Есть в Ирландии одна милая церквушка, к сожалению, давно пришедшая в небрежение даже с учётом позднего ремонта в конце XVIII века. Называется она Килнабой (от Cill Iníne Baoith— церковь дочерей Бойха, был тут когда-то женский монастырь, а при нём - церковь). Храм возвели в XI веке, потом до XIII несколько раз перестраивали, в результате у него сразу все приметы церковного здания позднего средневековья — руины круглой башни, которая унаследована от кельтской церкви, лотарингский (анжуйский) крест, которым украшали стены церквей, где в реликварии были куски честного креста Спасителя — это традиция XII века, а на смиренном кладбище в церковном дворе есть надгробие XIII-XIV века с крестом тау. Но самая главная достопримечательность этой церкви — на стене над аркой входа. Это одна из самых типичных Шиил на ги в Ирландии. Канон именно такой, хотя есть мнения на этот счёт и ирландских Шиил зачем-то подменяют импортными.
Шиила на ги — образчик средневековой ирландской скульптуры. Самые пикантные части на большинстве иллюстраций я забларила, но, боюсь, это не слишком поможет: Дзен забанит, как пить дать. Точного перевода названия не существует. Шиила может быть собственным именем, производным от Цецилии, переиначенным на ирландский лад, а может простонародным словом, которым обозначают вислогрудую каргу. Gigh (читается как ги) — похабное название женских гениталий. Название зафиксировано только в XIX веке, и насколько оно настоящее, а не придуманное или навеянное, неизвестно.
Шиила на ги — рельефное изображение обнажённой тётки, причём верхняя часть принадлежит старухе, а голова (нередко просто череп), лишена не только волос, но и плоти. Рёбра тоже наружу. И контрастом ко всему этому — нижняя часть тела с ногами, распахнутыми навстречу зрителю. Бесстыжая бабка, присев на корточки, ещё и ручонками шаловливыми помогает тем, кто сразу не понял и не всё рассмотрел. Гениталии определённо принадлежат не покойнице, а живой женщине, причём, как бы это сказать, озадаченной. Такая похабщина украшает здания церквей в Европе, от Ирландии до Чехии и Словакии и считается на материке иллюстрацией к одному из смертных грехов — похоти. Если в Европе весёлые картинки встречаются единично, в Англии их несколько больше, то в маленькой Ирландии их известно около сотни, с учётом тех, которые были описаны и зарисованы, но не сохранились. Кстати, самая знаменитая Шиила на ги — англичанка. Ирландский канон другой.
Больше всего шиил в графстве Типперэри в Мунстере — аж 27 штук. 11 обнаружены в Корке, тоже в Мунстере, 10 — в Мите. В других местах такое украшательство считали излишеством. Беднее всего на эти мотивы Северная Ирландия.
Все Шиилы Ирландии были воплощены в камне в период с IX по XVI век, все однотипные изображения — с IX по XIII века, дальше появились новации. Они украшают пролёты ворот, каменные стены, мосты, святые источники, встречаются на кладбищах, а, начиная с XI-XII веков , перебрались и на входы в церкви. Если речь о церквях и крепостных стенах и замках, то на южной стороне Шиил встречается больше, чем на всех обращённых на другие стороны света вместе взятых. Изображение менее гротескное и утрированное, чем в творчестве европейских камнерезов, и в среднем более отталкивающее, иногда — жуткое.
О происхождении этого мотива выдвигают самые разные мнения. Если опираться на аналогичные рельефы в Европе, ставшие обычными в декоре церквей, можно предположить, что барельефы проникли в Ирландию как часть украшения зданий, выстроенных в нормандской традиции и символизируют похоть — один из смертных грехов. Очень хорошо, но почему тогда Шиилы не похожи на свои материковые, да и британские прототипы? Европейцы разложившихся покойниц всё-таки не ваяли — какой уж тут объект вожделения. Опять таки, нормандский стиль — XI век и позже, а среди ирландских Шиил имеются и более древние бабушки, правда, не из церквей — кельтские церкви не имеют такого декора, зато святые источники и кладбища - имеют. К тому же, в Ирландии немало и более традиционных изображений греха похоти (блуда) на культовых зданиях. Чего только одна церковь Килкоран в Мите стоит — скульптурное изображение парочки по современным меркам очевидная порнография, а хищное животное (я вижу в нём собаку, но есть варианты) — откровенное хулиганство (детальное изображение тут: http://www.irelands-sheelanagigs.org/sheelas/kilcarne/). Но это просто более чем откровенные реалистичные изображения, и только. Шиилы от них разительно отличаются как в Ирландском исполнении, так и в заморских изводах.
Резонно предположить иное: поскольку нормандцы в Ирландии появились со сложившимися вкусами, каменщиков привлекали опытных, то есть своих. Насмотревшись в Ирландии этой гадости, они пополнили импортными Шиилами список домашних тошнильчиков. То есть, вовсе не обязательно, что символика Шиил на материке и в Ирландии одна и та же, и, скорее всего, традиция возникла не на материке.
Более вероятно, что Шиила на ги изображает нечто древнее, причём — запредельно древнее. В сочетании живого и мёртвого в пределах одного тела, причём живородные части нарочито утрированы, напрашивается следование традиции не только дохристианской, а возникшей где-то в эпоху бронзы, когда культура окончательно переварила и включила в себя отрицание смерти- небытия как антипода жизни-бытия, придуманное ещё неолитическими земледельцами. Началось с предков, расчленённые останки которых хранили в костницах и привлекали к каким-то ритуалам, связанным с плодородием, а закончилось почитанием Старухи, Калях, которая не живая и не мёртвая и является воплощением животворных сил вечно обновляющейся земли. Кстати, наиболее важные свидетельства о её почитании получены именно для графства Типеррари, где Шиил на ги больше всего.
