Найти в Дзене
Apologist

Что говорит Библия о цели Творения?

Читатель Библии уже на самой первой строчке книги Бытия удостоверяется в том, что Священное Писание провозглашает Бога Творцом мира (Быт. 1:1). Эта мысль неоднократно повторяется в Священном Писании. Но проблема в том, что в Пятикнижии и в исторических книгах не дается объяснения цели Божьего творения. Ветхозаветное учение по этому вопросу встречается у Соломона — косвенно в Притчах 8:29b–31 и прямо в 16:4 — и требует внимательного анализа с учётом особенностей древнееврейского текста.

Царь Соломон
Царь Соломон

1. Творческий акт Божественной радости: Прит 8:29b‑31

Первый текст, который подводит к искомому нами вопросу о цели творения мира, содержится в 8‑й главе книги Притчей.

Здесь Соломон говорит от лица Премудрости Божией, присутствовавшей при сотворении мира. Масоретский древнееврейский текст выглядит так:

בְ֝ חוּק֗ וֹ מ֣ וֹסְ דֵ י אָ ֽ רֶ ץ׃ 29b
וָ ֽאֶ הְ יֶ ֥ה אֶ צְ ל֗ וֹ אָ֫ מ֥ וֹן וָ ֽאֶ הְ יֶ ֣ה שַ֭ עֲ שֻ עִ ים י֤וֹם ׀ י֑וֹם מְ שַ חֶ ֖ קֶ ת לְ פָ נָ ֣יו בְ כָ ל־עֵ ֽ ת׃ 30
מְ֭ שַ חֶ קֶ ת בְ תֵ בֵ ֣ל אַ רְ צ֑ וֹ וְ֝שַ עֲ שֻ עַ֗ י אֶ ת־בְ נֵ ֥י אָ דָ ֽ ם׃ פ 31

Синодальный русский перевод:

29b когда полагал основания земли,

30 тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время,
31 веселясь на земном кругу Его, и радость моя [была] с сынами человеческими.

Особый интерес представляет стих 30‑й — в его начале дважды присутствует выражение אהיה, означающее «Я есмь». С учетом того, что автор книги Притчей последовательно избегает глагола «быть» в пользу сопоставления или простого сравнения, данный стих, по мнению одного из ведущих специалистов по библеистике прот. Дмитрия Юревича, можно рассматривать как отсылку к Исх 3:14, где Господь открывает себя Моисею в выражении «Я есмь Тот, кто Я есмь» [это мы подробно обсуждали на стриме, кто не смотрел, посмотрите].

Что это может означать? Этот текст книги Притчей свидетельствует в пользу православного понимания образа Премудрости из 8‑й главы как указания на Вторую Ипостась, т.е. Слово Божие [см: Глаголев А. А., прот. Книга Притчей Соломоновых // Толковая Библия А. П. Лопухина и преемников. Т. 4. СПб., 1907. С. 450–451.].

Таким образом этот стих говорит о участии Премудрости в сотворении Богом мира. И это подходит к идее сотворчества Логосом — Сыном Божиим мира вместе с Отцом, как пишет ап. Иоанн Богослов в Евангелии: «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин 1:3 ).

Ап. Иоанн Богослов
Ап. Иоанн Богослов

Премудрость дважды называет себя ש ַ עֲ ש ֻ עִ ים (в ст. 30 и ст. 31), что может быть переведено как «удовольствие» или «радость» (синодальный перевод).

Творение Богом мира сопровождалось не только активным творческим присутствием Его Премудрости, но и Божественным состоянием радости в процессе творения; причем, по Роланду Мерфи, на основании текста можно утверждать, что радость Божия была вызвана не сотворенным миром, а именно Премудростью; Премудрость Сама была радостью для Бога. [см: Murphy R. E. Proverbs. Proverbs 8:1–36. Comment. Prov 8:30.].

В результате древнееврейский текст Прит 8:29b‑31 в его масоретском прочтении говорит о том, что соучастником Божиим в творении мира была Личность Премудрости, а сам творческий акт можно назвать актом Божественной радости.

Основной смысл идеи Соломона — Премудрость была Божественной радостью при творении мира и, в свою очередь, веселилась о творении.

Приведенная библейская мысль не содержит явного указания на цель творения Богом мира, однако служит отправной точной для обсуждаемой далее церковной святоотеческой традиции, говорящей о цели творения как о приобщении твари к благости Божией.

-3

2. Цель творения мира: проблема двоякого понимания Прит 16:4

Непосредственно премудрый Соломон обращается к цели творения Богом мира в стихе Прит 16:4:

Прит 16:4: "Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия. " (Синодальный перевод)

Данный стих создает большие сложности для толкования, поскольку там появляется слово מענה, которое, по Роланду Мерфи, «представляет собой загадку: в слове есть как суффикс, так и определенный артикль, что противоречит масоретской вокализации»

Далее Мерфи утверждает, что суффикс может «означать “все” или “Господь” и что מענה буквально означает

“ответ”, но большинство понимают данный термин как указание на цель [Murphy R. E. Proverbs. Proverbs 16:1–33. Notes. Prov 16:4.], что приводит к двум возможным смыслам рассматриваемого слова «[определенная] цель — всё [сущее]» или «цель — Господь».

