Найти в Дзене
Театралка с книжкой

Три эпизода из жизни господина де Мольера

Завтра, 4 сентября, в Московском художественном театре им. А.П. Чехова премьерой спектакля Юрия Квятковского "Кабала святош" откроется сезон. Я побывала на пресс-показе и подсмотрела несколько картинок и подслушала прямую речь. К сожалению, показали только три сцены. Хотелось бы все. Я надеюсь, что мне удастся уивдеть его в полном объеме в конце сентября, но это не точно. В любом случае, обязательно расскажу. А пока - первые впечатления. Три сцены, как три этапа жизни Мольера. Жизни любого театра. И актера. В первой сцене как будто сталкивается сказка и жизнь, игра и реальность. К сказочности отсылает, как мне показалось, музыка и обращение "Дорогой друг". Одновременно с этими словами раскрывается занавес, и невольно ждешь чего-то чудесного. Но авторы спектакля - а среди них не только Булгаков и Квятковский, но и все актеры - тут же разбивают эту надежду, вводя текст письма Булгакова. Он пишет о том, что снова правил текст пьесы, согласно требованиям Реперткома. Сцена как будто перед

Завтра, 4 сентября, в Московском художественном театре им. А.П. Чехова премьерой спектакля Юрия Квятковского "Кабала святош" откроется сезон. Я побывала на пресс-показе и подсмотрела несколько картинок и подслушала прямую речь. К сожалению, показали только три сцены. Хотелось бы все. Я надеюсь, что мне удастся уивдеть его в полном объеме в конце сентября, но это не точно. В любом случае, обязательно расскажу.

-2

А пока - первые впечатления.

Три сцены, как три этапа жизни Мольера. Жизни любого театра. И актера.

В первой сцене как будто сталкивается сказка и жизнь, игра и реальность. К сказочности отсылает, как мне показалось, музыка и обращение "Дорогой друг". Одновременно с этими словами раскрывается занавес, и невольно ждешь чего-то чудесного. Но авторы спектакля - а среди них не только Булгаков и Квятковский, но и все актеры - тут же разбивают эту надежду, вводя текст письма Булгакова. Он пишет о том, что снова правил текст пьесы, согласно требованиям Реперткома. Сцена как будто передает привет одному из последних киновоплощений "Мастера и Маргариты" и в то же время перекидывает мостик из нашего времени в 30-е годы, а следом и в эпоху Мольера. Спектакль практически с первых шагов начинает диалог и со спектаклями по пьесе Булгакова, неоднократно шедшей на этой сцене.

-3

Начнется она как игра. Перед нами стена, заставленная огромными кукольными головами, а по сцене бегают малыши. Их поочередно пытаются приструнить то сам автор - Булгакова играет Илья Козырев, то отец Мольера (Алексей Агапов) . Одним из важных образов становятся качели - это и постоянная нестабильность актерской жизни и жизни драматурга, и его вынужденное преклонение перед королем.

"Каждый прогон и каждая репетиция сценическая, где возникают эти образы, для меня это игра. Игра, которая происходит у детей, самая искренняя и настоящая. И даже в зародыше взаимоотношений у людей, даже уже имея должности и статусы, все начинается с игры. Иногда она приводит к трагедии и другим печальным последствиям". Режиссер спектакля Юрий Квятковский

Именно тут и обозначается главная тема - важность театра. О театре будет говорить Мадлена Бежар. У Александры Ребенок она сочетает в себе лукавство, игривость и легкую холодность. Она появится на сцене в мужском костюме для верховой езды и буквально напророчит судьбу будущего драматурга.

-4
"Самое сложное для любого артиста, и одновременно - большое удовольствие, пойти в ту сторону, куда никогда не ходил. В нашем спектакле произошел синтез психологической школы и комедии дель арте. Сам кастинг изначально продиктовал сложные решения. Артисты МХТ встретились с Николаем Цискаридзе, артистом балета, народным артистом, также в спектакле с нами впервые принял участие контр-тенор и артист Цирка Дю Солей. И все это дало новое звучание". Александра Ребенок

Вторая сцена приоткроет нам будни площадного театра, где Мольер - Константин Хабенский будет учить актеров кланяться королю. Тут просто мастер-класс на тему, как правильно пресмыкаться - чтобы не сильно бросалось в глаза и в то же время, чтобы было подобострастно. И это несомненно привет Вахтангову с его театром-праздником.

-5
"Эта пьеса была написана для Художественного театра и изучение этого материала не закончено. Поэтому мы решили обратиться снова к этому тексту, о это не в чистом виде "Кабала святош", а сотканное из пьесы, "Жизни господина де Мольера", служебных записок. Это что-то выходящее за рамки пьесы, потому что Булгаков, наряду с Чеховым и Горьким, является одним из главных авторов театра. Играть Мольера без оглядки на предыдущих исполнителей нельзя, но важно к ним только тянуться. Нам важно иметь в виду себя, сегодняшний день, сегодняшнее дыхание. То, что художественные руководители по цепочке передавали эту роль, мне показалось неким знаком и это тоже можно использовать". Константин Хабенский
-6


Ну, а третья сцена - с Николаем Цискаридзе, простите, с Максимом Николаевым :). Он играет Людовика XIV, и тут, конечно, много совпало. Это и один из любимых его исторических персонажей - на пресс-подходе он признался, что может прочитать лекцию о нем; и хорошая доля самолюбования и любви к себе, столь свойственная этом монарху, и что уж там - артисту; и, наконец, то, от чего невозможно глаз оторвать. Николай Максимович, в принципе, мог ничего и не говорить на сцене, но просто наблюдать за движениями головы, пластикой, мимикой и жестами - это наслаждение.

-7
"Для меня это произведение очень сильно о том, как уничтожают личность, как его предают, и потому я часто перечитываю какие-то строчки.Еще один показатель - Людовик XIV, который придумал мою профессию, это он создал балет. Он мне был очень интересен. И вдруг Хабенский, Людовик, "Кабала Святош", да еще и МХТ. Я сейчас стою, смотрю на эти портреты и для меня это сон". Николай Цискаридзе (Максим Николаев)