Найти в Дзене
Она такая разная

Как восстанавливали Москву после пожара 1812 года - образец типового дома

В столице много исторических усадеб и особняков, в которых сохранились интерьеры. Интерьеры очень важны для понимания того, как жили раньше москвичи, разумеется москвичи состоятельные. Самые состоятельные из них строили настоящие дворцы, украшая их по моде того времени и своему вкусу и наполняя дорогими предметами быта, которые со временем стали считаться произведениями искусства. Пример такого дворца – дворец в Кусково графа Шереметева http://www.peshkompomoskve.ru/kuskovo/. Купеческие особняки оформлялись попроще, но и в среде богатых купцов было престижно не просто построить особняк, но и украсить его как можно богаче, например, как особняк Стахеева http://www.peshkompomoskve.ru/osobnyak_staheeva/ . После 1917 года многим конфискованным особнякам нашли новое применение. Одни превратились в музеи, в других разместились посольства и представительства зарубежных государств, третьи заняли разные конторы. Меньше всего повезло тем особнякам, которые были приспособлены под жильё – коммунал
Оглавление

Судьбы московских усадеб

В столице много исторических усадеб и особняков, в которых сохранились интерьеры. Интерьеры очень важны для понимания того, как жили раньше москвичи, разумеется москвичи состоятельные. Самые состоятельные из них строили настоящие дворцы, украшая их по моде того времени и своему вкусу и наполняя дорогими предметами быта, которые со временем стали считаться произведениями искусства. Пример такого дворца – дворец в Кусково графа Шереметева http://www.peshkompomoskve.ru/kuskovo/. Купеческие особняки оформлялись попроще, но и в среде богатых купцов было престижно не просто построить особняк, но и украсить его как можно богаче, например, как особняк Стахеева http://www.peshkompomoskve.ru/osobnyak_staheeva/ .

После 1917 года многим конфискованным особнякам нашли новое применение. Одни превратились в музеи, в других разместились посольства и представительства зарубежных государств, третьи заняли разные конторы. Меньше всего повезло тем особнякам, которые были приспособлены под жильё – коммуналки, общежития.

Время шло, многие интерьеры были утрачены, другие требовали реставрации. В последнее время в Москве реставрации подвергаются многие здания, имеющие статус памятника архитектуры или объекта культурного наследия.

К сожалению, не все реставрационные мероприятия можно считать удачными. Вот, например, палаты Волковых-Юсуповых. Здесь были полностью воспроизведены интерьеры, но с использованием современных строительных материалов. Росписи начали отваливаться уже примерно через год после такой реставрации http://www.peshkompomoskve.ru/palaty_volkovyh_yusupovyh/. Почти десять лет палаты закрыты.

Но безусловно больше примеров научной реставрации зданий и интерьеров, когда не просто ремонтируют фасады и воспроизводят по рисункам и чертежам интерьеры, а и стараются по возможности сохранить, то что ещё можно сохранить, а утраченное воссоздать по технологиям, максимально приближенным к аутентичным. Так, например, был отреставрирован особняк Муравьёвых-Апостолов http://www.peshkompomoskve.ru/muravyov-apostol_estate/.

История дома Палибина

Сегодня мы познакомимся с домом Гавриила Палибина, который расположен на улице Бурденко, 23. Этот дом интересен и удачно проведённой реставрацией, и тем, что принадлежал он не богатому дворянину или купцу 1-ой гильдии, а простому служащему Московской межевой канцелярии.

Дом в Долгом переулке (так в 19 веке называлась улица Бурденко) был построен в 1818 году для Гавриила Александровича Палибина. Об этом человеке сохранилось очень мало достоверных сведений. Гавриил Александрович имел достаточно высокий VI чин коллежского советника в Табели о рангах, служил в Московской межевой канцелярии. За службу был награжден орденами Святого Владимира и Святой Анны. О семье и его наследниках ничего не известно, но вероятнее всего семьи у него не было. Скончался Палибин в 1844 году в возрасте 76 лет, похоронен на кладбище Спасо-Андронникова монастыря.

После пожара 1812 года в Москве была создана Экспедиция кремлёвского строения, которую возглавлял Осип Бове и в которой работали такие известные архитекторы, как Доменико Жилярди, Матвей Казаков, Афанасий Григорьев. Цель работы Экспедиции – как можно быстрее восстановить Москву после пожара. Для этого было разработано несколько типовых проектов жилых домов, так называемых «образцовых фасадов». Дома эти были разными по площади и, соответственно, по цене.