Таким образом, два возможных смысла приводит и к двум возможным пониманиям Прит 16:4.

Рассмотрим первый вариант:

Первый вариант понимания можно передать по-русски следующим образом:

Господь сотворил все с [определенной] целью, и даже нечестивого — для злого дня.

Если учесть вторую часть стиха, где под «злым днем» нужно понимать день суда над нечестивыми, то можно сделать вывод о том, что цель творения рассматривается в эсхатологической перспективе.

Тогда можно перевести это место так:

Господь сотворил все с [конечной] целью, и даже нечестивого — для злого дня.

Из такого воззрения исходили переводчики Септуагинты

πάντα τὰ ἔργα τοῦ κυρίου μετὰ δικαιοσύνης, φυλάσσεται δὲ ὁ ἀσεβὴς εἰς ἡμέραν κακήν.
Букв.: Вся дела Господни — [в соответствии] с праведностью, охраняется же нечестивый для дня злого.

Размышление о суде над нечестивым приводит толковников Септуагинты к возвышенной богословской идее: день суда будет злым для нечестивого, потому что «все дела Господни» (включая творение, которое здесь не упомянуто) соделаны «в соответствии с праведностью». В отличие от древнееврейского текста в данном переводе мысль о том, что все сотворено и существует с определенной целью, конкретизируется тем, что эта цель — праведность (δικαιοσύνη).

Переводчики использовали слово δικαιοσύνη «праведность» для передачи древнееврейского термина צְ דָ קָ ה, которым обозначались различные аспекты отношений человека с Богом и ближними: человек «праведен», когда исполняет заповеди Господни, причем Бог мыслится и как Царь, и как Судия [Schrenk G. δικαιοσύνη // Theological Dictionary of the New Testament / Eds. G. Kittel, G. W. Bromiley, G. Friedrich. Vol. 2. Grand Rapids, MI, 1964. P. 195.].

Для Семидесяти толковников не только все сущее сотворено с определенной, заданной Богом целью, но и деятельность свободных существ оценивается в зависимости от достижения ими данной цели.

Второй вариант понимания древнееврейского текста Прит 16:4 нашел свое отражение в церковнославянском елизаветинском и русском синодальном переводах:

4 Вся содела Господь себе ради: нечестивии же в день зол погибнут.
4 Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.

Необходимо обращение к Св. Писанию Нового Завета и церковной экзегетической традиции, которые позволяют утверждать немалое достоинство именно двух последних из рассмотренного перевода.

3. «Все через Него и для Него создано» (Кол 1:16; {ап. Павла})

Апостол Павел
Апостол Павел

Мысль о том, что целью творения является Сам Бог, недвусмысленно высказывает св. ап. Павел в Послании к Колоссянам 1:16, говоря о Христе как Творце всего сущего:

16 ὅτι ἐν αὐτῷ ἐκτίσθη τὰ πάντα, τὰ ἐν τοῖς οὐρανοῖς καὶ τὰ ἐπὶ τῆς γῆς, ‹…›
τὰ πάντα δι’ αὐτοῦ καὶ εἰς αὐτὸν ἔκτισται
Букв.: ибо в Нем создано все, в небесах и на земле, ‹…› всё через Него и для Него создано.

Апостол излагает учение о том, что Бог Отец творит мир «через» Своего Сына, Который есть εἰκὼν τοῦ θεοῦ «образ Божий» (Кол 1:15).

Св. Павел делает при этом важное и, на первый взгляд, не до конца понятное уточнение: все сотворено не только δι’ αὐτοῦ «через Него», но и εἰς αὐτὸν «для Него». В другой раз он высказывает сходную мысль в Рим 11:36 (далее под «Ним» ап. Павел имеет в виду Бога как Св. Троицу):

36 Ὅτι ἐξ αὐτοῦ καὶ δι’ αὐτοῦ καὶ εἰς αὐτὸν τὰ πάντα· (Byz)
Букв.: Ибо из Него и через Него и для Него — всё.

Высказанное апостолом утверждение, скорее всего, никоим образом не зависит от Прит 16:4, и не только потому, что св. Павел явным, формальным образом не ссылается на труд Соломона. Как в Послании к Римлянам, так и в Послании к Колоссянам цепочки рассуждений ап. Павла, звеньями которых являются приведенные фразы, имеют собственную логику, последовательность и структуру. Поэтому, даже если апостол и разделял второй вариант интерпретации Прит 16:4, в своих Посланиях он выступает как Тайнозритель и непосредственный выразитель Божественного Откровения (2 Кор 12:1).

