В жизни погибшей на пике Победы сотрудницы Центризбиркома Натальи Наговициной было две любви — к горам и к мужу Сергею. Она оставалась им верна до конца. Теперь супруги будут вечно покоиться на двух соседних вершинах Тянь-Шаня.
«Спасать некого»
Операция по спасению заблокированной на пике Победы сломавшей ногу Натальи Наговициной была прекращена еще в конце августа.
Впрочем, как aif.ru откровенно рассказал участник этой операции Святослав Корнев, она кончилась, не успев начаться, еще 16 августа, когда вертолет, доставивший альпинистов-спасателей на высоту 4800 км, потерпел крушение. Корнев и альпинист из Бурятии Баир Батуев получили травмы и были госпитализированы в больницу. Оставшихся людей было недостаточно, чтобы вытащить Наговицину с пика, поэтому спасгруппы пошли сначала на помощь спускавшимся Гюнтеру и Роману Мокринскому, потом — искать тело погибшего итальянца Луки Синигальи.
Бывшая участница телешоу «Дом-2» Виктория Боня, которая с некоторых пор тоже увлечена альпинизмом, близко к сердцу приняла трагедию Натальи Наговициной. Она оплатила съемку с дрона, которая была произведена 2 сентября. Видео показало, что нет никаких признаков жизни в палатке под скалой Птица. «Спасать некого», — с горечью резюмировала виктория Боня. — Наталья Наговицина упокоилась с миром». Примечательно, что четырьмя годами ранее на соседней вершине Хан-Тенгри погиб любимый муж Натальи — Сергей Наговицин.
Любимая Москва
Наталья и Сергей Наговицины оба родились и выросли в Пермском крае. Они познакомились и полюбили друг друга еще в студенческие годы, когда учились в Пермском государственном университете. Молодые люди поженились, у них родился сын Миша. Семью помотало по России. Наговицины уехали в Читу, потом в Калужскую область, потом несколько лет жили в подмосковном Чехове. В итоге обосновались в Москве. Как писал perm.aif.ru, в 2012 году семье выделили квартиру в центре Москвы от Военной академии РВСН им. Петра Великого, в которой работал Сергей Наговицин. Жилплощадь потом удалось приватизировать. А сама Наталья устроилась на работу в Центризбирком РФ. Она работала в отделе, отвечающем за развитие системы «ГАС-Выборы». Сын Михаил трудится программистом и в целом далек от спорта, тем более от альпинизма.
«Наталья обожала Москву, — рассказывали aif.ru ее друзья. — Особенно ей нравились окрестности станции метро Китай-Город, парк Зарядье, набережная Москвы-реки. Очень любила гулять по центру города». Друзья говорят, что супруги Наговицины были очень приятными людьми. Несмотря на солидный брачный стаж, смотрели друг на друга влюбленными глазами. У них всё было общим. В том числе и увлечения.
«Они были прикольными, добрыми, всегда готовыми прийти на помощь, — вспоминают друзья. — Очень спортивными. Сережа и Наташа еще с юности занимались туризмом и бегом, а в середине «десятых» увлеклись альпинизмом».
«Если уйду, то муж умрет»
Вместе супруги покорили несколько вершин. Летом 2021 года они отправились на восхождение на гору Хан-Тенгри. Этот семитысячник расположен в горной системе Тянь-Шань со стороны Киргизии. Этот поход оказался роковым. Как вспоминала сама Наталья в снятом в 2022 году документальном фильме «Остаться с Хан-Тенгри. Трагедия на горе», сначала удача им сопутствовала. Погода была отличная, их довезли до базового лагеря «Южный Иныльчек», хотя купленный Наговициными тур был самым дешевым и не включал трансфер и гида. Начальник базового лагеря Дмитрий Греков посмотрел альпкнижки супругов и допустил их на восхождение без гида. Они пошли в составе большой группы, в которую входил в том числе итальянский альпинист Лука Синигалья. Он не знал русского языка. А на английском говорили только Наталья с мужем. Поэтому он всюду ходил за ними «хвостиком».
Группа находилась в штурмовом лагере, когда пришел плохой прогноз погоды. Все, кроме итальянца, решили пока что отказаться от штурма вершины. А Лука один поднялся на пик и вернулся счастливый. Последовать его примеру решили и Наговицины. Они дошли до отметки 6400 метров, поставили палатку, переночевали и выдвинулись на пик.
