Найти в Дзене
Аргументы и факты – aif.ru

Уснувшие на Тянь-Шане. Супруги Наговицины поделили одну смерть на двоих

Оглавление
   Кадр из фильма Дмитрия Синицына «Остаться с Хан-Тенгри». Наталья с табличкой, установленной в память о Сергее
Кадр из фильма Дмитрия Синицына «Остаться с Хан-Тенгри». Наталья с табличкой, установленной в память о Сергее

В жизни погибшей на пике Победы сотрудницы Центризбиркома Натальи Наговициной было две любви — к горам и к мужу Сергею. Она оставалась им верна до конца. Теперь супруги будут вечно покоиться на двух соседних вершинах Тянь-Шаня.

«Спасать некого»

Операция по спасению заблокированной на пике Победы сломавшей ногу Натальи Наговициной была прекращена еще в конце августа.

   Четырьмя годами ранее на соседней вершине Хан-Тенгри погиб любимый муж Натальи — Сергей Наговицин. Кадр видео
Четырьмя годами ранее на соседней вершине Хан-Тенгри погиб любимый муж Натальи — Сергей Наговицин. Кадр видео

Впрочем, как aif.ru откровенно рассказал участник этой операции Святослав Корнев, она кончилась, не успев начаться, еще 16 августа, когда вертолет, доставивший альпинистов-спасателей на высоту 4800 км, потерпел крушение. Корнев и альпинист из Бурятии Баир Батуев получили травмы и были госпитализированы в больницу. Оставшихся людей было недостаточно, чтобы вытащить Наговицину с пика, поэтому спасгруппы пошли сначала на помощь спускавшимся Гюнтеру и Роману Мокринскому, потом — искать тело погибшего итальянца Луки Синигальи.

Бывшая участница телешоу «Дом-2» Виктория Боня, которая с некоторых пор тоже увлечена альпинизмом, близко к сердцу приняла трагедию Натальи Наговициной. Она оплатила съемку с дрона, которая была произведена 2 сентября. Видео показало, что нет никаких признаков жизни в палатке под скалой Птица. «Спасать некого», — с горечью резюмировала виктория Боня. — Наталья Наговицина упокоилась с миром». Примечательно, что четырьмя годами ранее на соседней вершине Хан-Тенгри погиб любимый муж Натальи — Сергей Наговицин.

Любимая Москва

Наталья и Сергей Наговицины оба родились и выросли в Пермском крае. Они познакомились и полюбили друг друга еще в студенческие годы, когда учились в Пермском государственном университете. Молодые люди поженились, у них родился сын Миша. Семью помотало по России. Наговицины уехали в Читу, потом в Калужскую область, потом несколько лет жили в подмосковном Чехове. В итоге обосновались в Москве. Как писал perm.aif.ru, в 2012 году семье выделили квартиру в центре Москвы от Военной академии РВСН им. Петра Великого, в которой работал Сергей Наговицин. Жилплощадь потом удалось приватизировать. А сама Наталья устроилась на работу в Центризбирком РФ. Она работала в отделе, отвечающем за развитие системы «ГАС-Выборы». Сын Михаил трудится программистом и в целом далек от спорта, тем более от альпинизма.

«Наталья обожала Москву, — рассказывали aif.ru ее друзья. — Особенно ей нравились окрестности станции метро Китай-Город, парк Зарядье, набережная Москвы-реки. Очень любила гулять по центру города». Друзья говорят, что супруги Наговицины были очень приятными людьми. Несмотря на солидный брачный стаж, смотрели друг на друга влюбленными глазами. У них всё было общим. В том числе и увлечения.

   Увлечение альпинизмом Натальи разделял муж Сергей. Фото: соцсети
Увлечение альпинизмом Натальи разделял муж Сергей. Фото: соцсети

«Они были прикольными, добрыми, всегда готовыми прийти на помощь, — вспоминают друзья. — Очень спортивными. Сережа и Наташа еще с юности занимались туризмом и бегом, а в середине «десятых» увлеклись альпинизмом».

«Если уйду, то муж умрет»

Вместе супруги покорили несколько вершин. Летом 2021 года они отправились на восхождение на гору Хан-Тенгри. Этот семитысячник расположен в горной системе Тянь-Шань со стороны Киргизии. Этот поход оказался роковым. Как вспоминала сама Наталья в снятом в 2022 году документальном фильме «Остаться с Хан-Тенгри. Трагедия на горе», сначала удача им сопутствовала. Погода была отличная, их довезли до базового лагеря «Южный Иныльчек», хотя купленный Наговициными тур был самым дешевым и не включал трансфер и гида. Начальник базового лагеря Дмитрий Греков посмотрел альпкнижки супругов и допустил их на восхождение без гида. Они пошли в составе большой группы, в которую входил в том числе итальянский альпинист Лука Синигалья. Он не знал русского языка. А на английском говорили только Наталья с мужем. Поэтому он всюду ходил за ними «хвостиком».