Ап. Павел
Ап. Павел

В силу богодухновенности Св. Писания существует высшая гармония между Посланиями св. Павла и книгой Соломона, поэтому в церковной традиции учение апостола язычников о том, что Бог творит мир «для Себя», разъяснялось с учетом книги Притчей 8:29b‑31.

Свт. Афанасий Великий в полемике с арианами указывает на Прит 8:29b‑31 и пишет:

«…Бог не вне Себя приобрел виновника радости… Посему, было ли, когда не радовался Отец? А если всегда радовался, то всегда было, о чем радоваться. О чем же радуется Отец? Не о том ли, что видит Себя в собственном Своем образе, Который есть Слово Его? Если же “и о сынех человеческих веселяшеся, совершив вселенную”, как написано в тех же Притчах (8:32), то и это имеет тот же смысл. Ибо и в этом случае веселился не по причине прибывшей к Нему радости, но потому, что снова видит дела, творимые по образу Его, почему и здесь предлогом к радости служит Богу Образ Его. О чем и Сын веселится — не о том ли, что видит Себя в Отце?»
Свт. Афанасий Великий
Свт. Афанасий Великий

Мысль святителя находит дальнейшее развитие у прп. Иоанна Дамаскина:

«Как только благий и преблагий Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости, Он… творит все,… как невидимое, так и видимое…»
Прп. Иоанн Дамаскин
Прп. Иоанн Дамаскин

Бог радуется Премудрости-­Слову при сотворении мира, и этой Его радости будет причастно творение. Сын Божий является истинным εἰκὼν τοῦ θεοῦ «образом Божиим» (Кол 1:15), поэтому предвечно с Отцом и Св. Духом пребывает в Божественной любви и абсолютной радости; сотворенный мир лишь в ограниченном смысле можно назвать «образом Божиим», передающим Божественные свой­ ства, хотя отдаленно и неточно. Св. ап. Павел пишет об этом следующее в Рим 1:20:

20 Τὰ γὰρ ἀόρατα αὐτοῦ ἀπὸ κτίσεως κόσμου τοῖς ποιήμασιν νοούμενα καθορᾶται, ἥ τε ἀΐδιος αὐτοῦ δύναμις καὶ θειότης…
Букв.: Ибо невидимое Его от создания мира [через] творения умом постигаемое видится — а именно, вечная Его сила и Божественность…

В таком случае тварь как ограниченный «образ Божий» творится «для» Бога в том смысле, чтобы она приобрела радость через приобщение к Его вечной, непреходящей радости. Как замечает еп. Сильвестр (Малеванский), «можно и должно… думать, что главной причиной, побудившей Бога создать мир, было ни что иное, как Его благость или любовь ко благу тварей, как отобразу своего собственного блага…»

Отсюда с неизбежностью следует, что творение мира «для Бога» есть в то же время и творение всего сущего с определенной целью — приобщения к благости Божией, что для сознательных существ означает обращение к Богу и общение с Ним. Творение мира «для Бога» является высшей и определенной целью, с которой создан мир — данная дихотомия позволяет предположить, что странный с точки зрения грамматики древнееврейский термин למענהו в Прит 16:4, допускающий двой­ ственность понимания, не является недоразумением или ошибкой священного автора, а тщательно продуманной словесной формой, позволяющей утверждать внутренне неразрывную связь двух, на первый взгляд, различных смыслов.

свт. Сильвестр (Маливанский)
свт. Сильвестр (Маливанский)

Заключение

Ветхозаветное учение о цели творения Богом мира содержится в двух фрагментах книги Притчей Соломоновых — 8:29b‑31 и 16:4. Первый из них указывает на то, что отличительной чертой Божественного акта была радость Господа, древнееврейский текст второго позволяет понимать цель творения двояко — либо как указание на то, что «всё» сотворено с определенной целью, либо как то, что целью творения всего сущего является Сам Бог.

Взятые сами по себе, эти тексты (особенно второй из них) способны вызвать недоумение, но затруднения разрешаются при обращении к учению Св. Писания Нового Завета и традиции святоотеческой экзегезы. Ап. Павел указывает на то, что все сущее, действительно, создано «для» Бога (Кол 1:16; Рим 11:36), Который абсолютно благ и для своей радости не нуждается ни в чем внешнем. Это парадоксальное высказывание церковная традиция понимает в том смысле, что только через обращение к Богу и общение с Ним творение способно приобщиться вечной Божественной радости.

На основании материалов одного из крупнейших современных библеистов прот. Димитрия Юревича: Юревич Д. В., прот. Библейское учение о цели творения Богом мира // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2024. № 3 (23). С. 108–118.

В данной статье материал незначительно видоизменен

Прот. Димитрий Юревич
Прот. Димитрий Юревич