Найти в Дзене
National Interes

История наций. Религия

Термин «религия» происходит от латинского religio, что означает святыня, предмет культа, связь. Религию определяют как мировоззрение, мироощущение и поведение, в основе которых лежит вера в существование бога или богов, т.е. вера в сверхъестественное. В основании всех религий можно увидеть две основные идеи: l веру в то, что гибель живого существа не означает конца существования: другая, особая жизнь возможна и после смерти; ll веру в то, что справедливость, почти не достижимая в реальном мире, при жизни, обязательно восторжествует в мире потустороннем, после смерти. Исторические формы развития религии: l племенные — магия, тотемизм, фетишизм, анимизм; ll национально-государственные (этнические); lll мировые. Национальные религии распространены, как правило, в пределах одного народа. К ним, в частности, относятся индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, зороастризм, иудаизм. Религии делятся на учительские — имеющие основоположника, учителя, и народные, когда невозможно указать конкре

Термин «религия» происходит от латинского religio, что означает святыня, предмет культа, связь. Религию определяют как мировоззрение, мироощущение и поведение, в основе которых лежит вера в существование бога или богов, т.е. вера в сверхъестественное. В основании всех религий можно увидеть две основные идеи: l веру в то, что гибель живого существа не означает конца существования: другая, особая жизнь возможна и после смерти; ll веру в то, что справедливость, почти не достижимая в реальном мире, при жизни, обязательно восторжествует в мире потустороннем, после смерти. Исторические формы развития религии: l племенные — магия, тотемизм, фетишизм, анимизм; ll национально-государственные (этнические); lll мировые. Национальные религии распространены, как правило, в пределах одного народа. К ним, в частности, относятся индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, зороастризм, иудаизм. Религии делятся на учительские — имеющие основоположника, учителя, и народные, когда невозможно указать конкретного основателя, пророка. С точки зрения объекта обожествления - выделяют религии политеистические - это поклонение многим богам (политеизм, многобожие, язычество), и религии монотеистические (монотеизм).

  1. Функции религии
    Мировоззренческая функция заключается в создании особого миропонимания, в центре которого стоит вера в реальность существования сверхъестественного, играющего определяющую роль в судьбе человека и общества.
    Компенсирующая функция. Обращаясь к религии, человек стремится компенсировать свое бессилие перед горькими обстоятельствами жизни, найти утешение, избавление от страданий.
    Интегрирующе-дезинтегрирующая функция. Общее вероисповедание объединяет людей, в то же время выделяя, а в иных ситуациях и противоставляя их приверженцам других религиозных учений. Таким образом, в одних случаях религиозный фактор может быть важным элементом стабильности общества, в других же - играть прямо противоположную роль.
    Регулирующая функция состоит в том, что с помощью определенной системы норм, ценнностных установок, предписаний осуществляется управление деятельностью индивидов и групп разного уровня.
    Коммуникативная функция проявляется в том, что люди вступают в отношения между собой, общаются по поводу отправления религиозных обрядов; религия объединяет людей одной конфессии, даст им определенные мировоззренческие ориентиры.
    Воспитательная функция заключается в том, что религия способствует социализации индивида, прививая определенные правила и навыки поведения в обществе, формируя систему ценностей, включающую и общечеловеческие.
    2. Теории происхождения религий
    Большинство верований первобытных племен относят к политеистическим, так как люди поклонялись сразу нескольким богам. Однако монотеистические верования также были достаточно распространены.
    Проблему происхождения религии начали исследовать в XVIII веке. Однако однозначного ответа до сих пор нет.
    Концепции происхождения религии
    Все теории можно разделить на 2 основные группы: атеистические (эволюционные) и богословские.
    Суть богословской концепции состоит в том, что изначально верование было дано людям высшей силой - создателем. Бог поделился с людьми своими знаниями через своих пророков, а также через них дал людям свои законы и заповеди, которых должны придерживаться все верующие. До второй половины XIХ века богословская концепция не подвергалась сомнению, однако ближе к концу XIХ века все больше исследователей склоняются к эволюционной концепции.

Эволюционная концепция происхождения религии заключается в том, что верования возникли по причине невозможности людей объяснить те или иные явления внешнего мира. Также с помощью религии у вождей племени была возможность управлять людьми, объявляя свои указания божьей волей. Эволюция религии напрямую зависела от степени развития общества.

-2

Наиболее известные теории происхождения религии

  1. Теистическая теория. Первопричиной появления религии был сам бог (или боги), который сотворил мир и людей. Человек, чувствуя свою незримую связь с Создателем, пытался установить контакт с высшими силами, что и послужило появлением тех либо иных обрядов и культов. Этой теории придерживались немецкий философ Фридрих Шеллинг, английский историк Эндрю Лэнг, российский богослов и философ Владимир Соловьев и др.
    2. Натуралистическая теория. Объясняет происхождение религии невозможностью древних людей понять происходящие в природе процессы. Силы природы пугали людей, поэтому первые верования и культы следует расценивать как попытки первобытного человека задобрить высшие силы. Исходя из натуралистической теории, не бог создал человека, а наоборот, человек создал бога, ведь первые люди обожествляли все необъяснимое. Основоположником натуралистической теории является Демокрит, также ее придерживались Фейербах, М.Мюллер, Н.Афанасьев и др.
    3. Социологическая теория. Религию создало само первобытное человеческое общество. В каждом племени или общине первых людей существовали правила и законы. Именно эти нормы и легли в основу религии, а верование в сверхъестественные силы возникло для того, чтобы удовлетворить духовные потребности человека. Главным предназначением религии по социологической теории является обеспечение влияния общества на отдельного индивида. Основоположниками данной теории являются Э.Дюркгейм и М.Вебер.
    4. Марксистская теория. Религия является следствием несовершенства человеческого общества, и ее создали господствующие слои общества для того, чтобы с помощью верований управлять жизнью общества. Основоположниками данной теории являются Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
    5. Психоаналитическая теория. Религия возникла вследствие наличия в человеке потребности в защите и желания отгородиться от увеличивающегося влияния коллектива на жизнь индивида. Религия является самым простым способом удовлетворить инфантильную потребность во всесильном отце (отце-боге). Основоположником данной теории является Зигмунд Фрейд.

