СКОРОСТЬ — 400 КМ/ЧАС
В России начали собирать вагоны для высокоскоростных поездов. Этот проект вынашивался в нашей стране более полувека, еще начиная с советских времен, и вот теперь лед, наконец, тронулся. Сваривать вагоны начали на заводе «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме (Свердловская обл.), а первая высокоскоростная магистраль (ВСМ-1) свяжет Москву и Санкт-Петербург.
Новые поезда смогут преодолевать это расстояние за 2 часа 15 минут и развивать скорость до 400 км/час, сообщает инфоцентр ВСМ. Протяженность новой трассы составит 679 км - получается, что «летать» из Москвы до Питера пассажиры будут со средней скоростью 302 км/час. Для сравнения: нынешние «Сапсаны» преодолевают расстояние между двумя столицами за 4 часа, средняя скорость порядка 170 км/час, а максимальная, предусмотренная конструкцией, - 250 км/час.
Теперь о самих высокоскоростных поездах. Современный дизайн, особенно хорош головной вагон, обтекаемые формы, низкий коэффициент аэродинамического сопротивления — для уменьшения сопротивления встречному воздушному потоку. Составы будут насчитывать по 8 вагонов , в которых разместятся до 454 пассажиров. Предусмотрены и спаренные варианты 8+8 вагонов. Будет и бизнес-класс и эконом, а всего запланировано 4 класса комфортности. Поезд будет состоять из более 15 тыс деталей и компонентов, значительная часть которых уникальна для России, уточнили в инфоцентре. Да и сам проект уникален — в России таких еще не было.
Корпуса вагонов будут изготавливаться из алюминиевого профиля — это позволит значительно снизить массу конструкции, поскольку алюминий почти в 3 раза легче стали. А в целом вагон при такой замене будет весить на 25-30% меньше стального аналога. Благодаря этому уменьшится нагрузка на железнодорожное полотно, снизятся энергозатраты при движении.
Первый высокоскоростной электропоезд будет изготовлен уже в 2027 году. Затем пройдут испытания — в тестовом режиме состав будут гонять на участке от Зеленограда до Твери. Впрочем, испытания элементов ходовой части уже начались — они проходят в Коломне.
А высокоскоростное сообщение между двумя столицами начнется с 2028 года. Кстати, высокоскоростной считается линия, на которой развивается скорость от 200 км/час. Так что нынешние «Сапсаны» не «высоко», а просто скоростные поезда.
РЕЛЬСЫ УЖЕ ГОТОВЫ
Важнейшая составляющая высокоскоростного сообщения — это рельсы. Если у обычных длина 25 метров, то для ВСМ используют 100-метровые. И никаких стыков — соединение бесшовное, поэтому романтического стука колес на ВСМ не будет. «Стометровки» сваривают в 800-метровые плети и после этого укладывают. Как же доставляют такие конструкции? На специальном железнодорожном транспорте. Первая партия рельсов ДТ350ВС400 уже изготовлена в корпорации ЕВРАЗ и доставлена в Санкт-Петербург.
ПОЧЕМ БИЛЕТИКИ?
Интересно, сколько же будет стоить билет на такой поезд? Официальной информации пока нет, но на прошлогодней стратегической сессии по строительству ВСМ, которая проходила в Новгороде, говорилось, что проезд обойдется в среднем в 10 тысяч рублей. Дороговато. Но, понятное дело, стоимость выберут такую, чтобы вагоны не ездили пустыми. Потому что этот проект не столько бизнес, сколько доказательство технических, технологических и интеллектуальных возможностей страны. А бизнес доберет свое за счет интенсивного потока туристов между двумя столицами. «Сапсан» поначалу тоже казался дороговатым, а теперь билеты приходится брать заранее.
ЧТО ЭТО ДАСТ
- Существующая железнодорожная линия «Москва-Санкт-Петербург» исчерпала свою пропускную способность, она не может полностью удовлетворять спрос на скоростные перевозки, - сказал руководитель Центра независимых комплексных транспортных исследований Российского университета транспорта (МИИТ) Алексей Колин.
Сейчас между столицами курсируют 13 пар электропоездов, а новая ВСМ, как ожидается, позволит организовать движение примерно 40 пар поездов в сутки.