«Мы шли, и муж вдруг пожаловался на боль в желудке, — рассказывала в фильме Наталья. — Мы подумали, что он что-то съел не то. Посидели. Он съел шоколадку. Вроде боль прошла. Пошли дальше, шли, не останавливаясь. И вдруг он замер. Упал. Оказалось, что его парализовало». Наверное, это был инсульт. Речь Сергея стала замедленной, он не мог встать. Хотя оставался в полном сознании. Дмитрий Греков, которому Наговицина по рации рассказала о случившемся, сообщил, что альпинисты из других групп уже вышли Сергею на помощь. И добавил, что ей самой нужно спускаться — погода портится. Но женщина наотрез отказалась покидать своего мужа. Хотя сам Сергей тоже просил ее уходить. На гору спустилась ночь. У них не было ни спальника, ни палатки. На альпинистском сленге это называется «холодная» ночевка на голых камнях — опасное, в общем-то, дело на такой высоте.
Она ушла, и он умер...
«Я поняла, что у меня ребенок взрослый, если что, он сам пробьется, а муж в беспомощном состоянии, — вспоминала Наговицина. — Поэтому я решила остаться с ним. Я понимала, что если уйду, то муж умрет. Если не уйду, есть шанс, что он выживет. Муж говорил — они лучше знают, спускайся. Я говорю ему — не беси меня. И тут муж меня обнял, и я поняла, что приняла правильное решение». Сергей за ночь обморозил лицо и руки, они стали черными. Мужчина чуть не плакал от боли, у него начался бред.
Помощь подоспела на рассвете. Наталья передала мужа спасателям, а сама спустилась в штурмовой лагерь и сразу уснула. Проснулась, стала ждать Сергея. Но спасатели пришли одни. Они несли Сергея Наговицина, но устали и положили его на снег, пристегнув обвязку к перилам. А сами переночевали в штурмовом лагере и утром отправились за ним. Увидели, что обвязка всё также пристегнута к перилам, но она была пустой. Самого Сергея нигде не было. Судя по всему, ночью он снял обвязку, пополз и упал в пропасть. В бреду ли он так сделал или сознательно, понимая, что ему ампутируют отмороженные конечности, и не желая жить инвалидом — уже никто не узнает. Если бы с ним осталась Наталья, этого бы не произошло. Она сама говорила Грекову: «Если я уйду, муж умрёт». Она ушла, и он умер. Наталья это понимала и потом всю оставшуюся жизнь мучилась сомнениями в правильности принятого ею решения.
Впереди — вечность
На следующий, 2022 год, Наталья поднялась снова на Хан-Тенгри и установила памятную табличку на месте гибели мужа. Говорят, что она просила сына Мишу сопроводить ее хотя бы до базового лагеря. Но юноша отказался, он категорически не разделял родительского увлечения — горы внушали ему ужас. В том же году Наталья подала иск в Пресненский суд с требованием признать Сергея Наговицина умершим. Эта процедура необходима в тех случаях, когда тело человека не было найдено. Суд удовлетворил этот иск.
На основании этого судебного решения вдова получила свидетельство о смерти Сергея Наговицина. Причем датой смерти стояла дата вступившего в силу решения суда, так делается согласно действующему законодательству. Тело Сергея Наговицина так и не было найдено. Впрочем, его никто и не искал. А вот тело Натальи известно где. Кадры бьющейся на ветру оранжевой палатки под скалой Птица облетели весь мир. За тканью можно разглядеть силуэт человека с согнутыми ногами — это тело Натальи Наговициной. Ее не стали спасать, пока она была живой, — слишком опасно. Вряд ли теперь, когда она мертва, кто-то возьмется за спуск ее тела. Если только за очень большие деньги. Но, возможно, что родственники не пожелают эвакуировать мать с вершины для того, чтобы похоронить по-человечески. Потому что на соседней вершине вечным сном спит ее любимый муж. Можно протянуть руку и дотронутся до любимого лица. Мертвым в вечности это доступно.
АиФ в MAX https://max.ru/aif
АиФ в Телеграм
Официальный канал АиФ https://t.me/aifonline
АиФ. Здоровье https://t.me/aif_health
АиФ. На даче https://t.me/aif_dacha
АиФ. Кухня https://t.me/aif_food
Вопрос-Ответ — вопросы, ответы, викторины и интересные факты обо всем на свете. https://t.me/aif_vo