    3. Анимизм
    Понятие "анимизм" появилось в научных трудах в 1708 году, когда германский ученый Георг Шталь назвал этим определением верование в душу как в безличное начало, что является основой всех жизненных процессов. Современные исследователи под анимизмом понимают все верования, основанные на вере в существование нематериальных духов. Анимизм является одной из самых первых и всеобъемлющих религий, так как к этому верованию можно отнести все религии, основанные на существовании высших сил, духов, а также бессмертных душ.
    Погребальный культ и культ предков, которые присутствовали практически во всех древних религиях, являются одними из проявлений анимизма, так как оба эти культа свидетельствуют о вере в посмертную жизнь и нематериальный мир.

Первой формой анимизма являлась вера в духов стихий и живой и неживой природы. Так как древние люди не могли объяснить причину появления природных процессов, они одухотворяли силы природы. Именно анимизм стал основой для формирования политеистических верований, ведь духи, в которых верили первобытные люди, со временем стали восприниматься ими как разумные сущности, понимающие желания людей и покровительствующие им.

-3

4. Фетишизм

Фетишизм - вера в то, что какой-либо материальный объект является носителем таинственной мистической силы, причем таким объектом могли быть как камни необычной формы, деревья и рукотворные предметы, так и солнце, луна и т.д. Фетишизм является НЕ полноценным религиозным верованием, а одной из составляющих древних религиозных культов.

У первобытных людей был не один фетиш, так как они считали магическим практически все необычное. Выйдя на охоту, древний человек на своем пути мог найти несколько предметов которые он мог посчитать таинственными и сделать своими фетишами. С развитием общинного строя у каждого племени появился свой фетиш. Люди просили фетиш о помощи, благодарили его за удачу, однако беспрекословного почитания фетиша не было - когда, по мнению первобытных людей, магический предмет не помогал им, они его истязали, чтобы принудить к действию.

В большинстве современных религий есть место фетишизму. Некоторые религиеведы сходятся во мнении, что изображения святых, священные мощи, вещи, принадлежащие апостолам и пророкам - это своего рода фетиши для адептов религий. Также к отголоскам фетишизма можно отнести веру людей в силу амулетов, оберегов и других предметов, связанных с тем или иным культом.

5. Тотемизм

Термин "тотемизм" произошел от языка северноамериканских индейцев, на котором слово "ототем" значит "род его". Тотемизм - религия, основанная на веровании в наличие мистической связи между человеком с каким-либо животным или растением, и именно это животное или растение и называлось тотемом. Появление тотемизма связано с укладом жизни древних людей. Первобытные люди занимались охотой и собирательством, для них растения и животные были источником пропитания, поэтому человек начал их. Наиболее ярко религия тотемизм была представлена в племенах северной Америки, центральной Африки и Австралии, так как жизнь древних людей, проживающих в этих регионах, была более сильно связана с окружающей природой.

Сформировались обряды и культы, направленные на задабривание тотема. К примеру, при рождении ребенка проводились ритуалы, направленные на то, чтобы тотем дал покровительство новому члену племени; потом выросший ребенок должен был сам просить милости тотема;

Система табу была неотъемлемой частью религии. Наиболее распространенными табу были:

  • запрет на убийство тотемного животного;
  • запрет на употребление в пищу тотема (за исключением ритуалов);
  • запрет на демонстрирование связи с тотемом перед представителями других племен;
  • запрет на убийство соплеменников, так как это может оскорбить тотемное животное и др.

6. Магия (шаманизм)

Магия - четвертая из проторелигий, причем она зачастую содержит в себе элементы тотемизма, фетишизма и анимизма. Магия - это вера в наличие сверхъестественных сил, а также в возможность посредством определенных ритуалов и обрядов вступить в контакт с этими силами и с их помощью повлиять на человека, социальное или природное явление. Магия затрагивала практически все сферы жизни древних людей, и со временем в каждом племени (общине) выделились своеобразные касты магов - людей, которые занимались исключительно колдовством и зарабатывали себе на жизнь проведением ритуалов.

Шаманизм часто отождествляют с магией, однако это не совсем верно. Несомненно, у шаманизма есть много общего с магией, однако основа этой древней религии - вера в богов и духов и возможность шамана контактировать с ними. Шаман является ключевой фигурой, так как этот человек живет одновременно в двух мирах - в материальном мире и мире духов. Магия и ритуалы шамана направленны на связь с духами, и считается, что шаманы могут просить сверхъестественные силы влиять на людей и события материального мира. Адепты шаманизма считаются избранниками духов, и можно сказать, что шаманы в этой религии - это своего рода жрецы, с помощью магических ритуалов связывающиеся с духами и воплощениями духов в материальном мире.

-4

Античный политеизм: Религия Древнего Египта: Общеегипетские боги. Обожествление фараонов. Мифология

Религия Древнего Египта состояла в теснейшей связи с…

Подробнее при переходе по ссылке: https://nationalinteres.blogspot.com/2020/03/blog-post_4.html