- Кроме того, ввод ВСМ-1 позволит вернуть грузовые поезда, следующие из Центральной России на Северо-Запад, на кратчайший маршрут - линию, проходящую через Бологое, продолжил Колин. - В настоящее время, чтобы давать дорогу «Сапсанам» грузовые поезда курсируют кружными маршрутами. Из-за этого увеличиваются сроки доставки грузов, расходы перевозчика и затраты грузовладельцев.
Традиционные пассажирские поезда в коридоре Санкт-Петербург-Москва тоже останутся, но их, возможно, станет меньше. А вот «Сапсаны» после запуска ВСМ на этом пути уже курсировать, скорее всего, не будут. Но под пресс они не пойдут, поезда переведут на другие участки страны.
Важнейшая роль ВСМ — возможность идти нашей транспортной мысли в ногу со временем.
- Железнодорожное сообщение должно переходить в скоростной сегмент либо в долгосрочной и среднесрочной перспективе оно проиграет другим видам транспорта, - сказал KP.RU директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВВШЭ Михаил Блинкин. - Высокоскоростные трассы, рассчитанные на движение со скоростями 350 км/час и более можно увидеть между Шанхаем и Пекином, Осакой и Токио, Брюсселем и Лондоном — это самое прогрессивное, что есть в мировом транспортном сообщении. А у нас нечего показать. На чем же будут учиться наши транспортные инженеры? Поезда, устройство пути, организация пассажиропотоков — по всем этим направлениям нам необходимо иметь собственные примеры, полигоны для развития специалистов.
Новый проект даст импульс собственному транспортному машиностроению, считает эксперт.
- В сегменте локомотивов, вагонов наше машиностроение выглядит очень прилично. В строительстве путей тоже. Но надо идти вперед, - говорит Блинкин. - Но много ли людей будут платить дополнительные деньги за выигрыш во времени? Так что как правильно организовать ценовую политику, чтобы маршруты были востребованы — это тоже очень важный вопрос.
КИТАЙСКИЙ ОПЫТ
Когда-то автору этих строк удалось прокатиться на высокоскоростном поезде в Китае — от Южного вокзала Пекина до Циндао, где в 2018 году проходил саммит ШОС. Кстати именно в Циндао находится Китайская вагоностроительная корпорация CRRC, где как раз и изготавливают эти составы.
Свободных мест в вагоне не было — и это несмотря на будний день. Стоимость билета по китайским меркам невысокая — за 4 с половиной часа пути я заплатил семь лет назад примерно 2300 рублей на наши деньги. Ехать очень комфортно. Удобные кресла с откидными обеденными столиками (кормили обильно и вкусно), чистые туалеты, кулер с горячей водой, а главное, стаканчики не исчезают до конца поездки. Курить строго воспрещается. Мягкий ход, на табло высвечивается скорость. Постоянная, крейсерская - 303 км/час.
Развитие ВСМ в Китае началось в середине 90-х, а до этого там и панда не валялась. Пригласили зарубежные компании строить дороги с бесшовным соединением рельсов. Именно такие и нужны для высокоскоростных составов. Поначалу их импортировали. А сейчас и рельсы, и поезда, и технологии — все made in China.
А мы еще с 60-х советских годов принимали важные документы о развитии ВСМ, проводили экспертизы, все 90-е экологи и инженеры проспорили, нанесет это вред окружающей среде или нет, постановления о строительстве отменялись и принимались вновь, деньги выделялись и пропадали, и только начиная с 2009 года планов громадье стало реализовываться. Появились трасса Москва-Санкт-Петербург и еще парочка – из столицы в Нижний Новгород и от Питера до Хельсинки. Всего примерно на 1,5 тыс км. Да и то — от укладки новых скоростных путей отказались: сэкономили. Пустили «Сапсаны» по обычным рельсам. А на таких до стандартов ВСМ не разгонишься.
Сейчас в Китае протяженность ВСМ составляла 48 тыс км. О темпах строительства говорит тот факт, что на конец 2017 года было 25 тыс км. Причем все это — новые бесшовные пути, позволяющие развивать скорость более 450 км/час. Скоростной сетью опутаны почти все города-миллионники.
Автор: Владимир ПЕРЕКРЕСТ