Дом Палибина возведён по одному из самых простых и недорогих проектов. Он построен из дерева и оштукатурен. На красную линию выходит главный фасад дома в пять окон, центральную часть которого венчает небольшой мезонин. Под карнизом расположена лепнина с характерными для ампира элементами: лавровыми венками, факелами, узором меандра, ликами Горгон и фантастическими существами – ихтиокентаврами. Фасад был окрашен в дозволенный Александром I светло-серый, так называемый «дикий», цвет. За домом располагался сад и немногочисленные хозяйственные постройки.

В 2019 году я немного писала об этом доме. Тогда ему только предстояла реставрация. Посмотреть, как выглядели тогда фасады и сравнить их с теперешними можно здесь http://www.peshkompomoskve.ru/moskva_derevyannaya-3/.

Но продолжим знакомиться с историей дома. После кончины Палибина домом некоторое время владел надворный советник Лев Иванович Недринский. Новый хозяин в 1847–1849 годах слегка перестроил дом – со стороны двора возвели новую пристройку с антресолями. А следующий хозяин, штабс-капитан в отставке Александр Иванович Редриков, в 1857 году пристроили две застекленные веранды.

После национализации и до начала 1980-ых годов в доме были коммуналки. Жильцы этих коммуналок на своё усмотрение проводили перепланировку и ремонт внутренних помещений. В этот период была утрачена веранда-галерея с западной стороны дома.

В 1983 году коммуналки расселили, а дом перешёл в ведение Министерства мясной и молочной промышленности. В нём планировали разместить ассортиментный кабинет. Но сначала руководство министерства решило отреставрировать особняк. Работу поручили институту «Спецпроектреставрация». Реставраторы обследовали помещения и обнаружили в четырёх парадных комнатах уникальную отделку стен и потолка: живопись на двойном слое бумаги. Такую отделку можно считать предком современных обоев. Она широко применялась в начале 19 века, но до наших дней практически не сохранилась. В подсобном помещении были обнаружены уникальные изразцы, которыми украшена печь.

Обнаруженные уникальные элементы декора интерьеров увеличили стоимость реставрационных работ - Министерство мясной и молочной промышленности отказалось от использования особняка. Реставрация дома продолжалась до 1986 года. Проектной и исследовательской деятельностью руководила мастерская № 7 института «Спецпроектреставрация». Возглавил проект почётный член Академии художеств, один из ведущих реставраторов страны Савва Васильевич Ямщиков. В конце концов здание передали институту реставрации, в его ведении особняк оставался более тридцати лет. В доме разместились реставрационные мастерские и экспозиционные залы для проведения выставок и культурных мероприятий.

Но время шло, особняку требовались ремонтно-реставрационные мероприятия, но Министерство культуры практически не выделяло институту реставрации для это средств. Сотрудники института привлекали для работ даже волонтёров, которые расчищали слои краски на фасаде.

В 2018 году Министерство культуры передало здание в безвозмездное пользование Фонду во имя святого архангела Михаила сроком на 25 лет. Институт реставрации покинул здание, хотя со слов гида некоторые реставрационные мастерские всё-таки занимают помещения в антресольном этаже.

С 2021 по 2024 год в особняке проводились комплексные реставрационные работы под эгидой Департамента культурного наследия Москвы. Специалисты восстановили фасады дома, заменили полусгнившие стропила и балки перекрытия, укрепили стены подвала, воссоздали наборный паркет и утраченную оконную и дверную столярку, отреставрировали печи, сохранившиеся двери и другие элементы интерьеров. В частности были подготовлены для обзора сохранившиеся участки потолочных и стенных росписей. Эти сохранившиеся и отреставрированные элементы декора интерьеров мы и посмотрим.

Интерьеры

Первое помещение у нас на пути – небольшой вестибюль с кафельной печью и раскрытым участком стены. Фонд архангела Михаила помимо всего прочего занимается изготовлением икон и ёлочных игрушек в технике бисероплетения и вышивки бисером. В вестибюле нас встречает образец рождественской ёлки, украшенной бисерными игрушками.

Далее мы попадаем в парадную анфиладу. История не сохранила для нас описаний, как использовались те или иные комнаты при Палибине. Поэтому названия их будут условными.

Первая комната, вероятно, служила гостиной.

-3

На стенах сохранились фрагменты живописи на двойном слое бумаги. Такая отделка была дорогой и доступной только состоятельным людям. Например, потолки в усадьбе Останкино графа Шереметева оформлены именно так. Обнаружение этой отделки породило ряд вопросов. Если она появилась сразу после строительства дома, значит, Палибин был не таким бедным чиновником, как считалось ранее. Если же Палибин действительно был небогат, то росписи могли появиться позже, при других владельцах. Однозначных ответов на эти вопросы нет до сих пор.