Группа находилась в штурмовом лагере, когда пришел плохой прогноз погоды. Все, кроме итальянца, решили пока что отказаться от штурма вершины. А Лука один поднялся на пик и вернулся счастливый. Последовать его примеру решили и Наговицины. Они дошли до отметки 6400 метров, поставили палатку, переночевали и выдвинулись на пик.

«Мы шли, и муж вдруг пожаловался на боль в желудке, — рассказывала в фильме Наталья. — Мы подумали, что он что-то съел не то. Посидели. Он съел шоколадку. Вроде боль прошла. Пошли дальше, шли, не останавливаясь. И вдруг он замер. Упал. Оказалось, что его парализовало». Наверное, это был инсульт. Речь Сергея стала замедленной, он не мог встать. Хотя оставался в полном сознании. Дмитрий Греков, которому Наговицина по рации рассказала о случившемся, сообщил, что альпинисты из других групп уже вышли Сергею на помощь. И добавил, что ей самой нужно спускаться — погода портится. Но женщина наотрез отказалась покидать своего мужа. Хотя сам Сергей тоже просил ее уходить. На гору спустилась ночь. У них не было ни спальника, ни палатки. На альпинистском сленге это называется «холодная» ночевка на голых камнях — опасное, в общем-то, дело на такой высоте.

Она ушла, и он умер...

«Я поняла, что у меня ребенок взрослый, если что, он сам пробьется, а муж в беспомощном состоянии, — вспоминала Наговицина. — Поэтому я решила остаться с ним. Я понимала, что если уйду, то муж умрет. Если не уйду, есть шанс, что он выживет. Муж говорил — они лучше знают, спускайся. Я говорю ему — не беси меня. И тут муж меня обнял, и я поняла, что приняла правильное решение». Сергей за ночь обморозил лицо и руки, они стали черными. Мужчина чуть не плакал от боли, у него начался бред.

Помощь подоспела на рассвете. Наталья передала мужа спасателям, а сама спустилась в штурмовой лагерь и сразу уснула. Проснулась, стала ждать Сергея. Но спасатели пришли одни. Они несли Сергея Наговицина, но устали и положили его на снег, пристегнув обвязку к перилам. А сами переночевали в штурмовом лагере и утром отправились за ним. Увидели, что обвязка всё также пристегнута к перилам, но она была пустой. Самого Сергея нигде не было. Судя по всему, ночью он снял обвязку, пополз и упал в пропасть. В бреду ли он так сделал или сознательно, понимая, что ему ампутируют отмороженные конечности, и не желая жить инвалидом — уже никто не узнает. Если бы с ним осталась Наталья, этого бы не произошло. Она сама говорила Грекову: «Если я уйду, муж умрёт». Она ушла, и он умер. Наталья это понимала и потом всю оставшуюся жизнь мучилась сомнениями в правильности принятого ею решения.

Впереди — вечность

На следующий, 2022 год, Наталья поднялась снова на Хан-Тенгри и установила памятную табличку на месте гибели мужа. Говорят, что она просила сына Мишу сопроводить ее хотя бы до базового лагеря. Но юноша отказался, он категорически не разделял родительского увлечения — горы внушали ему ужас. В том же году Наталья подала иск в Пресненский суд с требованием признать Сергея Наговицина умершим. Эта процедура необходима в тех случаях, когда тело человека не было найдено. Суд удовлетворил этот иск.

   Палатка Натальи Наговициной. Кадр из видео
Палатка Натальи Наговициной. Кадр из видео

На основании этого судебного решения вдова получила свидетельство о смерти Сергея Наговицина. Причем датой смерти стояла дата вступившего в силу решения суда, так делается согласно действующему законодательству. Тело Сергея Наговицина так и не было найдено. Впрочем, его никто и не искал. А вот тело Натальи известно где. Кадры бьющейся на ветру оранжевой палатки под скалой Птица облетели весь мир. За тканью можно разглядеть силуэт человека с согнутыми ногами — это тело Натальи Наговициной. Ее не стали спасать, пока она была живой, — слишком опасно. Вряд ли теперь, когда она мертва, кто-то возьмется за спуск ее тела. Если только за очень большие деньги. Но, возможно, что родственники не пожелают эвакуировать мать с вершины для того, чтобы похоронить по-человечески. Потому что на соседней вершине вечным сном спит ее любимый муж. Можно протянуть руку и дотронутся до любимого лица. Мертвым в вечности это доступно.

АиФ в MAX https://max.ru/aif

АиФ в Телеграм

Официальный канал АиФ https://t.me/aifonline

АиФ. Здоровье https://t.me/aif_health

АиФ. На даче https://t.me/aif_dacha

АиФ. Кухня https://t.me/aif_food

Вопрос-Ответ — вопросы, ответы, викторины и интересные факты обо всем на свете. https://t.me/aif_vo