Но это уже вовсе седая древность и совсем не объясняет, зачем бабушка ведёт себя так несолидно. След ритуала можно найти в самых архаичных сагах — Уладского цикла. Чтобы погасить боевой раж юного КуХулина, готового разнести ставку короля Конхобара, выходит толпа женщин и все разом показывают свои прелести — в том случае бюста хватило, мальчик был маленький. Но бытовало и поверье о том, что провести ночь с женщиной накануне битвы — самый простой и короткий способ не выйти из боя на своих ногах. Вид женских гениталий — к большой неудаче. И особенно хорошо действовало это на тех, кто решил поколдовать, то есть навести злые чары. У дурного глаза есть особое свойство — особенно опасен первый взгляд. Поэтому на входе должно быть то, обо что взгляд непременно споткнётся. Вот только вопрос: началось ли это безобразие именно с нормандцев.
Полагаю, что нет. Более того: нельзя исключать, что прежде это была резьба по дереву, переосмысленная и реализованная в другом материале. Это объясняет появление канона сразу в законченном виде: он складывался веками, и нам доступен уже готовый результат на наиболее прочном и долговечном носителе. Плотницкая резьба на притолоке входа в дом, перед ступеньками, ведущими вниз (все дома заглублены в землю), сразу бросалась в глаза и стерилизовала взгляд — увидишь такое и тут же мысль потеряешь, особенно дурную. Кстати, это отчасти объясняет появление Шиилы над аркой церкви. Страшилка для воров? То, что должно направить взгляд к земле, под ноги, и настроить мысли на спокойный лад?
На камне Шиила на Ги появилась в сакральных местах, к которым относятся колодцы, но не только — с языческих капищ камни были перенесены на кладбища по мере укрепления позиций христианства. А вот на зданиях её стали ваять намного позже. В целом смысл этих рельефных изображений сугубо охранительный, именно по этой причине их очень любят пристраивать на крепостные стены, да и в культовых постройках они тоже уместны.
Распад канона произошёл уже в конце нормандской эпохи, когда кто только в Ирландии не строил замки в потугах порулить страной. В детали уже никто не вдаётся. Шиила XVI века на башне-замке Баллендери (графство Голуэй) помолодела, обзавелась косичками и, похоже, у неё недержание. Никакого уважения к традиции. Примерно в это же время Шиилы начинают выдвигаться из плоскости камня, обрастают лишними подробностями («старые камни» очень лаконичны). Иногда старушку превращают в практически абстрактный орнамент. Кстати, в эпоху Великих географических открытий Шиила пересекла океан и одно время пользовалась уважением у ирландской диаспоры на острове Ньюфаундленд — под именем Шиилы на Геиры, ирландской принцессы.
Я умышленно не касаюсь феминистских восторгов по поводу раскованности древних и любования женским началом. Отношение к сексу у этих древних было вполне здоровым — не смысл жизни, но приятный бонус, вносящий разнообразие в рутину повседневной жизни, тем более, при скученности многолюдной семьи на минимуме квадратных метров даже женатым парам целый квест приходилось устраивать, чтобы уединиться. Мир был подчёркнуто патриархальным, и борьбы женщин за свои права литература не изображает, хотя среди героинь-женщин хватает весьма колоритных девиц и тёток, с выпуклыми и запоминающимися характерами. Вообще, противопоставление себя обществу — не тема для «старой» ирландской прозы, скорее там встретишь превратно понятый долг перед обществом и возвышающий самообман. Так что, нет смысла тащить в прошлое нашу мотивацию и комплексы — будь то железный, золотой века или средневековье. Но какие-то ритуалы с Шиилами несомненно были связаны: ляжки, животы и лона изваяний отполированы навязчивыми касаниями всюду, где до рельефа было можно дотянуться.
Шиилы прожили долгую жизнь, которая складывалась по-разному: их водружали на видное место, прятали от посторонних глаз, переносили и пристраивали на новодельные здания, разбивали и уничтожали мыслимыми и немыслимыми способами, похищали и присваивали. Сейчас, как я уже писала, их известно около сотни, включая тех, которые не сохранились, но были зарисованы, и тех, которые, вообще-то, не Шиилы. Не в последнюю очередь благодаря феминисткам, туристы повадились навещать исторические памятники нарочно для того, чтобы посмотреть на этого одиозного персонажа и сфотографировать. Владельцы зданий поступают по-разному. Одних досужее любопытство раздражает, и они ограничивают доступ какими-то несколькими часами и только в рабочие дни. Другие монетизировали зрелище, а чтобы лучше видно было (старые камни облизаны временем почти до гладкого состояния) покрасили фон извёсткой, а бедную Шиилу — контрастной краской. Охрана памятников против, но вреда это не приносит, поэтому никто их не слушает.
Как бы то ни было, эти старушенции — очередной курьёзный местный специалитет, уходящий корнями в запредельно давнее прошлое. Тем, кто заинтересовался этим творчеством, рекомендую сайт http://www.irelands-sheelanagigs.org/ - наиболее полная база данных по Шиилам Ирландии.