Реставраторы выяснили, почему так хорошо сохранились росписи. Кто-то из более поздних владельцев, вероятнее всего Александр Иванович Редриков, затеял ремонт. Видимо существующая отделка его не устраивала. Стены и потолок обложили войлоком, укрепили дранкой и оштукатурили. А может быть войлок был применён для утепления значительно позже - в годы гражданской войны. Как бы то ни было, росписи оказались законсервированными под слоями войлока и штукатурки и идеально сохранились.

Реставраторы решили не воссоздавать стены и потолки в полном объеме, а показать лишь сохранившиеся участки росписей, а также войлочный слой и дранку. Такой подход позволяет максимально точно передать состояние объекта.

-5

Во время последней реставрации был воссоздан (именно воссоздан) наборный паркет, расчищены от многочисленных слоёв краски двери, отреставрированы дверные ручки и изготовлены копии утраченных.

-6

Следующая комната анфилады вероятнее всего была столовой. Именно в ней сохранилась потолочная и стенная роспись по бумаге с полевыми цветами. Букеты и гирлянды из полевых цветов в это время были модным атрибутом декора столовых.

-7

Затем мы попадаем в самую большую комнату анфилады. Она разделена на две части аркой, опирающейся на колонны тосканского ордена. Арку эту обнаружили во время реставрации 1980-ых годов. До этого проход между двумя частями помещения был заделан досками и оштукатурен.

-9

В этой комнате сохранилось больше всего потолочных и стенных росписей, характерных для ампира – с путти, гирляндами и букетами роз.

-11

При реставрации этого помещения была обнаружена одна интересная деталь. Под живописными обоями нашли еще один слой бумаги. Это хозяйственные счета, письма, ведомости межевой канцелярии – господин Палибин принёс с работы ненужные бумаги для выравнивания стен.

-12

Здесь, как и в других помещениях, хорошо сохранившуюся настенную и потолочную живопись оставили открытыми для экспонирования. Стены оштукатурили и покрасили в спокойные тона, чтобы подчеркнуть выразительные образцы декора, которому больше двухсот лет.

В комнатах парадной анфилады выставлены иконы, выполненные в технике вышивки бисером, жемчугом и поделочными камнями.

Возле деревянной лестницы, ведущей на второй этаж, под толстым слоем бумаги и обоев реставраторы обнаружили необычную печь. Необычна она тем, что украшена разномастными изразцами. Облицовка печи явно сборная, использовались изразцы разного стиля и разного времени изготовления. Рисунки изразцов тоже разные: ирисы и орхидеи, крошечные львы и такие же крошечные козлики, птицы и цветочные орнаменты, виды средневековых городов и кавалергарды в полном обмундировании. Вероятно, эти изразцы украшали печи в комнатах парадной анфилады. Во время одной из перестроек в середине 19 века, когда в моду вошли печи, отделанные белой кафельной плиткой, их сбили, но оставшиеся целыми изразцы выбрасывать не стали, а использовали для облицовки печки под лестницей.

-13

На втором этаже расположен мемориальный кабинет основателя отдела пропаганды художественного наследия Государственного научно-исследовательского института реставрации Саввы Васильевича Ямщикова. Именно в этой комнате Савва Васильевич любил работать, принимать посетителей, планировать выставки, которые открывались «в домике на Бурденко», как любил говорить Ямщиков.

-14

В помещениях, которые были пристроены со стороны двора при Недринском, росписей на стенах и потолке реставраторы не обнаружили. Это подтверждает предположение о том, что декор интерьеров появился всё-таки при Палибином. В этих комнатах мы можем познакомиться с благодарственными грамотами Фонду архангела Михаила и литературой по восстановленным при содействии фонда объектам.

Из пристроенных помещений можно пройти во двор. Здесь можно увидеть два этажа пристройки: обычный и антресольный. Сейчас помещения пристройки кроме кабинета Ямщикова занимают мастерские по реставрации и изготовлению вышитых икон.

Также со двора хорошо видна сохранившаяся часть застеклённой веранды-галереи и вход в полуподвал. В 19 веке здесь была кухня, а в 21 веке полуподвал стал квартирой Мастера из фильма Михаила Локшина "Мастер и Маргарита" 2024 года.

Для съёмок фильма во дворе построили беседку. Также добавили зелёные кусты, цветы и деревья.

Вот так, спустя более чем через двести лет с момента постройки, дом Палибина обрёл новую жизнь. Он стал не только местом, где разместились мастерские и выставочные пространства Фонда архангела Михаила, но и превратился в дом для булгаковского Мастера, вернувшись на сто лет назад - в Москву 1930-ых годов.

Ещё больше фотографий здесь http://www.peshkompomoskve.ru/palibins_house/