Найти в Дзене
Китаев. Экономика

Верандомания на верандулицах

Российские кафе и рестораны массово обзаводятся летними верандами. В июле прошлого года их было на всю страну 12 тысяч, в июле этого - уже 17 тысяч. Лидер по росту такого формата - Красноярск. Там восходящая динамика числа открытых площадок 80% за год. В курортных городах России, включая Крым, рост тоже налицо, но имеет ограничитель - жару. Созерцание моря и роскошной природы - это здорово, но когда температура за 30, тяга посидеть в помещении под кондиционером побеждает. Но всё равно, согласно замерам по отрасли, наличие террасы - преимущество. Увеличивается число посадочных мест, - во-первых. И во-вторых, итоговая сумма счёта, - чек - на верандах выше на 15-20%. Люди на улице сидят дольше и заказывают больше. Международные исследования говорят: в сезон вклад веранды в выручку кафе или ресторана достигает 30-40%. Тема эта для экономической науки не новая. Вот ещё ценное наблюдение: если на летней террасе организовать обогрев, она прекрасно проработает до глубокой осени, давая дополнит

Российские кафе и рестораны массово обзаводятся летними верандами.

В июле прошлого года их было на всю страну 12 тысяч, в июле этого - уже 17 тысяч. Лидер по росту такого формата - Красноярск. Там восходящая динамика числа открытых площадок 80% за год.

-2

В курортных городах России, включая Крым, рост тоже налицо, но имеет ограничитель - жару. Созерцание моря и роскошной природы - это здорово, но когда температура за 30, тяга посидеть в помещении под кондиционером побеждает. Но всё равно, согласно замерам по отрасли, наличие террасы - преимущество. Увеличивается число посадочных мест, - во-первых. И во-вторых, итоговая сумма счёта, - чек - на верандах выше на 15-20%.

Люди на улице сидят дольше и заказывают больше. Международные исследования говорят: в сезон вклад веранды в выручку кафе или ресторана достигает 30-40%.

Тема эта для экономической науки не новая. Вот ещё ценное наблюдение: если на летней террасе организовать обогрев, она прекрасно проработает до глубокой осени, давая дополнительный поток посетителей.

В наши дни летнее кафе без веранды, как самолёт без крыльев. Но так было не всегда. Культура террас, общепита на воздухе сформировалась в Европе только в 17-м веке.

Вскоре такие заведения стали неотъемлемой частью городской среды, местом притяжения творческой интеллигенции. Там обсуждали большие проекты и заключали крупные сделки, читали вслух газеты и памфлеты. Уличные кафе играли роль политических штабов, где вынашивались революционные замыслы.

Традиция быстро дошла и до царской России. В суровом климате, в разгар малого ледникового периода верандный сезон был коротким, но всё равно стал важным элементом досуга горожан, в первую очередь жителей Москвы и Питера. И вот сейчас, на новом витке истории эта давняя, хорошо известная практика достигла апогея.

У делового сообщества есть наблюдение. Когда в каком-то районе возникает множество кафе с верандами, они привлекают больше посетителей, чем если бы работали поодиночке, вдали друг от друга. Возникает синергетический эффект. Иначе он называется кластерным. Это объединение усилий. 2 + 2 становится равным 5, а не 4.

Поэтому каждое такое заведение - не конкурент другому, а партнёр в общем городском бизнесе. Верандомания на верандулицах, - для кафе это не битва за кусок экономического пирога, а создание более крупного пирога, которого хватит на всех.