается через 3 месяца, оставив после себя только долги.
Глава 2: “Продать то, чего еще нет”. Гениальный ход Максима
Максим решил пойти другим путем. Он не потратил ни копейки. Он сделал следующее:
- Нашел в интернете красивые, “вкусные” фотографии кофе и выпечки.
- Придумал название и простой оффер.
- Написал короткое объявление: “🥐 Скоро в центре Перми открывается новая пекарня ‘Теплое утро’! Будем печь настоящие французские круассаны и варить спешелти кофе. Хотим порадовать первых гостей и собираем предзаказы на наборы выпечки на следующие выходные со скидкой 30%. Кому интересно — напишите в личку, вышлю меню!”
И опубликовал этот пост в группе Объявления Пермь.
Он не арендовал помещение. Он не покупал кофемашину. Он просто “продал” идею.
Глава 3: Результат, который спас полмиллиона
За два дня он получил 47 сообщений.
- 20 человек спросили меню и цены.
- 15 человек написали: “Супер, а где вы будете находиться?”.
- 10 человек были готовы сделать предзаказ.
- А 2 человека написали: “Круассаны это хорошо, а вы будете печь безглютеновый хлеб? В центре такого нигде нет!”.
Что он получил в итоге?
- Подтверждение спроса: Да, людям интересна новая пекарня.
- Бесценную идею: Он и не думал про безглютеновый хлеб, а оказалось, это востребованная ниша!
- Базу первых клиентов: У него уже были контакты 47 потенциальных покупателей.
Он вежливо всем ответил, что “пилотная партия по предзаказам разлетелась, следите за анонсом открытия”. И теперь он ищет помещение с полной уверенностью, что его продукт нужен. И он точно знает, что добавит в меню.
Стоимость этого теста (цены в тарифах) оказалась в тысячи раз меньше, чем потенциальные убытки.
Вывод: как не прогореть на старте?
Если у вас есть бизнес-идея, не спешите брать кредит.
- Упакуйте ее в красивое “виртуальное” предложение.
Реальные отзывы и предзаказы — вот лучшее доказательство того, что ваша идея выстрелит. А если она окажется удачной, наша федеральная сеть позволит так же легко проверить ее в любом другом городе России.